География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год
ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА - ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА - ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИИ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ
Тип урока |
Урок актуализации знаний и умений |
||
Цели деятельности учителя |
Способствовать формированию представлений о форме, внутреннем строении и размерах Земли, географических картах как особом источнике информации, их разнообразии по масштабу и содержанию; создать условия для формирования умений работать с глобусом, систематизировать карты по масштабу и содержанию, анализировать физические, политические, экономические карты |
||
Образовательные ресурсы |
Электронное приложение к учебнику: Виды географических карт, содержание географических карт |
||
План урока |
1. Форма и размеры Земли. 2. Глобус - модель земного шара. 3. Географическая карта - изображение Земли на плоскости. 4. Виды и значение географических карт. 5. Современные географические карты |
||
Основные понятия |
Форма и размеры Земли, глобус, легенда карты, физические, политические, экономические, контурные карты, генерализация |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе, сравнивать разнообразные по масштабу и содержанию карты, объекты и расстояния, обозначать их на контурной карте. Получат возможность научиться объяснять географические следствия формы и размеров Земли, выделять главные признаки понятия “географическая карта” как особого источника информации, классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения познавательных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивают правильность их выполнения |
Осознают ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира. Овладевают умениями ориентироваться на местности; использовать один из “языков” международного общения - географическую карту |
|
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) |
Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач урока. Подготовка к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки |
Слушают и обсуждают тему урока, пытаются самостоятельно формулировать цели |
Фронтальная работа |
|
II. Актуализация знаний |
Беседа. Работа по рис. 18, с. 28 |
Организует беседу и работу по рис. 18, с. 28 (Приложение 1) |
Знакомятся с новой информацией, соотносят ее с имеющимися знаниями о форме Земли |
Фронтальная работа |
Устные ответы |
III. Изучение нового материала |
Работа по теме урока с текстом учебника |
Организует самостоятельную работу учащихся по тексту учебника, п. 2, с. 27, с последующим обсуждением вопросов: “Каковы размеры Земли в сравнении с размерами Солнца и других планет Солнечной системы? Почему для сравнения выбраны именно эти планеты?” |
Самостоятельно изучают текст и участвуют в обсуждении |
Фронтальная и индивидуальная работа |
Устные ответы, индивидуальная работа в тетрадях |
Составление плана “Роль формы и размеров Земли” |
Рассказывает о роли формы и размеров Земли и организует деятельность учащихся по составлению плана рассказа (Приложение 2) |
Самостоятельно составляют план |
Индивидуальная работа |
Письменная работа в тетрадях |
|
Работа с глобусом |
Организует работу с глобусом (Приложение 3) |
Осмысливают информацию, выполняют задания |
Работа в парах или группах |
Устные ответы, задания |
|
Работа с электронным приложением к учебнику “Виды географических карт, содержание географических карт” |
Организует работу с электронным приложением к учебнику “Виды географических карт, содержание географических карт”. Комментирует слайды, задает вопросы: 1) Каковы главные признаки понятия “географическая карта”? 2) Что такое генерализация? 3) Чем топографический план отличается от географической карты по масштабу, размерам изображенной территории, содержанию? |
Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию |
Фронтальная работа |
Устные ответы |
|
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
Составление схемы “Виды географических карт” |
Организует работу по тексту учебника, п. 2, с. 30-31. Определяет задания по практическому использованию составленной схемы (Приложение 4) |
Составляют схему “Виды географических карт”, выполняют задания |
Индивидуальная работа |
Проверка выполнения задания в тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль |
Выполняют задания |
Индивидуальная работа |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание |
§ 8, 9, выполнить задание в контурных картах |
Конкретизирует домашнее задание: - В контурных картах полушарий укажите ось, Северный полюс, Южный полюс, экватор, меридиан |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
Приложение 1
Беседа
- Какую форму имеет наша планета? Приведите известные вам доказательства шарообразности Земли.
- Кто первым привел доказательство шарообразности Земли? (Аристотель.)
- Кто первым измерил величину земного шара? (Эратосфен.)
Он измерил длину дуги меридиана, а затем на этой основе рассчитал длину всей окружности Земли по меридиану. Она оказалась равной почти 40 000 км, что близко к действительности.
В связи с развитием знаний о Земле представления о ее размерах и форме получили четкие доказательства.
В настоящее время научно доказано, что Земля имеет размеры:
Экватор - 40 075 км.
Меридиан - 40 009 км.
Окружность - 40 000 км.
Экваториальный радиус - 6378 км.
Полярный радиус - 6357 км.
- Исходя из этих данных, скажите, Земля имеет форму идеального шара? (Нет.)
- Почему?
- На сколько экваториальный радиус длиннее полярного?
- В районе чего сплюснута Земля? (У полюсов.)
Истинная геометрическая фигура Земли была названа геоидом. (Геоид значит землеподобный.)
Приложение 2
Составление плана “Роль формы и размеров Земли”
(По ходу рассказа учителя обучающиеся составляют план и записывают его в тетрадь.)
Форма и размер Земли имеют большое географическое значение. Шарообразная фигура Земли обусловливает уменьшение угла падения солнечных лучей на земную поверхность от экватора к полюсам и как следствие этого явления - образование нескольких тепловых поясов. Тепловые пояса, в свою очередь, наряду с другими факторами (размеры и масса Земли, определенное расстояние ее от Солнца) обусловливают закономерное изменение природных процессов и явлений по направлению от экватора к полюсам.
Размер и масса Земли предопределяют такую силу земного притяжения, которая удерживает атмосферу определенного состава и гидросферу, без которых невозможна жизнь.
Важно и расстояние Земли от Солнца. При более близком положении Земли к Солнцу, чем теперь, она могла бы превратиться в раскаленную пустыню, при более отдаленном - приобрести постоянный ледяной панцирь.
Приложение 3
Работа с глобусом
(Один глобус на каждой парте, если есть такая возможность, или один на группу из 5-6 человек.)
Глобус - объемная модель Земли. Он показывает шарообразную (геоидную) форму нашей планеты. На глобусе материки (показ материков); океаны (показ на глобусе), острова (показ), реки (показ) и другие объекты Земли изображаются в неискаженном виде, сохраняя свою форму, длину, площадь, в отличие от карт. Направления на глобусе совпадают с направлениями на Земле.
У глобуса всюду один и тот же масштаб, который обычно надписывается в южной части Тихого океана. Масштабы школьных глобусов весьма мелкие: 1 : 50 000 000, то есть в 1 см - 500 км, истинное расстояние на нем уменьшено в 50 000 000 раз. Для определения расстояния на глобусе надо ниткой или полоской бумаги измерить расстояние между заданными пунктами и, зная масштаб глобуса, вычислить истинное расстояние (можно также с помощью масштабной линейки) (рисунок в атласе, с. 12).
Задания:
1) Покажите СП, ЮП, экватор, меридиан, ось.
2) Назовите размеры Земли.
3) Покажите масштаб на глобусе и просчитайте его.
4) Покажите на глобусе: Евразию, Россию, Москву.
5) Вычислите расстояния: от Москвы до Санкт-Петербурга, протяженность Уральских гор.
Приложение 4
Задания по практическому использованию составленной схемы
Работа с картами (карты на доске: физическая карта полушарий, физическая карта России, политическая карта мира, экономическая карта России).
Задания:
1) Рассмотрите карты. Назовите их.
2) Что общего в них, чем они отличаются?
3) Какой вид карт мы не рассмотрели? (Контурные карты.)
4) В чем их отличие, зачем они созданы?