География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год
ГРАДУСНАЯ СЕТЬ НА ГЛОБУСЕ И КАРТАХ - ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА - ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИИ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ
| 
 Тип урока  | 
 Урок усвоения новых знаний  | 
||
| 
 Цели деятельности учителя  | 
 Способствовать формированию представлений о параллелях и меридианах, градусной сети; создать условия для формирования умений определять направления и расстояния по карте  | 
||
| 
 Образовательные ресурсы  | 
 Электронное приложение к учебнику: Меридианы и параллели  | 
||
| 
 План урока  | 
 1. Меридианы и параллели. 2. Градусная сеть на глобусе и картах. 3. Составление заданий на определение направлений по карте  | 
||
| 
 Методы и формы обучения  | 
 Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные  | 
||
| 
 Основные понятия  | 
 Параллели, меридианы, градусная сеть  | 
||
| 
 Планируемые результаты  | 
|||
| 
 Предметные  | 
 Метапредметные УУД  | 
 Личностные УУД  | 
|
| 
 Научатся называть и показывать на картах и глобусе экватор, начальный меридиан, полюсы (Северный и Южный), полушария (Северное, Южное, Восточное, Западное), находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте. Получат возможность научиться определять направления и расстояния по карте.  | 
 Познавательные: развивают способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Коммуникативные: кратко формулируют свои мысли в устной и письменной форме, участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимают решения, оценивают достигнутые результаты  | 
 Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности  | 
|
Организационная структура урока
| 
 Этапы урока  | 
 Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения  | 
 Деятельность учителя  | 
 Деятельность учащихся  | 
 Формы организации совзаимодействия на уроке  | 
 Формы контроля  | 
| 
 I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)  | 
 Эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала  | 
 Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки  | 
 Обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать  | 
 Фронтальная работа  | 
|
| 
 II. Актуализация знаний  | 
 Сообщения об электронной карте, найденной в сети Интернет  | 
 Организует слушание сообщений обучающихся об электронной карте, найденной в сети Интернет  | 
 Представляют сообщения об электронной, карте, найденной в сети Интернет  | 
 Индивидуальная работа  | 
 Устные ответы  | 
| 
 III. Изучение нового материала  | 
 Работа с электронным приложением к учебнику “Меридианы. Параллели”  | 
 Организует работу с электронным приложением к учебнику, комментирует новую информацию, задает вопросы (Приложение)  | 
 Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию  | 
 Индивидуальная работа  | 
 Устные ответы  | 
| 
 IV. Первичное осмысление и закрепление изученного  | 
 Работа с глобусом  | 
 Организует работу с глобусом: - Покажите на глобусах и назовите, в каких полушариях находятся: 1) Северная Америка; 2) Острова Новая Зеландия; 3) о. Гренландия; 4) Антарктида; 5) Африка. (Ответы должны быть полными, например: Северная Америка расположена в Северном полушарии относительно экватора, в Западном полушарии относительно нулевого меридиана.)  | 
 Отвечают на вопросы, используя новые знания  | 
 Фронтальная работа  | 
 Устные ответы  | 
| 
 Работа с картой  | 
 Организует работу с картой: - По карте полушарий в атласе определите, в каком направлении от озера Виктория находится река Конго; от города Берлина - Москва  | 
||||
| 
 V. Итоги урока. Рефлексия  | 
 Обобщение полученных на уроке сведений  | 
 Нацеливает на самостоятельную работу при выполнении заданий 4, 5, с. 34, организует контроль  | 
 Выполняют задания  | 
 Индивидуальная работа  | 
 Оценивание работы учащихся на уроке  | 
| 
 Домашнее задание  | 
 § 10, задание 6, с. 34  | 
 Конкретизирует домашнее задание  | 
 Записывают домашнее задание  | 
 Индивидуальная работа  | 
Приложение
Знакомство с новой информацией
Когда мы впервые идем к кому-то в гости, мы узнаем адрес: улицу, номер дома, номер квартиры.
А вот для того чтобы узнать адрес любого географического объекта, необходимо научиться определять его географические координаты.
Для определения координат на глобусе и карте существует градусная сеть - система меридианов и параллелей. Построение градусной сети возможно потому, что шарообразная Земля вращается вокруг оси, обусловливая существование двух неподвижных точек - полюсов, которые и являются точками отсчета.
- Покажите полюсы на глобусах.
Географические полюсы - Северный и Южный - точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью. На полюсах нет сторон горизонта.
- Покажите на глобусе экватор.
Экватор (от лат. - уравнитель) - линия пересечения земного шара плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно оси ее вращения.
Параллельно экватору проведены линии, которые называются параллелями.
- Назовите самую большую параллель. (Экватор.)
- Одинакова ли длина всех параллелей? (Нет.)
- Как изменяется длина? (Уменьшается от экватора к полюсам.)
Экватор делит Землю на два полушария.
- Назовите и покажите эти полушария на глобусах.
- Покажите на глобусах нулевой меридиан.
Меридианы (от лат. - полуденный) - линии сечения земной поверхности, проходящие через ось вращения Земли и, соответственно, через оба ее полюса. (Рассмотреть рисунок 19, с. 33.)
- Одинакова ли длина всех меридианов? (Одинакова.)
- Определите по глобусу, через сколько градусов проведены параллели и меридианы?
- Вспомните, чему равна длина окружности в градусах. Меридиан - полуокружность: чему равна его длина в градусах; в километрах (длина окружности равна 40000 км)? (Длина меридиана в среднем 111,1 км.)
- Нулевой меридиан делит Землю еще на два полушария. Какие? Покажите их на глобусе. (Восточное и Западное.)