Ориентирование - ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА

Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год

Ориентирование - ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА

Планируемые образовательные результаты

В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:

На предметном уровне

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; ориентироваться по глобусу и карте; определять направления по сторонам горизонта на местности по компасу, местным признакам, азимуту; определять азимут; двигаться по азимуту.

На метапредметном уровне

См. метапредметные результаты по теме раздела “Географическая карта”.

На личностном уровне

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание значения навыков ориентирования в жизни человека; понимание и принятие правил работы при проведении практической работы.

Решаемая учебная проблема

Какие карты удобно использовать для определения азимута на небольшом участке местности?

Основные понятия, термины

Ориентирование, компас, стороны горизонта, азимут, движение по азимуту.

Оборудование

Учебник, географические атласы, компасы, транспортиры, карточки с заданиями на определение азимута.

Практическая работа

Определение сторон горизонта с помощью компаса и определение азимута. Составление простейшего плана местности.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I. Актуализация знаний

Давайте вспомним

1. Что такое ориентирование?

2. Зачем необходимо ориентироваться на местности?

3. Какие бывают стороны горизонта?

4. Как называется прибор, позволяющий определить стороны горизонта?

II. Изучение нового материала

Постановка проблемы

В программе “Вести” показали репортаж о пропавших школьниках. Они отправились в поход в глухую тайгу и заблудились. У одного из них с собой был компас. Благодаря этому ребята смогли найти дорогу к лагерю. Как же им это удалось?

А если компаса под рукой не оказалось? Как ориентироваться в такой ситуации?

В нашей повседневной жизни очень часто необходимо определить своё местоположение и правильное направление движения. Как найти нужную улицу в незнакомом районе? Как выйти к железнодорожной станции во время похода? Как не заблудиться в лесу и найти обратную дорогу? Иногда нам на помощь приходят хорошо запоминающиеся предметы-ориентиры — отличающийся от других дом, вывеска, дорожный знак, колодец, мост или природный объект (овраг, озеро, раскидистое дерево). В других случаях нам, как и древним мореходам и путешественникам, поможет знание сторон горизонта, а также положение Солнца и звёзд на небе. Во всех случаях мы должны уметь ориентироваться.

Ориентирование — умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта и других объектов.

Ориентир на восток известен с древности, ведь на востоке восходит солнце. Позднее главными ориентирами стали направления север — юг и запад — восток. Без знания сторон горизонта человек не смог бы освоить окружающую территорию, проложить дороги, построить мосты, управлять кораблями и самолётами. У каждого человека в течение жизни складывается образ пространства, мысленный рисунок определённой территории. Чем больше мы ходим и ездим, чем больше видим, тем ярче образ, тем точнее рисунок. Так складывается наше представление о географической картине мира.

Если необходимо определить направление с наибольшей точностью, то знаний направлений сторон горизонта недостаточно. Здесь должен помочь азимут. В переводе с арабского языка это слово означает “путь, направление”.

III. Практическая работа

Вариант 1 (в кабинете)

Алгоритм выполнения работы

1. С помощью текста учебника на с. 44 найдите определение понятию АЗИМУТ, выявите главные признаки этого понятия, выпишите его в тетрадь.

2. Рассмотрите по рисунку 22, с. 44 учебника правила определения азимута на разные предметы с помощью компаса.

3. Составьте памятку “Как работать с компасом”.

Памятка “Как работать с компасом” (пример)

— Положите компас на ровную поверхность.

— Поворачивайте компас до тех пор, пока направление на север (буква С или тёмная полоса) не совпадёт с тёмным концом магнитной стрелки.

— В этом положении стрелка компаса показывает направление север — юг.

4. Определите азимуты разных объектов по карточке с помощью транспортира.

(Пример карточки)

Вариант 2 (на участке)

Учащиеся вместе с учителем выходят на участок и делятся на группы по 4 человека.

Задания

— От заданной точки определить азимут дерева, входной двери и т. д.

— Сосчитать количество шагов до объекта.

— Игра “Кладоискатели”: каждой группе выдаётся задание (азимут 108° — 10 шагов, азимут 30° — 5 шагов, азимут 90° — 5 шагов — клад.) Кто найдёт клад первым?

Давайте подумаем

Какие карты удобно использовать для определения азимута на небольшом участке местности?

Прочтите на с. 45 учебника способы движения по азимуту.

IV. Закрепление

1. На глобусе и карте направление на север определяется:

а) по меридиану;

б) по условным знакам;

в) по параллели;

г) по масштабу.

2. В каком направлении двигалась группа туристов, если Полярную звезду они видели справа от себя?

а) На юго-восток;

б) на север;

в) на восток;

г) на запад.

3. В полдень Солнце бывает на:

а) севере;

б) востоке;

в) западе;

д) юге.

4. Выберите правильный ответ.

Азимут — это:

а) угол между направлением на юг и на какой-нибудь предмет местности;

б) угол между направлением на север и на какой-нибудь предмет местности;

в) угол между направлением на восток и на какой-нибудь предмет местности.

5. Установите соответствие.

1

Азимут

А

Прибор, с помощью которого можно ориентироваться на местности

2

Компас

Б

Направление к точке видимого горизонта или угол между двумя такими направлениями

3

Румб

В

Угол между направлениями на север и направлением на объект

6. Допишите название сторон горизонта, противоположные данным.

а) Север —______________­__________________

б) Юго-восток —____________________________

в) Северо-восток —_________________________

г) Запад —______________­___________________

7. Установите соответствие.

1

Компас

А

В переводе с арабского это слово означает “путь, направление

2

Созвездие

Б

Прибор, изобретение которого способствовало развитию мореплавания

3

Азимут

В

Небесные тела, по которым можно определить стороны горизонта

V. Домашнее задание

§ 7, вопросы и задания на с. 46 учебника.






Для любых предложений по сайту: [email protected]