Виды условных знаков - ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА

Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год

Виды условных знаков - ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА

Планируемые образовательные результаты

В результате педагогического взаимодействия на уроке обучающиеся смогут:

На предметном уровне

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; работать с условными знаками; классифицировать географические карты и условные знаки; выполнять простейшие задания на контурной карте; читать географические карты га основе их легенды; сравнивать географические карты.

На метапредметном уровне

См. метапредметные результаты по теме раздела “Географическая карта”.

На личностном уровне

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание роли условных знаков при анализе и чтении географических карт; понимание и принятие правил работы при проведении практической работы.

Решаемая учебная проблема

Зачем необходимо использовать единую систему обозначения географических объектов на карте?

Основные понятия, термины

Условные знаки, легенда карты, качественный фон, способ значков, линейный знак, изолиния, знак движения, общегеографическая карта, тематическая карта, мелкомасштабная карта, крупномасштабная карта, топографическая карта, план.

Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь, географический атлас, цифровые географические карты, космические снимки, контурные карты.

Практическая работа

Чтение тематических карт.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I. Актуализация знаний

Давайте вспомним

1. Какие изображения земной поверхности вы знаете?

2. Чем рисунок отличается от карты?

II. Изучение нового материала

У человека всегда существовала потребность рассказывать о том, где он был, что видел. Рассказы о своих и чужих землях часто сопровождали рисунками. Если их разместить на бумаге, коре дерева или на камне, то получится простейший план местности.

Благодаря наскальным рисункам жителей Африки мы знаем о процветании многих народов нынешней пустыни Сахара несколько тысяч лет назад. А рисунки древних египтян могут рассказать о природе Нила.

Вопрос классу. В чём достоинства и недостатки древних планов?

В Средневековье план местности стали наносить на бумагу. Так появились первые рукописные карты. Посмотрите рукописную карту 1527 г.

Современные топографические карты позволяют определить ширину реки, протяжённость дороги, границы леса и другие объекты.

Для создания топографических планов и карт используют современную технику. Например, специально оборудованные самолёты. Фотоснимки, получаемые в результате аэросъёмки земной поверхности, называют аэрофотоснимками. Точность и подробность изображения объектов местности — важные свойства современных топографических карт. Но чтобы научиться читать карту, необходимо знать язык карт. Буквами в картах являются условные знаки. (Рисунок на доске или выводится на экран.)

Давайте подведём итог

Применяемая система условных знаков называется легендой карты.

Давайте запомним

Условные знаки — это графические символы, используемые для изображения объектов местности и их характеристик. Система условных знаков, применённых на карте, называется легендой карты.

Рассмотрите рисунок 20 учебника на с. 38. Чем отличаются эти карты друг от друга?

Способы изображения на географических картах

(Работа с учебником, с. 37—40)

• Качественный фон;

• значки;

• изолинии;

• знаки (линии) движения.

В зависимости от масштаба изображаемой местности различают карты:

• крупномасштабные — от 1:10000 до 1:200000;

• среднемасштабные — от 1:200000 до 1:1000000;

• мелкомасштабные — мельче 1:1000000.

Самый мелкий масштаб используется для карты мира.

По величине изображённой территории карты подразделяются на мировые, карты материков и океанов, карты отдельных стран и их частей.

Составим схемы:

Известный английский писатель Р.Л. Стивенсон писал: “Говорят, некоторые люди не интересуются картами — я с трудом этому верю”. Старые ли карты, компьютерные ли их изображения — все они являются орудием познания и средством, позволяющим людям взаимодействовать друг с другом. Карта — выдающееся создание человеческой мысли.

К страшным последствиям может привести неправильно созданная карта. Известный путешественник Витус Беринг поплатился жизнью, доверившись ошибочной карте, на которой к югу от Камчатки была показана “Земля Гамы”. Напрасно проискав три недели эту землю, он попал в шторм и погиб во время вынужденной зимовки.

Карту нельзя заменить никаким описанием. Она точно передаёт географическую информацию, наглядна, позволяет изучать пространственные взаимосвязи, планировать и прогнозировать многие явления и процессы.

III. Практическая работа

1. Изучите свой школьный атлас по географии. Опишите различные географические карты, заполнив таблицу в тетради:

Вид географических карт атласа

Что изображено

Масштаб

1. Физическая карта полушарий



2. Физическая карта России



3. Политическая карта мира



4. ...



2. Когда и почему возникли географические карты?

3. Что называется географической картой?

4. Какими свойствами обладает карта?

5. Как различаются карты по масштабу?

6. О чём рассказывает легенда карты?

7. Выберите две особенности, которые отличают мелкомасштабную карту:

а) изображаются небольшие участки территории;

б) учитывается кривизна шарообразной поверхности Земли;

в) присутствует градусная сетка;

г) используется крупный масштаб.

8. Карта масштаба 1:500000 относится к:

а) крупномасштабным;

б) среднемасштабным;

в) мелкомасштабным.

9. Проанализируйте физическую карту вашей области, края и сделайте вывод, к каким картам по масштабу она относится.

10. По физической карте России определите масштаб (численный, именованный и линейный).

11. Распределите карты указанных масштабов по мере уменьшения их подробности (от самой крупной до самой мелкой).

а) М — 1:1000000

б) М — 1:250000

в) М — 1:10000

г) М — 1:100000

IV. Закрепление

Задания на с. 42.

V. Домашнее задание

§ 6.






Для любых предложений по сайту: [email protected]