Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год
Атмосферное давление - АТМОСФЕРА
Планируемые образовательные результаты
В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:
На предметном уровне
Давать определения терминов, понятий по тематике урока; объяснять причины изменения атмосферного давления воздуха с высотой; устанавливать зависимость атмосферного давления от температуры; определять и рассчитывать атмосферное давление; работать с тематическими картами; измерять атмосферное давление с помощью барометра.
На метапредметном уровне
См. метапредметные результаты по теме раздела “Атмосфера”.
На личностном уровне
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание закономерностей изменения атмосферного давления во времени и пространстве, влияния атмосферного давления на здоровье человека; понимание и принятие процедуры инструментального определения атмосферного давления.
Решаемая учебная проблема
На всех ли планетах Солнечной системы можно регистрировать атмосферное давление?
Основные понятия
Атмосферное давление, нормальное атмосферное давление, барометр, ртутный барометр, барометр-анероид.
Оборудование
Физическая карта полушарий, барометр, календарь погоды.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
I. Актуализация знаний
Вспомните
1. Что такое атмосфера?
2. Из чего состоит атмосфера?
На предыдущих уроках мы с вами говорили о важнейшей оболочке Земли — атмосфере. Давайте вспомним:
1) Каково строение атмосферы?
2) Какое значение имеет атмосфера для жизни на Земле?
3) Почему вершины высоких гор покрыты снегами и льдами?
4) Как нагревается воздух над сушей и морем?
5) Какие свойства характерны для тёплого и холодного воздуха?
II. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы будем удивляться.
Опыт № 1. “Вода в перевёрнутом стакане”
Наливаем в стакан воду до самого края. Прикрываем стакан листком плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро перевернём стакан кверху дном. Теперь уберём ладонь. Вода из стакана не выливается.
Опыт № 2. “Яйцо в бутылке”
Это очень известный опыт, который и до сих пор производит сильное впечатление.
Сварим яйцо вкрутую. Возьмём пустую бутылку из-под кефира. Очистим яйцо от скорлупы. Берём лист бумаги, скрутим его трубкой, подожжём и горящую бумагу быстро опустим в бутылку. Подождём, пока бумага прогорит, а затем положим очищенное яйцо на горлышко бутылки. Пройдёт немного времени, и — о, чудо! — яйцо протиснется через горлышко внутрь бутылки.
Опыт № 3. “Наказанное любопытство”
Возьмите жестяную банку, лучше из-под концентрированного сгущённого молока, которое можно вылить, пробив в одном из донышек два отверстия гвоздиком. В том же донышке нужно сделать ещё несколько таких же отверстий. А вот с противоположной стороны пробейте гвоздём едва заметное, маленькое отверстие.
Теперь надо опустить банку в сосуд с водой, причём той стороной, в которой несколько отверстий. Выждав некоторое время, прикройте пальцем верхнее отверстие и вытащите банку из воды так, чтобы “сито” было снизу.
Пусть теперь кто-то из ребят подставит руку под банку снизу, под дно. (Крепко держите пальцем верхнюю дырочку.) Загляните под дно и сами. Ничего особенного, банка как банка, только с дырками. Ну а теперь попросите, чтобы под дно банки кто-то из ребят протянул руку, и скорее отпускайте палец, закрывающий верхнее отверстие.
— Как вы думаете, что за сила удерживает бумагу, проталкивает яйцо в бутылку, удерживает воду в банке?
Как измерить давление атмосферы, впервые догадался итальянский учёный Э. Торричелли. Предложенный им опыт был осуществлён в 1643 г. В этом опыте использовалась запаянная с одного конца стеклянная трубка длиной около 1 м. Её наполнили ртутью и, закрыв пальцем (чтобы ртуть не вылилась раньше времени), перевернув, опустили в широкую чашу с ртутью. После того как трубку открыли, часть ртути из неё вылилась и в её верхней части образовалось безвоздушное пространство. При этом высота столба ртути в трубке оказалась равной примерно 760 мм (если отсчитывать её от уровня ртути в чаше).
Результаты этого опыта Торричелли объяснил следующим образом. “До сих пор, — писал он, — существовало мнение, будто сила, не позволяющая ртути, вопреки её природному свойству, падать вниз, находится внутри верхней части трубки, т.е. заключается либо в пустоте, либо в веществе предельно разрежённом. Однако я утверждаю, что это сила — внешняя — и что сила берётся извне. На поверхность жидкости, находящейся в чаше, действуют своей тяжестью 50 миль воздуха. Что же удивительного, если ртуть... поднимается настолько, чтобы уравновесить тяжесть наружного воздуха”.
Итак, атмосферное давление равно давлению столба в трубке.
Наблюдая за высотой ртутного столба в трубке, Торричелли неожиданно для себя заметил, что атмосферное давление непостоянно и в зависимости “от теплоты или холода” (как писал он сам) высота столба ртути оказывается разной.
В настоящее время давление атмосферы, равное давлению столба ртути высотой 760 мм при температуре 0°С, принято называть нормальным атмосферным давлением.
Атмосферное давление, близкое к нормальному, наблюдается обычно в местностях, находящихся на уровне моря. С увеличением высоты над уровнем моря (например, в горах) давление уменьшается.
Самостоятельная работа
Рассмотрите рисунок. Выполните следующие задания:
1. Как изменяется атмосферное давление при подъёме/ опускании?
2. В какой из указанных точек атмосферное давление будет наиболее/наименее высоким?
3. Для каждой из точек выберите соответствующие показатели атмосферного давления: 760 мм рт. ст., 780 мм рт. ст., 740 мм рт. ст., 710 мм рт. ст. (Ответ: А — 760; В — 740; С — 710; D — 780.)
4. Из предложенного списка выберите данные повышенного и пониженного атмосферного давления, впишите их в схему: 740 мм, 730 мм, 760 мм, 780 мм, 795 мм.
На каждый квадратный сантиметр поверхности атмосфера давит с силой 1 кг 33 г. Люди, как и многие животные, приспособлены к этому давлению. Мы его не чувствуем, так как оно уравновешивается давлением, существующим внутри организма.
— Первые воздухоплаватели обнаружили, что при подъёме вверх становится трудно дышать. То же самое происходит и при подъёме в горы. Почему это происходит? (Воздух становится менее плотным, и молекулы воздуха находятся на большом расстоянии друг от друга.) При этом уменьшается и давление.
Знакомство с устройством барометров и их видами
1. Ртутный барометр (работа с рис. 82 учебника, с. 116).
2. Барометр-анероид (демонстрация прибора учителем, знакомство с принципом работы).
3. Альтиметр (учитель поясняет его использование).
III. Закрепление изученного материала
Решение задач
1. (У доски.)
а) Альпинисты поднимаются на гору, высота которой 5100 м. У подножия горы давление составляет 720 мм рт. ст. Какое давление будет на вершине горы?
Для решения задачи используется формульная зависимость: при подъёме на 10,5 м атмосферное давление уменьшается на 1 мм рт. ст.
5100 : 10,5 = 486
720 - 486 = 234 мм рт. ст.
Ответ: 234 мм рт. ст.
б) Определите, на какой высоте летит самолёт, если за бортом самолёта давление 450 мм рт. ст., а у поверхности Земли 750 мм. рт. ст.
1) 750 - 450 = 300 мм рт. ст.
2) 10,5 x 300 = 3150 м
Ответ: 3150 м.
в) В каком из пунктов, указанных на рисунке, наблюдается наибольшее атмосферное давление:
1) А
2) В
3) С
4) D
2. Работа с карточками из раздаточного материала (время работы 5 мин).
Решите задачу. У подножия холма барометр показывает давление 750 мм рт. ст., а на вершине — 761 мм рт. ст. Чему будет равна высота холма?
Заполните пропуски в тексте. Нормальным атмосферным давлением принято считать давление _____ мм рт. ст. на высоте _____ над уровнем моря при температуре _____ °С на широте _____.
IV. Домашнее задание
§ 17, тест на с. 135, абзац 2,3.