Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год
Движение воздуха - АТМОСФЕРА
Планируемые образовательные результаты
В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:
На предметном уровне
Давать определения терминов, понятий по тематике урока; устанавливать причинно-следственные связи между характером подстилающей поверхности, температурой воздуха над ней и атмосферным давлением и образованием ветра; объяснять зависимость силы ветра от разницы атмосферного давления; работать с тематическими картами; определять силу, скорость и направление ветра с помощью приборов; строить розу ветров; классифицировать ветра; трансформировать географическую информацию из одного вида представления в другой.
На метапредметном уровне
См. метапредметные результаты по теме раздела “Атмосфера”.
На личностном уровне
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание закономерностей образования ветра, его влияния на жизнь и здоровье человека; понимание и принятие процедуры инструментального определения направления, силы и скорости ветра; принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в атмосфере.
Решаемые учебные проблемы
Почему ветер почти всегда несёт с собой прохладу?
Основные понятия
Ветер, бриз, дневной бриз, ночной бриз, флюгер, роза ветров.
Оборудование
Физическая карта полушарий, барометр, календарь погоды.
Тип урока
Проблемно-поисковый.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
I. Актуализация знаний
Вспомните
1. Что такое воздух?
2. Какие закономерности существуют в распределении температуры по поверхности Земли?
3. Что такое атмосферное давление?
Отгадайте загадки
1 группа Фырчит, рычит, Ветки ломает, Пыль поднимает, С ног сбивает, Слышишь его, Да не видишь его. |
3 группа Я берёзу качну, Я тебя подтолкну, Налечу, засвищу, Даже шапку утащу. А меня не видать. Кто я? Можешь угадать? |
2 группа Неизвестно, где живёт. Налетит — деревья гнёт. Засвистит — по речке дрожь. Озорник, а не уймёшь. |
4 группа Летит без крыльев и поёт Прохожих задирает. Одним проходу не даёт, Других он подгоняет. |
5 группа По полю рыщет, Поёт да свищет, Деревья ломает, К земле приклоняет. |
7 группа Всё ломаю, Всё срываю, Никому пощады нет. |
6 группа Без рук, без ног, Под окном стучится, В избу просится. |
8 группа Без рук, без ног, А ворота отворяет И нас подгоняет. |
Итак, какая же сегодня тема урока? (Ветер.)
Вы узнаете
1. Что такое ветер.
2. Причины образования ветра.
3. Приборы для определения направления и силы ветра.
4. Что такое роза ветров.
II. Изучение нового материала
В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами, кружились в воздухе листовки и медленно опускались на землю. Из них люди узнавали правду о положении на фронте. Три дня фашистские дозорные зорко следили за небом, пытаясь обнаружить там самолёт, но безуспешно. Самолёта не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом стало известно, мальчик по имени Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы. Труба имела высоту 30 м.
(Вывешивается на доске рисунок.)
Если у поверхности Земли давление воздуха 760 мм рт. ст., то на верхнем конце трубы сколько? (757 мм рт. ст.)
— И что же вы видите? Где воздух испытывал большее давление? (У основания трубы, внизу.)
Итак, внизу давление больше, а вверху — меньше. Подумайте и продолжите мой рассказ. (Воздух снизу устремился вверх и унёс с собой листовки. Возникло движение воздуха.)
— А как можно назвать это движение воздуха? Почему летали листовки? Кто их распространял по воздуху? (Ветер.)
На сегодняшнем уроке мы должны узнать, отчего же возникает ветер на Земле.
— Какое самое главное условие необходимо, чтобы возникло движение воздуха — ветер? (Разница в атмосферном давлении.)
Представим себе очень жаркий летний день. Небо ясное, ни одного облачка, очень хочется, чтобы подул ветерок. Мы подъезжаем к лесу и ощущаем дуновение ветерка. Как образуется ветер у поверхности Земли?
Рассмотрим, что происходит в атмосфере в жаркий летний день. Открытое пространство, например поверхность луга, нагревается сильнее, чем земная поверхность над лесом. Нагревшийся от земли тёплый лёгкий воздух поднимается вверх, и над лугом формируется область пониженного атмосферного давления. Прохладный воздух из леса, где давление чуть выше, начинает перемещаться на луг, где давление ниже. Так возникает ветер.
Образование ветра
— Что же такое ветер? Давайте сформулируем понятие.
Понятие |
Что такое |
Существенные признаки |
||
Ветер |
= |
движение воздуха |
+ |
• в горизонтальном направлении • из области высокого в область низкого атмосферного давления |
Давайте запомним
Ветер — это движение воздуха из областей с высоким атмосферным давлением в области с низким атмосферным давлением.
Вспомните, что мы чувствуем (наблюдаем), когда приближаемся к берегу водоёма (реки, озёра, моря). (Дует лёгкий ветер.)
Главная причина образования ветра — разница в атмосферном давлении. Почему вода медленнее нагревается и остывает, а суша, наоборот, быстрее и нагревается и остывает?
Слово “бриз” в переводе с французского языка — “лёгкий ветер”. Он образуется на берегу морей и больших озёр. В умеренных широтах бриз охватывает слой воздуха толщиной 200—300 м. Бризы — это ветры, возникающие на берегах морей и крупных озёр. Они меняют своё направление два раза в сутки (рассмотрите рис. 84 на с. 120 учебника). Бризы — не очень мощные ветры. Они распространяются всего от 10 до 50 км по обе стороны от береговой линии и на высоту 200—300 м.
Схема образования бризов
Практическое задание
— Перерисуйте в тетрадь рисунок А и обозначьте стрелкой направление дневного бриза. Для этого:
а) определите различия в нагревании поверхности суши и моря и обозначьте области атмосферного давления;
б) покажите стрелками направление ветра.
— Перерисуйте в тетрадь рисунок В и обозначьте направление ночного бриза.
Сформулируйте определение бриза. В чём главная особенность этого ветра?
— Как вы думаете, в какой сезон года бризы выражены сильнее?
А теперь попытаемся выстроить схему причинно-следственных связей и последовательно рассказать о причинах образования бриза (схема рисуется на доске):
Части схемы расположены беспорядочно. Поэтому перед вами стоит задача установить правильную последовательность звеньев цепи. (Учащиеся переносят правильно заполненную схему в тетрадь.)
Выводы
• Разная подстилающая поверхность по-разному нагревается солнцем, и над ней формируются области с разным атмосферным давлением. Воздух начинает перемещаться из области высокого давления в область низкого. Это горизонтальное движение называется ветром.
• Для того чтобы образовался ветер, нужна разная поверхность, например поле и лес. Над полем воздух нагреется быстрее и будет подниматься вверх. Образуется область низкого давления, куда будет дуть ветер.
• Ветер — это горизонтальное перемещение воздуха из области высокого давления в область низкого. Главное условие образования ветра — наличие областей с разным атмосферным давлением. Они могут образоваться, если земная поверхность будет по-разному нагреваться солнцем.
— Почему воздух нагревается по-разному? (Солнечные лучи падают на земную поверхность под разным углом и нагревают её по-разному.)
— Почему угол падения солнечных лучей разный? (Из-за различной высоты солнца.)
— Почему высота солнца различна? (Из-за шарообразности Земли.)
Задания
— Покажите стрелками направления, в которых будет дуть ветер в каждом из вариантов:
Пункт А Пункт Б
1. 760 мм 720 мм
2. 740 мм 720 мм
— В каком из вариантов сила ветра будет больше?
— Расскажите, как выглядит река, море, лес в безветренную погоду. А как при сильном ветре или урагане?
— Почему меняется сила (скорость) ветра?
— Вспомним основные свойства воздуха (подвижность, увеличение объёма при нагревании и уменьшение при охлаждении, изменение плотности, перемещение в сторону, где нет препятствия).
— В природе нагретый от поверхности воздух расширяется, устремляется вверх. С соседних территорий, где воздух более холодный и поэтому тяжелее и плотнее, он перемещается туда, где нет препятствий, то есть в сторону тёплого.
В атмосфере существуют разные ветры. Многие из них дуют на небольших территориях, их называют местными (например, бризы). Но существуют очень мощные ветры, которые формируют климат материков и океанов. Они охватывают всю тропосферу.
К крупнейшим воздушным течениям относятся муссоны, образующиеся на границах материков и океанов. Муссоны — это ветры, меняющие направление два раза в год.
Муссоны, так же как бризы, возникают из-за различий в нагревании и охлаждении суши и океана. Но в отличие от бризов формируются по сезонам года.
Зимой муссоны дуют с более холодного континента на тёплый океан, а летом — наоборот: с более холодного океана на тёплый материк.
Летние муссоны приносят на континенты влажный морской воздух с большим количеством осадков. Зимние муссоны — сухие, так как дуют с континентов на океан. Наиболее ярко муссоны проявляются на юге и востоке Евразии (Индия, Восточный Китай, Дальний Восток России).
— Сравните, что общего и в чём разница между бризами и муссонами.
Скорость ветра измеряется в метрах в секунду (м/с). Она зависит от разницы в давлении между областями повышенного и пониженного давления. Когда эта разница небольшая, то ветер слабый, то есть воздух перемещается с маленькой скоростью. Если разница в давлении увеличивается, то возрастает и скорость ветра. От скорости ветра зависит его сила: чем выше скорость ветра, тем больше сила, с которой он воздействует на наземные предметы.
— О какой силе ветра сказано в приведённых поэтических строках?
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звёзды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.
Чуть трепещет сребристых тополей листва. (Слабый)
(А.С. Пушкин)
И было, как видно, ему не впервые
Ломать, как тростинки, дубы вековые
И, крыши срывая, врываться в жилища.
Его назвали ветрило! Ветрище! (Ураган)
(С. Михалков)
Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны свежей мглой,
Не пылит дорога, не дрожат листы... (Штиль)
(М.Ю. Лермонтов)
Буря воет в саду, буря ломится в дом,
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать посадила... (Шторм)
(Н.А. Некрасов)
Направление ветра
На метеорологических станциях за направлением и скоростью ветра наблюдают с помощью флюгера (рис. 85, учебник, с. 121). Он работает, двигаясь при малейшем дуновении ветра. Таким же образом флюгер показывает преимущественное направление ветра — его хвостовая часть направлена в сторону, в которую дует ветер.
— Рассмотрите рисунок. Из каких частей состоит этот прибор? В переводе с голландского слово “флюгер” — “крыло”. Указатель флюгера называется флюгаркой. Он был изобретён в XIX в. в Петербурге Людвигом Вильдом.
Давайте запомним
Флюгер — прибор для определения направления ветра. Направление ветра — это направление, откуда он дует.
Роза ветров
Результаты наблюдений за направлением ветра можно изобразить с помощью особого графика — розы ветров.
Названия ветров древние греки брали из своих мифов. Бога западного ветра они называли Зефир. Этого бога очень чтили, ведь лёгкая, освежающая воздушная струя несла на раскалённые солнцем земли влагу, прохладу, она ласкала и навевала спокойствие. Совсем иначе видели греки бога северного ветра — Борея. Это длинноволосый, бородатый, могучий великан, живущий в тёмных горных пещерах и налетающий без жалости и пощады. Бога южного ветра Нота называли не иначе как быстрым.
— Как определяется направление ветра?
Направление определяется той частью горизонта, откуда он дует (по 16 румбам горизонта).
— Практическое задание “Построение розы ветров”. (Одно деление соответствует одному дню.)
Алгоритм выполнения задания представлен в учебнике на с. 122. Данные для построения указаны в таблице на с. 123 учебника. Можно использовать данные собственных наблюдений за погодой или среднестатистические по своему региону.
Давайте запомним
Роза ветров — это график, который наглядно представляет направление преобладающих ветров в данной местности за какой-либо период времени.
— Каково значение ветра для человека? К каким положительным и отрицательным последствиям может привести ветер?
III. Закрепление изученного материала
Учитель. Для закрепления и проверки изученного материала проведём блиц-опрос. Вам будет задано 5 вопросов, на которые вы должны ответить “да” или “нет” поднятием сигнальной карточки.
Блиц
1. Бриз — это ветер, который дважды меняет своё направление в течение суток.
2. Барометр — это прибор для определения силы и направления ветра.
3. Направления ветров, господствующих в местности, можно узнать по графику — розе ветров.
4. Главная причина возникновения ветра — разница в атмосферном давлении.
5. Ветер — это бесполезное для человека явление природы.
Коды ответов: 1 — да, 2 — нет, 3 — да, 4 — да, 5 — нет.
Учитель. Какой образ ветра у вас возник? (Учащиеся делают вывод по всему уроку.)
Географическая задача
Инспектор Варнике (герой печатавшихся в 1970-е гг. в журнале “Наука и жизнь” популярных комиксов) расследовал дело об убийстве, совершённом в полдень в нескольких километрах от берега моря. На допросе, проводимом инспектором, один из подозреваемых настаивал на своём алиби. Он утверждал, что в момент совершения преступления гулял по набережной моря и затратил почти целый час, пытаясь достать из воды унесённую с его головы шляпу, которую лёгким ветерком отгоняло всё дальше и дальше от берега. Почему же этот рассказ заставил инспектора Варнике усомниться в алиби подозреваемого? (Днём ветер дует с моря на сушу.)
IV. Домашнее задание
§ 18. Ответить на вопросы, помещённые в конце параграфа, подготовить сообщения о значении ветра для человека, его использовании с древнейших времён и до настоящего времени.
Объясните пословицы:
• Чужая сторона и без ветра сушит, и без зимы холодит.
• Без ветра дерево не шатается.
• Ветром море колышет, молвою — народ.
• Ищи ветра в поле.
• Кто посеет ветер, пожнёт бурю.
• Против ветра не надуешься.