Вода в атмосфере - АТМОСФЕРА

Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год

Вода в атмосфере - АТМОСФЕРА

Планируемые образовательные результаты

В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:

На предметном уровне

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять зависимость между изменением температуры воздуха и его влажностью; раскрывать процесс образования тумана и облаков, причины формирования различных видов осадков; проводить инструментальные измерения влажности воздуха, количества осадков; определять облака по внешним признакам; классифицировать облака; устанавливать связь между видами облаков и характером осадков; рассчитывать количественные показатели по тематике урока; трансформировать географическую информацию из одного вида представления в другой.

На метапредметном уровне

См. метапредметные результаты по теме раздела “Атмосфера”.

На личностном уровне

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание закономерностей образования осадков, их влияния на жизнь и хозяйственную деятельность человека; понимание и принятие процедуры инструментального определения количества осадков; принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в атмосфере.

Решаемые учебные проблемы

— Могут ли выпадать осадки не из облаков?

— Почему туман возникает либо рано утром, либо вечером и никогда — в середине дня?

Основные понятия

Водяной пар, влажность воздуха, абсолютная влажность воздуха, относительная влажность воздуха, конденсация, испарение, облака, кучевые облака, слоистые облака, перистые облака, дождевые облака, осадки, дождь, ливень, морось, снег, град, туман, роса, иней, осадкомер.

Оборудование

Таблица “Виды облаков”, рисунки и схемы учебника, физическая карта России.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I. Актуализация знаний

Вспомните

1. В каких агрегатных состояниях может находиться вода?

2. Чем отличаются агрегатные состояния друг от друга?

II. Изучение нового материала

Создание игровой ситуации. Ученики разыгрывают сценку.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке у нас гости: капитан Флинт и его боцман Билли Боне.

Билли Боне. Капитан, у меня пропала вода! Я вчера налил воды в тарелочку, чтобы она нагрелась, а её теперь нет! Куда она делась? Вы её не видели?

Капитан. Нет, Билли Боне, я её не трогал. А ты подумай, куда она могла деться.

Учитель. Ребята, давайте поможем Билли Бонсу. Куда делась вода? (Она испарилась.)

— Где она теперь находится? (В воздухе.)

— А в виде чего? (В виде пара.)

— А мы можем её видеть? (Нет.)

Водяной пар — газообразное состояние воды. Он не имеет цвета, вкуса и запаха, содержится в тропосфере. Количество водяного пара зависит от температуры воздуха. Например, при температуре +27 °С в 1 м3 воздуха может содержаться максимум 23 г водяного пара, а при температуре — 33 °С — лишь 0,2 г водяного пара, то есть в 115 раз меньше. Так как температура воздуха с высотой понижается, то быстро убывает и количество водяного пара. С этим свойством водяного пара связаны многие процессы — конденсация, образование различных форм облаков, выпадение осадков.

Водяного пара в воздухе может быть много или мало. Воздух бывает влажным или сухим.

Работа с текстом учебника (с. 125, пункт “Влажность и температура”), запись новых понятий в тетрадь.

— Попробуем сформулировать определение этим двум понятиям.

Определение


Что такое


Существенные признаки

Абсолютная влажность воздуха

=

количество водяного пара

+

содержание влаги в 1 м3 воздуха при данной температуре, выражается в г/м3

Определение


Что такое


Существенные признаки

Относительная влажность воздуха

=

отношение

+

количества водяного пара к тому количеству водяного пара, которое воздух может содержать при данной температуре, выражается в %

Относительная влажность измеряется в процентах. В пустынях воздух сухой, ненасыщенный водяным паром. Над морями и океанами, наоборот, воздух насыщен водяным паром.

Распределение влаги на поверхности Земли. Поскольку влажность воздуха зависит от температуры воздуха, то можно сформулировать главную закономерность распределения влаги на поверхности Земли. Самые влажные районы планеты расположены на экваторе, где высокие температуры воздуха. А в районе полюсов воздух очень сухой. В тропическом поясе тоже расположены исключительно засушливые места.

Давайте запомним

Холодный воздух, как правило, содержит меньше водяного пара, чем тёплый.

Конденсация — это превращение водяного пара в капельное (жидкое) состояние.

Конденсация происходит при охлаждении воздуха.

Билли Боне. Капитан!!! Я в лесу. Ранним, прохладным утром на траве было много капелек воды, но прошло немного времени, и они исчезли!!!

— Почему это произошло?

— А как же образуется туман? Когда он образуется? (Туман мы можем видеть вечером. Образуется при понижении температуры воздуха — конденсации).

На основе собственного опыта опишите это природное явление.

Капитан Флинт рассказывал, как он поднимался на воздушном шаре вверх и исчез в тумане.

— Ребята, а как мы называем такой туман? (Облака.) Чем отличается туман от облака? Что общего?

Облако — это тот же туман, только на большой высоте от земной поверхности. Образуются облака при охлаждении поднимающегося воздуха.

Различают несколько основных видов облаков.

Рассмотрите рисунки 91 и 92 в учебнике, с. 127—128.

— Опишите кучевые облака. (Какими внешними признаками они отличаются?)

— Почему форма облаков постоянно меняется?

Капли, которые содержатся в облаках, постепенно укрупняются и становятся слишком тяжелы для того, чтобы находиться в воздухе, подобно каплям тумана. Они падают вниз, образуя осадки. Так возникают жидкие атмосферные осадки, то есть дожди.

Дожди могут быть разными. Например, ливень — это сильный, как правило, кратковременный дождь. Морось — несильный, мелкий, продолжительный дождь, при котором кажется, что капли не падают, а просто “висят” в воздухе.

Если облака образовались на большой высоте, где низкие температуры, то возможно выпадение града. Зимой выпадает другой вид атмосферных осадков — снег. Возникает он в облаках, которые в это время года состоят совсем не из капель, а из крошечных ледяных кристалликов. Они имеют форму иголочек и снежинок (рис. 93, с. учебника 129).

На метеорологических станциях ведутся наблюдения за количеством осадков. Для этой цели служит специальный прибор — осадкомер. С его помощью определяют суточное количество осадков (рис. 94, с. учебника 129). Если выпадают твёрдые осадки, то для оценки их количества снег сначала нужно растопить.

Давайте запомним

К атмосферным осадкам, выпадающим из облаков, относятся дождь, град, снег. А к осадкам, выпадающим из воздуха, — роса и иней.

Практическое задание “Классификация осадков”

1. По месту образования:

2. По видам:

Повторим главное

1. В состав воздуха входит водяной пар — молекулы воды, находящейся в газообразном состоянии.

2. Тёплый воздух способен удержать гораздо больше водяного пара, чем холодный, поэтому воздух над экватором и над океанами всегда более влажный, чем воздух над полюсами и материками.

3. При охлаждении воздуха происходит конденсация. В результате конденсации возникают туман, облака и атмосферные осадки.

4. Осадками называется вода в жидком или твёрдом состоянии, выпадающая из воздуха или из облаков на Землю.

III. Подведение итогов

— Итак, с каким понятием мы познакомились на уроке?

— Что такое влажность воздуха? Абсолютная влажность? Относительная влажность?

— От чего зависит влажность воздуха?

— Как образуется туман?

Тест

1. Туман — это скопление в воздухе:

а) водяного пара;

б) капелек воды;

в) частичек пыли;

г) частичек промышленных газов.

2. Для образования капелек воды из водяного пара необходимо, чтобы воздух, в котором он находится:

а) поднялся и нагрелся;

б) поднялся и охладился;

в) опустился и нагрелся.

3. Количество влаги, которое может содержаться в определённом объёме воздуха, зависит:

а) от температуры;

б) от давления;

в) от влажности.

IV. Домашнее задание

§ 19. Отгадайте старинную русскую загадку.

Заря-заряница, красная девица

По полю ходила, ключи обронила.

Месяц видел, солнце скрало.

Объясните, особенности какого природного явления образно подмечены в ней.






Для любых предложений по сайту: [email protected]