Воды суши: подземные воды и природные льды - ГИДРОСФЕРА

Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год

Воды суши: подземные воды и природные льды - ГИДРОСФЕРА

Планируемые образовательные результаты

В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:

На предметном уровне

Давать определения терминам, понятиям по тематике урока; показывать на карте гидрографические объекты по тематике урока; объяснять механизм образования подземных вод, ледников; распознавать виды подземных вод, ледников; объяснять причины распространения современного оледенения на Земле; использовать карты атласа для описания гидрографических объектов; показывать на карте гидрографические объекты по тематике урока; классифицировать и описывать гидрографические объекты по теме урока.

На метапредметном уровне

См. метапредметные результаты по теме раздела “Гидросфера”.

На личностном уровне

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание специфики и значения гидрографических объектов суши; принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в гидросфере.

Решаемые учебные проблемы

1. Является ли наличие ледников достоинством какой-либо территории?

2. В каких районах планеты можно ожидать возникновения больших скоплений природного льда?

Основные понятия

Подземные воды, снеговая линия, водоупорные породы, водопроницаемые породы, грунтовые воды, водоносный слой, межпластовые воды, артезианские воды, источник, ключ, родник, ледник, горные ледники, покровные ледники, айсберги, многолетняя мерзлота, Гренландия, Антарктида, Северный Ледовитый океан.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I. Диагностика ранее полученных знаний

(проверка домашнего задания)

1. Определи по физической карте России реку по данным географическим координатам:

1 вариант

1. 60° с.ш. и 79° в.д. (р. Обь)

2. 66° с.ш. и 87° в.д. (р. Енисей)

2 вариант

1. 52° с.ш. и 47° в.д. (р. Волга)

2. 48° с.ш. и 135° в.д. (р. Амур)

2. Установите соответствие между понятиями:

1

Углубление, в котором протекает река

А

Речной бассейн

2

Территория, с которой вода стекает в реку

Б

Русло

3

Главная река со всеми притоками

В

Исток

4

Начало реки

Г

Речная система

5

Место впадения реки в океан, море, другую реку

Д

Водораздел

6

Граница между бассейнами рек

Е

Устье

3. Самые длинные реки Земли:

1) Обь, Волга, Хуанхэ;

2) Амазонка, Нил, Миссисипи;

3) Лена, Конго, Янцзы.

4. Характер поведения реки в течение года, связанный с изменением уровня воды в ней, называется:

1) питание реки;

2) режим реки;

3) характер течения реки.

5. По физической карте мира определите, в каком направлении протекают реки:

1) Амазонка;

2) Нил;

3) Лена.

II. Актуализация знаний

Вспомните

1. Что такое гидросфера?

2. Из каких частей состоит гидросфера?

3. Как вода попадает на поверхность Земли?

Сегодня на уроке вы узнаете

1. Как образуются подземные воды.

2. Какие воды называют артезианскими.

3. Как образуются ледники.

4. Какими бывают ледники.

III. Изучение нового материала

1. Подземные воды

В повседневной жизни подземные воды мы можем наблюдать в родниках и колодцах. Подземные воды — один из главных источников пресной питьевой воды для человека. (Вспомните, какую часть гидросферы они составляют.) В земной коре вода находится как в жидком состоянии, так и в виде льда или пара. Главный источник подземных вод — дожди или тающий снег. Часть воды поступает в виде пара из глубинных слоёв Земли.

Составьте определение понятию подземные воды.

Понятие


Ключевое слово


Существенные признаки

Подземные воды

=

воды

+

• находятся в земной коре

Вы знаете, что в процессе круговорота часть воды просачивается в грунт. Это возможно, если поверхностные слои представлены породами, пропускающими воду сквозь мелкие поры, трещины, пустоты. Такие породы называют водопроницаемыми. Пустоты образуются также в результате химических превращений, когда вода растворяет некоторые породы, например известняк, гипс, соль. Так могут возникать целые подземные озёра или реки. Дойдя до слоя глины или гранитов (если они не покрыты трещинами), не пропускающих воду, она накапливается по верхней границе этого водоупорного слоя. Образуется верхний постоянный водоносный горизонт — грунтовые воды.

Составим схему:

Мощные водоносные горизонты часто располагаются и ниже верхнего (первого) водоупорного слоя, напоминая слоёный пирог (рис. 115, с. 157 учебника). Это межпластовые воды. В речных долинах, в предгорьях и оврагах водоносные слои могут выходить на поверхность в виде родников и ключей.

Межпластовые воды находятся под большим давлением, и если пробурить скважину, то вода будет бить под напором, образуя фонтанирующий источник. Такие источники называют артезианскими. Рассмотрите рисунок 116 на с. 158 учебника и назовите все рассмотренные понятия.

В некоторых районах Земли есть подземные воды, в которых растворено много солей — это минеральные воды. Нередко они выходят на поверхность в виде источников, иногда термальных, и обладают целебными свойствами. Широко известны во всём мире российские курорты Кавказских Минеральных Вод: Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки.

Подземные воды обновляются медленнее других звеньев круговорота воды. Поэтому важнейшей задачей для человека является охрана подземных вод от загрязнения.

Вопросы для закрепления

— Что служит источником грунтовых вод и как изменяется их количество по сезонам года?

— Объясните, что такое уровень грунтовых вод.

— Объясните, от каких причин зависит чистота грунтовых вод.

— Объясните, что такое родник и как он образуется. Изменяется ли количество родников по сезонам года?

2. Природные льды

— Вспомните, как изменяется температура воздуха с высотой.

При подъёме на каждый километр температура воздуха уменьшается на 6 °С. Это значит, что на определённой высоте температура воздуха всегда будет отрицательной, где не может существовать жидкая вода. И если до этой высоты поднимаются высокие горы, то на их вершинах круглый год будет выпадать снег, который никогда не тает (рис. 117, с. 159 учебника).

Уровень, выше которого снег лежит в течение всего года, называется снеговой линией. Выше снеговой линии снег накапливается, нижние его слои становятся всё более плотными, снег превращается в фирн, а затем в лёд. Так на вершинах высоких гор образуются горные ледники (рис. 118, с. 159 учебника).

Ледники могут быть покровными (материковыми) и горными.

Сформулируйте определение понятий: ледник, горный ледник, покровный ледник.

Понятие


Что такое


Существенные признаки

Ледник

=

скопление льда

+

• атмосферного происхождения

• медленно движутся по земной поверхности

Понятие


Что такое


Существенные признаки

Горный ледник

=

скопление льда

+

• на вершинах высоких гор

Понятие


Что такое


Существенные признаки

Покровный ледник

=

скопление льда

+

• на больших пространствах полярных территорий

— Что у этих определений общего? Чем отличаются друг от друга?

Общим условием образования ледников является сочетание низких температур воздуха с большим количеством твёрдых атмосферных осадков, что характерно для холодных стран полярных широт и в вершинных частях гор.

Ледники возникают не только высоко в горах. В полярных районах климат настолько суров, что снеговая линия опускается к земной поверхности, и тогда образуются ледники, которые покрывают огромные территории суши (рис. 119, с. 159 учебника). Эти ледники называют покровными.

Ледники питают многие реки и озёра Земли, но главное их значение в том, что в них находится “неприкосновенный запас” пресной воды для человечества. Кроме того, ледники — величественные и привлекательные (хотя и опасные) объекты природы, каждый год посещаемые тысячами туристов и альпинистов.

Самые крупные на Земле покровные ледники — в Антарктиде (14 млн км2) и Гренландии (1,8 млн км). Самые длинные горные ледники мира — ледник Беринга на Аляске (80 км) и ледник Федченко на Памире (77 км); в России — ледник Безенги на Кавказе (около 18 км).

В горах, где много крутых склонов, ледники медленно сползают под действием силы тяжести. На горизонтальных поверхностях мощная пластичная масса льда начинает медленно “растекаться” под собственной тяжестью. В Антарктиде и на самом крупном острове мира — Гренландии — крупные ледниковые языки спускаются с материка и откалываются от ледникового щита в океан. Так образуются айсберги.

Именно айсберг стал причиной крушения в 1912 г. самого большого в то время лайнера “Титаник”.

Историческая справка

“Титаник” — крупнейший пассажирский лайнер мира на момент своей постройки. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 1316 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2224 человека. Из них спаслись 710 человек, погибло 1514. Катастрофа “Титаника” стала легендарной, по её сюжету снято несколько художественных фильмов.

Первые дни путешествия прошли для корабля успешно, ничто не предвещало беды, в океане был полный штиль. Ночью 14 апреля море сохраняло спокойствие, но кое-где виднелись айсберги. Они не смущали капитана Смита... В 11 часов 40 минут вечера с наблюдательного поста на мачте неожиданно послышался крик: “Прямо по курсу айсберг!..” О дальнейших событиях, происходивших на корабле, известно всем. “Непотопляемый” Титаник не смог противостоять ледовой стихии и ушёл на дно. Это было роковое невезение, которое погубило корабль-исполин и унесло более 1500 жизней...

Задание для закрепления

По горизонтали: 2. Самый большой остров, покрытый ледником. 6. Ледник на Аляске.

По вертикали: 1. Гора в Африке, покрытая льдом. 2. Ледяной материк. 3. Снег, из которого образуется лёд в ледниках. 4. Плавучая ледяная гора. 5. Скопление льда на суше.

V. Домашнее задание

§ 24, решить задание “От теории к практике”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]