Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год
Биосфера и охрана природы
Планируемые образовательные результаты
В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:
На предметном уровне
Давать определения терминов, понятий по тематике урока; приводить примеры роли отдельных групп организмов в биологическом круговороте веществ; объяснять результаты преобразования земных оболочек под воздействием живых организмов, значение охраны природы, отличия видов особо охраняемых территорий; определять роль особо охраняемых территорий для сохранения природы.
На метапредметном уровне
См. метапредметные результаты по теме раздела “Биосфера”.
На личностном уровне
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание значения охраны природы; осознание роли В.И. Вернадского в формировании учения о биосфере; понимание и принятие правил работы при проведении практической работы.
Решаемые учебные проблемы
1. Возможно ли, используя природу, не наносить ей вреда?
2. Как вы можете участвовать в защите природы?
Основные понятия, изучаемые на уроке
Биосфера, заповедники и национальные парки, исчезающие виды, Красная книга.
Практическая работа
Ознакомление с наиболее распространёнными растениями и животными своей местности.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
I. Актуализация знаний
Вспомните
1. Что такое биосфера?
2. Что такое природа?
3. Какие царства составляют живую природу?
Вы узнаете
1. Что такое биосфера.
2. О границах распространения живых организмов.
3. О роли биосферы в жизни планеты.
4. О влиянии человека на биосферу.
Добрый день, ребята! Наш корабль под названием “География” медленно плывёт по великому океану природы. Мы уже побывали в гаванях — сферах Земли. И вот сегодня через моря и проливы мы с вами подошли к следующему порту, название которому — биосфера.
II. Изучение нового материала
— Что мы знаем о биосфере?
Биосфера возникла гораздо позже, чем другие земные оболочки. Попробуйте представить себе, как бы выглядела Земля без растений и животных. Вместо травы, лесов, кустарников — голые скалы, коричневые или жёлтые. Вместо шума листвы, шуршания травы, пения птиц — полная тишина. К счастью, около 3 млрд лет назад (возможно, и раньше) на нашей Земле в древнем океане зародились простейшие микроорганизмы и одноклеточные водоросли, затем появились более сложные организмы. Постепенно растения и животные вышли на сушу. Около 40 тыс. лет назад появился Человек разумный.
И сейчас человек может существовать только потому, что земная растительность, особенно леса, выделяет кислород в атмосферу. Недаром горожане летом так стремятся из города в лес или на берег реки или озера, где воздух содержит гораздо больше кислорода и наполнен ароматами цветов и трав.
Живые организмы распространены очень широко — от верхних слоёв тропосферы (птицы, переносимые ветром микроорганизмы) до глубин океана (глубоководные рыбы) и земных глубин (микроорганизмы, способные существовать без воздуха).
Таким образом, живые организмы есть во всех нам знакомых природных оболочках. Учёные спорят лишь о том, до какой глубины распространена жизнь в литосфере. Но в любом случае можно утверждать, что организмы прекрасно себя чувствуют в верхней части земной коры. Что касается атмосферы, то она тоже заселена. Речь идёт не о птицах, всё-таки птицы живут не в воздухе, а на поверхности Земли. Имеются в виду микроорганизмы, бактерии, которые переносятся ветром и всю жизнь проводят в воздухе. И конечно, полностью, на всю глубину заселена гидросфера. Жизнь есть даже в снегах и льдах Антарктиды. Всё это многообразие организмов и составляет живую оболочку нашей планеты — биосферу.
Сформулируем определение понятия биосфера.
Понятие |
Что такое |
Существенные признаки |
||
Биосфера |
= |
земная оболочка |
+ |
• включает все живые организмы • проникает в атмосферу, гидросферу, литосферу |
Впервые этот термин был применён в 1883 г. австрийским геологом, президентом Венской академии наук, профессором Эдуардом Зюссом. Выделил эту земную оболочку как самостоятельную один из крупнейших отечественных исследователей, академик В.И. Вернадский (рис. 128, с. 172 учебника). Именно он доказал, что биосфера — это единая и сплошная оболочка, которая связана всеобщим круговоротом вещества и энергии подобно тому, как воды гидросферы связаны круговоротом воды.
Владимир Иванович Вернадский
В.И. Вернадский родился в Петербурге в семье профессора экономики и истории Петербургского университета. Учился в Петербургском университете. На отделении физико-математического факультета.
В университете на него произвели большие впечатления лекции А.Н Бекетова по ботанике. Но поистине ошеломляющими оказались лекции Д.И. Менделеева. Идеи и его личность оказали заметное влияние на формирование научного мировоззрения Владимира Ивановича. В 1885 г. закончил университет, а через пять лет стал заведовать кафедрой минералогии и кристаллографии в Московском университете. 1906 г. был избран академиком. В 1911 г. он переезжает в Петербург и становится директором Геологического и минералогического музея. Учёный стал рассматривать земной шар как замкнутую биологическую систему. Он впервые сформулировал понятие биосферы, рассматривал все обитающие на Земле живые существа как единый организм.
В.И. Вернадский ввёл в науку такие понятия, как “биосфера” и “ноосфера”.
В честь В.И. Вернадского Российская академия наук учредила специальную премию и золотую медаль, которые присуждаются за лучшие работы по геохимии и минералогии.
Круговорот веществ — главное условие существования и развития географической оболочки.
Роль живых организмов как могучей природной силы долго недооценивалась. Это объясняется тем, что по сравнению с другими оболочками масса живого вещества кажется ничтожной. Если земную кору представить в виде каменной чаши весом 13 кг, то вся гидросфера, помещённая в эту чашу, весила бы 1 кг, атмосфера соответствовала бы весу медной монеты, а живое вещество — весу почтовой марки.
Однако миллиарды лет из поколения в поколение живые организмы перерабатывали вещество земных оболочек. Общее количество преобразованного ими вещества во много раз превысило массу самих организмов.
— Как связаны все живые организмы?
Для существования живым организмам необходимы свет, тепло, влага и питательные вещества. Свет и тепло они получают от Солнца — главного источника энергии для нашей планеты.
Зелёные растения и некоторые виды бактерий могут использовать солнечную энергию для создания питательных веществ. Растения служат пищей для травоядных животных. Хищники поедают травоядных. После смерти растений и животных их останки разлагаются микроорганизмами и грибами.
Отношения между всеми группами живых организмов образуют пищевую цепь. Все живые организмы участвуют в биологическом круговороте, то есть взаимосвязаны между собой. Они либо создают питательные вещества, либо поедают кого-то, либо сами оказываются съеденными. Пока круговорот не прерывается, всем живым существам хватает еды и места для жилья. Нарушение одного из звеньев биологического круговорота окажет сильное влияние на все остальные звенья.
— Как живые организмы изменяют нашу планету?
Зелёные растения оказывают большое влияние на состав воздуха: они выделяют кислород. Некоторые растения выделяют не только кислород, но и особые вещества, присутствие которых можно ощутить, вдохнув аромат соснового бора, цветущего луга, полынной степи.
Из накопившихся за многие миллионы лет останков живых организмов образовались горные породы, например известняк и каменный уголь. Коралловые острова (атоллы) целиком образованы останками живых организмов — коралловых полипов.
Растительный покров защищает склоны от размывания. В горах леса и кустарники задерживают сели и снежные лавины.
Практическая работа
“Ознакомление с наиболее распространёнными растениями и животными своей местности”
Сейчас трудно найти на нашей планете место, где не ощущалось бы влияния живых организмов. За миллионы лет своего существования они создали новую земную оболочку — биосферу. В пределах биосферы живые организмы активно взаимодействуют с неживой природой, преобразуя её.
Все живые организмы на нашей планете взаимосвязаны. Взаимодействие живых существ друг с другом и с неживыми телами формирует единый “организм” природы.
Жизнь размещается в биосфере неравномерно. Основная часть живых организмов сосредоточена на границах соприкосновения воздуха, воды и горных пород. Поэтому более плотно заселена поверхность суши и верхние слои вод морей и океанов. Это связано с тем, что здесь наиболее благоприятные условия: много кислорода, влаги, света, питательных веществ. Толщина самого насыщенного организмами слоя всего несколько десятков метров. Чем дальше вверх и вниз от него, тем разреженнее и однообразнее жизнь. Самое большое сгущение жизни отмечается в почве — особом природном теле биосферы.
— Рассмотрите изображение животных на с. 173 учебника, что вы о них можете сказать?
— Почему они исчезли с лица Земли?
Биосфера самая молодая из земных оболочек, образующих природу планеты. Самая маленькая по объёму. К тому же это самая ранимая оболочка.
— Подумайте, какое значение биосфера имеет для жизни человека. (Биосфера играет большое значение в жизни природы нашей планеты, её надо защищать.)
— Подумайте и ответьте на вопрос: что является основной причиной разрушения биосферы? (Хозяйственная деятельность человека.)
— Что делает человек для охраны дикой природы? (Создаются заповедники, национальные парки.)
— Немалую роль играют и зоопарки по сохранению исчезающих видов. В неволе можно разводить различных животных и затем возвращать их в природу.
— Определите, о какой книге идёт речь: “Эта книга не для чтения. Это документ, закон. В неё занесены исчезающие виды растений и животных”. (Красная книга.) В 1966 г. появились первые тома международной “Красной книги фактов”, в которой были собраны сведения о всех животных и растениях, находящихся под угрозой исчезновения. Исчезающими считаются виды животных и растений, численность которых быстро сокращается. В нашей стране тоже есть Красная книга, куда занесены исчезающие животные и растения России.
III. Закрепление
1. Расскажите о роли каждой группы живых организмов в природе (растений, животных, бактерий, грибов).
2. Какую роль в природе играет биологический круговорот?
3. Равномерно ли распределены организмы в биосфере?
4. Какие участки биосферы заселены живыми организмами наиболее густо?
5. Разгадайте кроссворд.
1. Оболочка, в которой обитают живые организмы. (Биосфера.)
2. Процесс создания зелёными растениями органических веществ из неорганических под действием солнечной энергии. (Фотосинтез.)
3. Одноклеточные живые существа, разлагающие растительные и животные останки. (Микроорганизмы.)
4. Газ, обеспечивающий процесс окисления органических остатков, горение. (Кислород.)
5. Зелёный пигмент, обусловливающий зелёную окраску растений. (Хлорофилл.)
6. Газ, необходимый для образования органического вещества в растениях. (Углекислый газ.)
7. Способность почвы обеспечивать питание растений. (Плодородие.)
8. Излучение Солнцем тепла и света. (Солнечная радиация.)
IV. Рефлексия
а) Работа в парах (учащиеся выполняют тесты в рабочей тетради, затем идёт взаимопроверка).
б) Обсуждение допущенных ошибок.
— О чём говорили на уроке?
— Что нового узнали?
— Какой вклад вы можете внести в защиту природы?
V. Домашнее задание
§ 26, тест на с. 176—178.