Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год
Почва - ПОЧВА И ГЕОСФЕРА
Планируемые образовательные результаты
В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:
На предметном уровне
Давать определения терминов, понятий по тематике урока; определять роль В.В. Докучаева в разработке учения о почвах; описывать процесс образования почвы; определять связь содержания гумуса от климатических условий, типы почв по внешним признакам; называть особенности чередования почвенных слоёв; проводить инструментальные наблюдения и опыты по тематике урока.
На метапредметном уровне
Познавательные. Находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать (в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематическую информацию, формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.
Регулятивные. Определять цель, проблему в процессе деятельности учебной и жизненно-практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации, оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.
Коммуникативные. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т. ч. вести диалог с автором текста); различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, догматы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.
Личностные. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции; адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор; осознавать и проявлять себя гражданином России.
На личностном уровне
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание специфики почвы как особого природного тела; осознание роли В.В. Докучаева в формировании учения о почвах; понимание и принятие правил работы при проведении практической работы.
Решаемая учебная проблема
Все ли почвы одинаково плодородны?
Основные понятия
Почва, гумус, плодородие, В.В. Докучаев.
Практическая работа
Изучение строения почвы на местности.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
I. Проверка домашнего задания
Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами продолжим изучение биосферы, а для начала разгадаем кроссворд.
1. Дерево (одно из названий его — бенгальский фикус), имеющее крону 500 м в диаметре, которую поддерживают дыхательные корни-столбы. (Баньян.)
2. Карликовое дерево высотой 10—15 см с толстым (до 1 м в диаметре) стволом и двумя плотными кожистыми листами длиной до 3—6 м, которые сохраняются в течение всей его жизни (до 100 лет). (Вельвичия.)
3. Мощное дерево саванн с широкой кроной и толстым стволом (до 40 м в окружности); живёт несколько тысяч лет. (Баобаб.)
4. Гигант растительного мира, одно из названий которого — мамонтово дерево, высотой более 100 м, толщина ствола в диаметре до 10 м. (Секвойядендрон.)
5. Растение-паразит без корневой системы и со стволом без листьев, имеющее самый крупный в мире цветок, достигающий в диаметре 1 м. (Раффлезия Арнольди.)
6. Пальма, имеющая самые крупные в мире плоды — до 25 кг весом. (Сейшельская.)
7. Водяное многолетнее растение с плавающими, достигающими 2 м в диаметре листьями, выдерживающими груз до 50 кг, и цветками диаметром 25—35 см. (Виктория-регия.)
8. Самые длинные на Земле растения (до 400 м) из семейства пальм. (Ротанги.)
II. Актуализация знаний
Вспомните
1. Что такое литосфера?
2. Что такое земная кора?
3. Из чего состоит земная кора?
Вы узнаете
1. Что такое почва и как она формируется.
2. Что такое плодородие.
3. Какой слой почвы самый плодородный.
4. Из чего и как образуется гумус.
5. Зачем нужна вода в почве.
III. Изучение нового материала
Вы уже много знаете о почве. Сегодня мы с вами построим урок в форме рассуждений, сравнений, анализа и узнаем ещё много нового о почве.
Сформулируйте самостоятельно определение понятия почва.
Понятие |
Что такое |
Существенные признаки |
||
Почва |
= |
верхний слой земной коры |
+ |
• рыхлый • обладает плодородием |
Почва образуется в результате взаимодействий живой и неживой природы.
— Какие компоненты природы принимают участие в образовании почвы? (Горные породы, животные, растения, вода, климатические условия.)
— Чем почвы отличаются от горных пород?
— Из чего образуется перегной?
— Зачем удобряют почву?
Русский учёный В.В. Докучаев создал науку о почве, законах её образования и сохранения плодородия — почвоведение. Он назвал почву “зеркалом природы”, подчёркивая тем самым, что она отражает взаимодействие всех компонентов природы и является результатом этого взаимодействия.
Докучаев выявил почвообразующие факторы.
— Что такое фактор?
— Проанализируйте схему и расскажите, как указанные в схеме факторы влияют на образование почвы.
Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества животных и микроскопических водорослей, грибов и бактерий. Именно в ней отмечается самое большое во всей биосфере сгущение жизни. В каждом грамме почвы микроскопических организмов больше, чем людей на Земле. Корни растений и почвенные организмы — такая же неотъемлемая часть почвы, как и частички пород и перегной.
Образование почвы зависит от многих условий: состава горных пород, климата, поверхностных и подземных вод, растительности, животных.
Горные породы, на которых образуется почва, называются почвообразующими (материнскими). На песках формируются песчаные почвы, на глинах — глинистые, на россыпях камней — каменистые. Почвы различаются не только по строению профиля, но и по его механическому составу, то есть по соотношению различных по размеру минеральных частиц (песка и глины).
С климатом связано не только обеспечение почвы теплом и водой. От него зависит скорость выветривания горных пород и образование перегноя, характер растительности и животного мира.
Почвы очень тесно связаны с живыми организмами. Отмирающие растения и их части с помощью микроорганизмов превращаются в перегной. Животные почвы роют и перемешивают почву. Особенно велика роль дождевых червей.
Таким образом, почва — это особое природное тело, образованное в результате взаимодействия компонентов живой и неживой природы.
Особые условия образования почв — время и хозяйственная деятельность человека. Формирование почвы происходит очень медленно. За 100 лет её толщина увеличивается всего на 0,5—2 см. Воздействие человека на почву целенаправленно.
Плодородие почв определяется их свойствами: содержанием перегноя, влаги, воздуха, а также составом почвообразующих пород. Каменистые и песчаные почвы неплодородны, так как из них легко вымываются минеральные вещества и перегной. Повышают плодородие почв путём внесения удобрений. Чем больше в почве перегноя, тем больше питательных веществ для роста и питания растений. Самые плодородные почвы — чернозёмы — сформировались в степях.
Результатом взаимодействия процессов почвообразования является разделение почвы на слои — горизонты, взаимосвязанные между собой. В почве выделяется несколько горизонтов, напоминающих слои. Горизонты появляются постепенно, по мере образования почвы. Они не имеют резких границ и плавно переходят один в другой.
Рассмотрите рисунок 134, с. 182 учебника. По строению почвенного разреза определяют тип почвы.
— Почему почвы полярных районов содержат мало гумуса?
— Какие природные условия наиболее благоприятны для формирования плодородных почв?
(Для ответа на вопросы рекомендуется работа с текстом учебника.)
— Можно ли создать искусственную почву? Какой материал нужно для этого взять, какие условия создать? Предложите свой проект (обсуждение в парах).
— Вы все хоть однажды раскапывали почву. Допустим, вы обнаружили в почве вашего участка присутствие дождевых червей, кротов и землероек. Вред или пользу приносят эти животные почве и растениям?
IV. Закрепление
Тест “Образование почв и их разнообразие”
1. Плодородие почвы обусловлено наличием в ней:
1) песка;
2) воздуха;
3) гумуса;
4) микроорганизмов.
2. К почвообразующим факторам НЕ относится:
1) рельеф;
2) климат;
3) деятельность человека;
4) растительность.
3. Чем подзолистые почвы отличаются от чернозёмов?
1) В чернозёме больше перегноя.
2) Подзолистые почвы более тёмные, чем чернозём.
4. При перекопке небольшой грядки в огороде Миша обнаружил, что почва состоит из маленьких комочков диаметром примерно полсантиметра. Как называется такая структура почвы?
1) Пылеватая;
2) зернистая;
3) бесструктурная;
4) скелетная.
5. Известно, что пустынные почвы бедны перегноем. Влияние какого почвообразующего фактора здесь ослаблено?
1) Горные породы;
2) климат;
3) время;
4) растительность.
ОТВЕТЫ: 1 — 3; 2 — 3; 3 — 1; 4 — 2; 5 — 2
Ответы записать в тетрадь, затем поменяться тетрадями в парах, провести взаимопроверку и взаимооценку. За каждый правильный ответ по 1 баллу.
V. Домашнее задание
§ 27, определить механический состав и структуру почвы возле дома, используя таблицу “Структура почвы”
Структура почвы |
Размер почвенных частиц (мм в диаметре) |
Крупнокомковатая |
Более 10 мм |
Мелкокомковатая или зернистая |
1—10 мм |
Пылеватая |
Менее 1 мм |