Система географических координат - ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА

Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год

Система географических координат - ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА

Планируемые образовательные результаты

В результате педагогического взаимодействия на уроке обучающиеся смогут:

На предметном уровне

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; показывать на карте экватор, параллели, меридианы, 0° и 180° меридианы; определять географические долготу и широту, объекты по их географическим координатам и географические координаты объектов по глобусу и карте; объяснять назначение градусной сетки, информации о географических координатах объектов.

На метапредметном уровне

См. метапредметные результаты по теме раздела “Земля как планета”.

На личностном уровне

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированностъ учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание значимости географических координат для определения положения объектов; понимание и принятие правил работы при проведении практической работы.

Решаемая учебная проблема

Можно ли одинаково определять координаты на плоскости и на поверхности шара?

Основные понятия, термины

Система координат, параллель, экватор, географические координаты, географическая широта, географическая долгота, меридиан, начальный (нулевой, Гринвичский) меридиан.

Оборудование

Глобусы на каждую парту, демонстрационный глобус большего масштаба.

Практическая работа

Определение по карте координат различных географических объектов.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I. Актуализация знаний

Добрый день, ребята! Многие из вас слышали образное выражение: “Стоит на трёх китах”. Попробуйте объяснить его. Сегодня на уроке мы с вами вспомним всё то, что изучили на предыдущих уроках, и двинемся дальше.

Вы узнаете

1. Что такое координаты и как их определять.

2. Чем отличается определение математических координат от определения географических координат.

3. Что такое параллель и меридиан.

4. Что такое географическая широта и географическая долгота.

5. Что такое географические координаты.

6. Как определяются географические координаты.

II. Проверка ранее изученного материала

Итак, прежде чем двинуться дальше, решите тестовое задание, представленное в “Текущем и итоговом контроле” к параграфу “Земля и Вселенная”.

III. Изучение нового материала

Давайте вспомним

1. Что такое экватор?

2. На какие полушария экватор делит Землю?

3. Какие планеты входят в состав Солнечной системы?

Прочитайте и ответьте на проблемный вопрос в начале параграфа: “Можно ли одинаково определять координаты на плоскости и на поверхности шара?”

Но для этого мы должны вспомнить: “Что такое градусная сеть?”

Внимательно посмотрите на глобус. Он покрыт сетью тонких линий. Эти линии образуют градусную сеть, они впервые появились на картах Эратосфена и Птолемея.

Все линии градусной сети воображаемые, в природе их не существует. Люди придумали их для того, чтобы точно определять положение любого объекта на Земле. Поперечные линии — это параллели, а вертикальные — меридианы.

Найдите на глобусе экватор. Что вы знаете об этой линии? (Эта линия проведена на одинаковом расстоянии от Северного и Южного полюсов.)

Слово “экватор” в переводе на русский язык означает “уравнитель”. Он делит Землю на Северное и Южное полушария. По обе стороны от экватора располагаются параллели. Это линии, показывающие направление ЗАПАД — ВОСТОК.

Параллель — это условная линия на земном шаре, проведённая на одинаковом расстоянии от экватора. В переводе с греческого — “параллель” — идущий рядом. Действительно, все точки одной параллели находятся на одинаковом удалении от экватора. Но самое главное, на что мы должны обращать внимание — параллели показывают направление с запада на восток.

Посмотрите на глобус. Какую форму имеют параллели? Какую форму имеют меридианы?

На глобусе все параллели имеют форму окружностей, радиус которых уменьшается к полюсам, а все меридианы — форму дуг равной длины.

Поскольку мы имеем дело с дугами и окружностями, все расчёты следует делать в градусной мере (потому и сеть называется градусной). Все параллели — окружности и содержат 360°, в том числе и экватор. Его называют нулевой параллелью, и от него ведут отсчёт градусного значения остальных параллелей. От экватора до каждого из полюсов градусное расстояние составляет 90°.

Все меридианы по длине одинаковы. Поэтому договорились, от какого из них вести отсчёт. С 1884 г. нулевым меридианом считают Гринвичский. Он проходит через пригород Лондона Гринвич, где в 1675 г. была основана одна из старейших в мире астрономических обсерваторий. Долгое время каждая страна вела счёт долготы от своего начального меридиана — Франция от Парижского, Англия — от Гринвичского, Россия от меридиана, который проходил через обсерваторию в городе Пулкове в окрестностях Санкт-Петербурга, — Пулковского. Это было неудобно. С 1884 г. большинство стран решили считать начальным меридианом Гринвичский.

От нулевого (начального) меридиана ведут отсчёт расстояния в градусах на восток от 0° до 180° и на запад от 0° до 180°. Нулевой меридиан разделяет земной шар на Западное и Восточное полушария. Меридианы показывают направление СЕВЕР — ЮГ.

На глобусе линии меридианов и параллелей обычно проводят через 10°. Для меридианов градусное значение указывают вдоль экватора.

Длину дуги меридиана измеряли многие учёные. Например, данные, полученные французским астрономом Ж. Пикаром в 1670 г., были использованы И. Ньютоном для численного подтверждения закона всемирного тяготения. Крупным национальным достижением России стала “Русская дуга меридиана”, охватившая четырнадцатую часть окружности Земли. Измерения дуги меридиана по территории Российской империи производились с 1816 по 1855 г. под руководством академика В.Я. Струве более чем в 250 пунктах. Этот грандиозный научно-технический памятник, проходящий с севера на юг через несколько современных государств от Норвегии до Молдавии, внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием “Геодезическая дуга Струве”.

Для чего нужны географические координаты?

Прочитайте текст учебника, с. 12—13.

Любая точка на земном шаре имеет свой “географический адрес”. Этот адрес состоит из двух частей. Когда вы играете в “Морской бой”, то тоже используете “адрес”: клеточки из двух частей — буквы и цифры. Две части географического адреса — широта и долгота. Определить их нам позволяет градусная сеть. Широта показывает место точки на определённой параллели, а долгота — место этой же точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес — географические координаты.

Зная географические координаты любой точки, можно найти любой объект на земном шаре. И наоборот, можно нанести новый объект на карту, определив с помощью приборов его географические координаты, как это делали все первооткрыватели.

Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для некоторых профессий это особенно важно, например для штурманов и военных. Штурманы прокладывают с помощью географических координат путь корабля, самолёта, подводной лодки. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение людей, а для этого необходимо знать место их нахождения. Геологи, геодезисты, географы, находясь в экспедиции, определяют координаты исследуемых ими объектов.

— Прочитайте в учебнике фрагмент о капитане корабля, терпящего бедствие. Как же помочь? Для этого нужно определить местонахождение корабля, то есть его координату.

— Итак, что же значит определить географическую широту? (Рис. 8 учебника, с. 11.)

Сформулируем определение этого понятия.

Понятие


Что такое


Существенные признаки

Географическая широта

=

координата объекта

+

• показывает расстояние от экватора до заданной точки

• измеряется в градусах

• измеряется от 0° до 90°

• бывает северная и южная

От экватора вдоль меридианов ведут отсчёт расстояний в градусах на север и на юг (от 0°до 90°).

Для всех точек, лежащих на одной и той же параллели, широта одинакова. Широта отсчитывается от экватора. Все точки, располагающиеся к северу от экватора, имеют северную широту (с.ш.), а располагающиеся к югу от экватора, — южную широту (ю.ш.). Россия, например, целиком лежит в Северном полушарии. Поэтому все географические объекты в нашей стране имеют северную широту.

Для того чтобы узнать широту заданной точки, нужно найти параллель, на которой она расположена. Отсчёт начинаем от экватора, следуя строго вдоль меридиана на север или на юг. Все точки экватора имеют нулевую широту. Расстояние от экватора до полюса 90°. Чем больше мы будем удаляться от экватора, тем больше будет длина дуги меридиана в градусах от экватора до нужной нам параллели, тем больше будет её широта. Поэтому широты в полярных областях так и называются — высокие, а вблизи экватора — низкие.

Некоторые параллели специально подписывают и обозначают на картах. Это тропики и полярные круги. Северный тропик иногда называют тропиком Рака, а Южный тропик — тропиком Козерога. Вспомните, почему они так важны.

Географическая широта — это расстояние в градусах от экватора до параллели, проведённой через заданную точку.

Название условной линии

Географическая широта

Северный тропик

23,5° с.ш.

Южный тропик

23,5° ю.ш.

Северный полярный круг

66,5° с.ш.

Южный полярный круг

66,5° ю.ш.

Формулирование проблемы

А теперь покажите на карте место крушения корабля, если из сообщения удалось услышать, что катастрофа произошла на 20-й параллели и 50-м меридиане.

• Вы смогли точно показать место катастрофы?

• А почему? В чём затруднение?

• Как вы сначала думали определять положение на карте объекта?

• А как на самом деле? Что мы ещё не знаем?

Определяем географическую широту

Определим широту Санкт-Петербурга и Москвы. Чтобы определить широту объекта, необходимо:

• найти объект на карте;

• определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится;

• определить широту параллели, на которой расположен объект (Санкт-Петербург находится на параллели, отстоящей на 60° к северу от экватора, его широта составляет 60° с.ш. — см. физическую карту атласа).

Если объект расположен между параллелями, следует:

• определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны экватора;

• определить градусное значение от этой параллели до объекта (расстояние между параллелями на карте 10°, значит, 1° соответствует одной десятой части этого расстояния);

• прибавить получившееся число к широте, найденной ближайшей параллели (ближайшая к Москве параллель со стороны экватора — 50° с.ш., расстояние от этой параллели до Москвы равно 6°, значит, её широта 50° + 6° = 56° с.ш.).

Определяем географическую долготу (рис. 10 учебника, с. 15).

Сформулируем определение этого понятия.

Понятие


Что такое


Существенные признаки

Географическая долгота

=

координата объекта

+

• показывает расстояние от Гринвичского меридиана до заданной точки

• выражается в градусах

• измеряется от 0° до 180°

• бывает западная и восточная

Вдоль параллелей ведут отсчёт расстояний в градусах на запад и восток (от 0° до 180°).

Меридианы называют линиями долготы. На меридиане все точки имеют одинаковую долготу. Для того чтобы узнать долготу заданной точки, нужно найти меридиан, на котором она расположена.

Географическая долгота — это расстояние в градусах от нулевого меридиана до меридиана, проведённого через заданную точку.

Вы уже знаете, что нулевым является Гринвичский меридиан (рис. 9, с. 15 учебника). Его долгота 0°. От Гринвичского меридиана и начинаем отсчёт в градусах, следуя строго вдоль параллели на запад или на восток (рис. 10, с. 15 учебника). К западу от нулевого меридиана в точки имеют западную долготу (з.д.), к востоку — восточную долготу (в.д.). Западная и восточная долгота изменяется от 0° до 180°. Россия располагается в обоих полушариях — Восточном и Западном, поскольку территорию нашей страны пересекает 180-й меридиан.

Долготы считали в разное время от разных меридианов. До открытия Америки их счёт вёлся произвольно. В 1493 г. отсчёт вёлся от меридиана острова Ферро (один из Канарских островов вблизи Африки). Выбор начального меридиана очень важен, так как с ним связан отсчёт времени. Вспомните, с какого года стали вести отсчёт от Гринвичского меридиана.

Внимательно посмотрите на глобус и карту полушарий. Там цифры, обозначающие градусы долготы, указаны у точек пересечения меридианов с экватором.

Определяем географическую долготу

Определим долготу Санкт-Петербурга и Москвы. Чтобы определить долготу объекта, необходимо:

• найти объект на карте;

• определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится;

• определить долготу меридиана, на котором расположен объект (Санкт-Петербург находится на меридиане, удалённом на 30° к востоку от начального (нулевого) меридиана, его долгота 30° в. д.).

Если объект располагается между меридианами, следует:

• определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого (Гринвичского) меридиана (шаги 1—3, алгоритм см. выше);

• определить градусное значение от этого меридиана до объекта (учтите, что расстояние между меридианами на карте, как и между параллелями, 10°);

• прибавить получившееся значение к долготе найденного ближайшего меридиана (ближайший к Москве меридиан со стороны нулевого меридиана — 30° в.д., расстояние от этого меридиана до Москвы 7°, значит, её долгота 30° + 7° = 37° в.д.).

Таким образом, мы установили географические координаты Санкт-Петербурга — 60° с.ш. 30° в.д., а Москвы — 56° с.ш. 37° в.д.

IV. Закрепление

Выполним задания и ответим на вопросы в конце параграфа.

1. Приведите несколько примеров, подтверждающих важность умения определять географические координаты.

2. Продолжите фразу: “Определить географические координаты точки — это значит...”.

3. В каких полушариях расположены точки, если их координаты: 22° с.ш. и 15° в.д.; 75° ю.ш. и 120° з.д.?

4. Какие координаты имеет город, в котором вы проживаете, или ближайший к вашему населённому пункту областной (краевой, республиканский, окружной) центр?

5. Найдите на глобусе города, которые находятся около экватора, полярных кругов, тропиков, нулевого меридиана. Определите координаты любых двух из них.

6. Какие географические объекты имеют координаты: 29° с.ш. и 87° в.д.; 43° с.ш. и 79° з.д.; 3° ю.ш. и 37° в.д.; 32° ю.ш. и 70° з.д.?

7. Составьте краткую памятку о том, как определять географические координаты объекта. Запишите её в тетрадь.

V. Домашнее задание

§ 2, задания после параграфа.






Для любых предложений по сайту: [email protected]