Времена года - ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА

Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год

Времена года - ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА

Планируемые образовательные результаты

В результате педагогического взаимодействия на уроке обучающиеся смогут:

На предметном уровне

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; устанавливать причинно-следственные связи между орбитальным движением Земли и его географическими следствиями; определять географические следствия орбитального вращения Земли, влияние движения планеты на процессы, происходящие на ней; решать задачи на определение разницы во времени в разных населённых пунктах; выполнять творческие задания по теме; изготавливать модели.

На метапредметном уровне

См. метапредметные результаты по теме раздела “Земля как планета”.

На личностном уровне

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированностъ учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание влияния специфики времён года на образ жизни человека.

Решаемая учебная проблема

С чем связано наличие времён года на Земле?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Времена года, день летнего солнцестояния, день зимнего солнцестояния, день весеннего равноденствия, день осеннего равноденствия.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I. Актуализация знаний

Отработка приёма определения географических координат:

1. В 1856 г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил открытие замечательного объекта. Найдите данный объект на карте, если известны его координаты: 18° ю.ш. 26° в.д. (Вдп. Виктория.)

2. Этот остров имеет несколько названий: Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают под другим названием. Найдите этот остров на карте: 27° ю.ш. 109° з.д. (Остров Пасхи.)

3. Определите координаты г. Москвы (56° с.ш. 37° в.д.).

Все эти объекты располагаются на разных широтах. А как вы думаете, везде ли одно и то же время года?

Давайте вспомним

1. В каких движениях участвует Земля?

2. Что является следствием движений Земли?

3. Что такое глобус?

4. Какие бывают времена года?

II. Изучение нового материала

Постановка проблемы

С чем связано наличие времён года на Земле?

Рассмотрите рисунок 11 учебника, с. 19. При каком угле падения солнечных лучей земная поверхность получает больше тепла? (Проверьте себя.)

Посмотрите на рисунок 12, с. 19 учебника. Видите, что получается? Чем дальше от экватора, тем меньше угол, который солнечные лучи образуют с земной поверхностью. А это означает, что в районе экватора поверхность Земли освещается отвесно падающими лучами, которые (вспомните про опыт с фонариком) дают этой поверхности максимальное количество света и тепла. В районе полюсов лучи солнца “падают” на земную поверхность под меньшим углом, они почти скользят по ней. Света и тепла они дают совсем немного.

Вращение Земли вокруг Солнца даёт ещё одну естественную единицу измерения — год.

Год — время оборота Земли вокруг Солнца, равное 365 сут и 6 ч. Високосный год равен 366 сут.

Четыре раза в год они

Земли наряд меняют пёстрый.

Бегут, бегут за днями дни,

Приходят и уходят сёстры.

Кто такие эти сёстры? (Времена года.)

Солнце и Земля “творят” для нас дни и ночи. Кроме того, каждый год они “творят” нам времена года. Смена сезонов на Земле определяется движением Земли вокруг Солнца и наклоном её оси. Благодаря постоянному наклону земной оси относительно плоскости орбиты Северное и Южное полушария по-разному в течение года освещены Солнцем. Это становится причиной существования годового ритма живой и неживой природы.

Пофантазируйте, как бы менялись сезоны, если бы ось Земли была вертикальной. В этом случае в каждой точке Земли всегда был бы один и тот же сезон: на экваторе было бы всегда лето, на полюсах — лютая зима, а в наших краях — всегда весна или осень.

Внимательно рассмотрите схему движения Земли вокруг Солнца, благодаря которому происходит периодическая смена времён года (рис. 13 учебника, с. 21).

С помощью рисунка определите:

1. Какое полушарие больше освещено 22 июня и где будет наблюдаться самый длинный день и самая короткая ночь?

2. Какое время года в это время в Южном полушарии?

3. Какое полушарие больше освещено 22 декабря и где будет наблюдаться самый короткий день и самая длинная ночь?

4. Какое время года в это время в Южном полушарии?

5. Определите, как освещаются 21 марта и 23 сентября Северное и Южное полушария.

6. Как изменяется продолжительность дня и ночи в Северном и Южном полушариях в различные сезоны года?

7. В чём проявляется “регулярность поведения” солнца?

Проанализировав данный рисунок, заполните таблицу:

Обучающиеся трансформируют текстовую информацию в табличную форму, работая в парах.

Дата

Географическое название указанной даты

Положение Земли по отношению к Солнцу

Продолжительность дня и ночи

22 июня

День летнего солнцестояния

Северное полушарие повёрнуто к Солнцу Северным полюсом

Самый длинный день и самая короткая ночь в Северном полушарии

22 декабря




21 марта




23 сентября




Вывод. В Северном полушарии 22 июня — самый длинный световой день, 22 декабря — самый короткий день, 23 сентября и 21 марта — день равен ночи.

Давайте запомним

Времена года в Северном и Южном полушариях не совпадают. Когда в Северном полушарии лето, в Южном — зима. И наоборот. Если бы земная ось не имела наклона, то не было бы и смены времён года.

22 июня называют днём летнего солнцестояния, 22 декабря называют днём зимнего солнцестояния, 23 сентября — день осеннего равноденствия, а 21 марта — день весеннего равноденствия.

III. Закрепление

Выполните задания на с. 23 учебника.

IV. Домашнее задание

§ 3. Выполните задания и ответьте на вопросы в конце параграфа.






Для любых предложений по сайту: [email protected]