Что изучает география материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю

География 7 класс - Поурочные планы

Что изучает география материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю

Цели урока: повторить изученное в курсе 6 класса; называть предмет изучения курса, его структуру, особенности построения учебника; раскрыть основное содержание курса; показать учащимся значение знаний о природе материков, океанов, наиболее крупных государств мира, материки, части света, океаны, острова; познакомить учащихся с особенностями построения учебника; называть основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых; показывать маршруты важнейших путешествий; объяснять результаты путешествий и научных открытий; систематизировать материал по пополнению знаний людей о планете Земля; способствовать развитию умений учащихся оценить результат путешествий и исторических открытий.

Оборудование: физическая карта мира, карта «Великие географические открытия», рисунки 2, 3, с. 6—7 в учебнике.

Ход урока

I. Орг. момент.


II. Повторение изученного в 6 классе.

На каждой парте лежат карточки № 1, № 2. Ведется общая работа с классом.

Карточка 1. Проверьте свое умение определять:

- объекты, пользуясь условными знаками;

- расстояния;

- направления;

- абсолютную высоту отдельных точек, сравнивать склоны по крутизне.

Карточка 2. Проверьте свое умение определять координаты, высоты и глубины:

- координаты: вершина Эверест, озеро Эйр, горы Аппалачи;

- глубины и высоты: Бенгальский залив, Южно-Атлантический хребет, море Фиджи, горы Тибет, Прикаспийская низменность, пустыня Сахара, Бразильское плоскогорье.


III. Объяснение нового материала.

1. География - наука, зародившаяся на заре развития человеческой мысли. Современная география - это целая система наук. В ней выделяются две группы - физико-географическая и экономико-географическая.

В курсе 7 класса мы будем продолжать изучение физической географии. Мы познакомимся с природой нашей планеты. Узнаем, как люди открывали и осваивали новые земли. Подробнее изучим свойства оболочек Земли. Мы научимся работать с различными географическими картами, таблицами, картинами.

2. Знакомство со структурой учебника:

1) чтение вслух вступительной статьи учебника на с. 3;

2) анализ содержания на с. 317;

3) анализ Приложения на с. 311.


IV. Изучение нового материала.

1. Первое, с чем мы познакомимся, это названия и расположение частей света, островов и материков (континентов).

Материки, или континенты, представляют собой крупнейшие массивы суши, со всех сторон окруженные водами Мирового океана. Их общая S = 149 млн. км2, или 29% земной поверхности (рис. 2 учебника, с. 6).

Материков всего шесть, и по размерам их можно выстроить в следующем порядке: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.

Показ учителем материков по физической карте мира.

Каждый материк уникален. Они отличаются друг от друга своеобразием природы, географическим положением, размерами, конфигурацией, строением поверхности и историей развития.



2. Согласно распространенной ныне теории, первые люди появились миллионы лет назад в Африке и оттуда стали расселяться по всей Земле. Природе человека присуще неодолимое любопытство: ему очень хочется знать, что находится за ближайшим поворотом, что скрывают горы, закрывающие горизонт. Многих мореплавателей и путешественников звали в путь романтика и очарование неведомого, манил в дорогу напев детской песенки: «За горы и долы мы в даль полетим».

Сегодня на уроке мы узнаем имена великих ученых и путешественников, их открытия и исследования. Узнаем, как накапливались географические знания о Земле.

2. Работа с текстом учебника.

Задание. Используя текст учебника, заполните таблицу.

Основные этапы накопления знаний о Земле.

Этапы

Время

Имена известных путешественников

Результаты открытия





Комментарии по ходу работы с таблицей.

- Марко Поло родился в Венеции в 1254 г. 17 лет провел на Востоке в качестве дипломата и специального представителя Хубилай-хана. В 1292 г. морем отправился обратный путь в Венецию. Во время войны с Генуей в 1298 г. был посажен в генуэзскую тюрьму как военнопленный. В 1324 г. умер в своем доме в Венеции.

- Христофор Колумб родился в 1451/2 г. в Генуе, в Италии. С 1476-1485 г. жил в Португалии и на острове Мадейра. В 1485 г. переехал в Испанию, в город Палос-де-ла-Фронтера.

Из доклада Колумба об «Индиях» королю Фердинанду и королеве Изабелле Испанским, 1493 г.: «...они простодушны и настолько свободно относятся ко всему, чем владеют, что в это трудно поверить, пока не увидишь собственными глазами... Я запретил давать им такие бросовые вещи, как осколки стекла, черепки от разбитой посуды и обрывки материи, хотя когда они их получали, впечатление было такое, будто они обрели самое большое в мире сокровище...»

- В сентябре 1552 г. корабль под названием «Виктория» бросил якорь в порту Севильи, став первым судном, совершившим кругосветное плавание. Тремя годами раньше он покинул Испанию в составе флота из пяти кораблей, на борту которых находилось 237 человек. На родину вернулось всего 18 мореплавателей, среди них не было инициатора замысла этого плавания - Фернана Магеллана. Он погиб в апреле 1521 г. на Мактане, одном из Филиппинских островов.

- Во время своих путешествий, для профилактики цинги, Кук давал матросам кислую капусту. Из дневника капитана Кука: «Сначала матросы отказались есть кислую капусту. Чтобы их к этому приучить, я использовал метод, никогда не подводивший меня в отношении моряков. К каждой трапезе капусту подавали на стол, и я разрешил всем без исключения и офицерам, и морякам брать ее столько, сколько им хотелось».

Анализ рисунка 5 на с. 12-13 учебник.


IV. Закрепление изученного.

1. Работа с контурной картой.

Задание 1. Используя рисунок на с. 7, занесите в контурную карту названии, площадь материков.

Задание 2. По ходу рассказа учителя укажите части света.

Понятие «материк» следует отличать от понятия «части света».

Часть света отражает исторический подход к подразделению суши на отдельные части. Частей света также шесть: Европа и Азия, входящие в состав одного материка - Евразия. Природной границей между Европой и Азией являются Уральские горы.

Америка, включающая в себя два материка - Северную и Южную Америку.

Африка, Австралия и Антарктида.

2. Работа с текстом учебника и физической картой.

Задание. Используя текст учебника на с. 6 и физическую карту мира, заполните таблицу.


№ п/п

Типы островов

Примеры





IV. Домашнее задание: §§ 1; 2; уметь показывать материки, части света, острова на физической карте мира; используя рисунок 5 и карту атласа, нанести в контурной карте пути следований великих мореплавателей.






Для любых предложений по сайту: [email protected]