Экологические проблемы и экологическая ситуация в России - ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

География 8 класс - Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.

Экологические проблемы и экологическая ситуация в России - ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Цели: систематизировать знания об антропогенном воздействии на природную среду; показать важность решения экологических проблем в России; дать знания о мониторинге; совершенствовать умения работать над докладом и выступать с сообщением, изучать дополнительную литературу.

Оборудование: карты России, плакаты, наглядный материал.

Ход урока

I. Подготовительная работа

Эпиграф урока

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц, и земли без воды...

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

Р. Рождественский

Оформление кабинета (высказывания М. Пришвина)

«Все прекрасное на Земле — от Солнца, все хорошее — от Человека».

«Защищая природу — мы защищаем Родину».

Вопросы на доске

1. В чем причина загрязнения воздуха?

2. Почему возникают кислотные дожди и каковы их последствия?

3. Что такое мониторинг?

4. Как определить остроту экологических проблем?

5. Какие существуют способы защиты воздуха?

6. Для чего нужны биосферные заповедники?


II. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя

Экологическая проблема в России — одна из важнейших. Экологическая ситуация во многих районах очень острая. Загрязнение воды, воздуха, почвы стало причиной болезней людей. Почему возникли экологические проблемы? Причины разные. Послушаем доклад о причинах загрязнения воздуха.


2. Сообщение учащегося

Причины загрязнения воздуха

Сжигание угля, газа, нефти. В результате сжигания значительная часть содержащейся в них серы превращается в двуокись серы ( S02).

При сгорании материалов повышается температура воздуха. В результате происходит реакция атмосферного азота с атмосферным кислородом и образуются окислы азота. Окислы серы и азота реагируют с атмосферной влагой и кислородом с образованием кислот (серной и азотной). Кислоты вместе с дождем (кислотные дожди) выпадают на землю. Благодатные капли дождя всегда радовали человека, но теперь во многих районах превратились в серьезную опасность. Кислотные дожди губительно действуют на живые организмы, нанося ущерб лесной растительности и сельскохозяйственным культурам.

Кислотные дожди вызывают проблемы не только в густонаселенных районах, но и в тундрах Сибири. От окиси серы гибнут лишайники, особенно чувствительны кустистые лишайники — основной корм оленей.

Источниками загрязнения являются промышленные предприятия и автомобильный транспорт. Особенно высокий уровень загрязнения в крупных городах с концентрацией промышленных предприятий. В городе Асбесте (на Урале) воздух загрязняется пылью из волокон горного льна (асбеста), в результате попадания асбестовой пыли в дыхательные пути развивается опасная болезнь — асбестоз.

Над крупными городами стал обычным явлением ядовитый туман — смог. Особенно грязные предприятия — нефтеперерабатывающие заводы, металлургические заводы.


3. Рассказ учителя

Способы защиты воздуха

1). Локальные средства - высокие заводские трубы, выбрасывающие дым выше уровня застоя воздуха. Это позволяет уносить отходы от центра производства.

2). Электрические фильтры для обеспыливания и установки для удаления серы из дыма.

3). Регулирование выхлопов автотранспорта.

4). Озеленение (одно дерево собирает 30 кг пыли, уменьшает шум в пять раз и поглощает углекислоту, хлор, свинец, окись серы). Если деревья и кустарники преждевременно стареют, теряют листву, болеют, значит, воздух загрязнен.

5). Использование экологически чистых видов энергии: ветровой, солнечной, геотермальной.

Загрязняется не только воздух, но и воды морей, рек, озер, подземные воды.


4. Сообщение учащегося

Причины загрязнения вод

Источниками загрязнения являются промышленные стоки, земледелие.

При обработке сельскохозяйственных угодий ядохимикатами (для борьбы с вредителями, сорняками), при внесении удобрений весной или во время ливней ядовитые вещества смываются с полей и попадают в водоемы. Стоки с ферм также могут попасть в водоемы, если ферма расположена вблизи от них. Отрицательное воздействие оказывают плотины на реках. Крупные водохранилища изменяют уровень фунтовых вод, становятся преградой для рыбы, вызывают разрушение берегов, заболачивание окружающей территории и могут привести к землетрясениям. Очень опасно нефтяное загрязнение воды: 10 г нефти загрязняет 1 м3 воды так, что она становится непригодной для питья, для жизни растений и животных. В водах Оби в среднем течении концентрация нефти в 15 раз превышает допустимую норму.


5. Заключительное слово учителя

Экологические проблемы связаны не только с загрязнением воды и воздуха, это и уничтожение лесных массивов. Враг леса — пожар. 80—90% пожаров антропогенного происхождения. Особенно большие площади лесов сгорают в Сибири и на Дальнем Востоке. Опасно для живых организмов радиоактивное загрязнение (вспомните аварию на Чернобыльской АЭС). Отголоски этой аварии до сих пор отдаются болью в наших сердцах: болеют и умирают ликвидаторы ее последствий.

В нашей местности тоже существуют экологические проблемы. Какие это проблемы, давайте подумаем.

(Возможно обсуждение проблем, известных учащимся.)

Для определения состояния окружающей среды необходима контрольная система наблюдения и оценки состояния окружающей среды — мониторинг. Мониторинг — это обязательные многократные и регулярные наблюдения. Различают глобальный и региональный мониторинг.

Мониторинг проводится в биосферных заповедниках, которые являются эталонами состояния окружающей среды.


Домашнее задание

Подготовиться к уроку обобщающего повторения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]