Обобщающее повторение по курсу географии за 8 класс - ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

География 8 класс - Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.

Обобщающее повторение по курсу географии за 8 класс - ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Цели: повторить и обобщить основные знания причинно- следственных связей, терминов в форме игры; активизировать мыслительную деятельность учащихся; проверить уровень усвоения знаний в занимательной форме.

Оборудование: карты России (физическая, тектоническая, климатическая, природных зон).

Ход урока

I. Организационный момент


II. Игра «Брейн-ринг»

Класс разбивается на команды по пять-шесть человек.

В раунде участвуют две команды, а остальные принимают участие в обсуждении вопроса и пишут ответ на листке. Если ни одна из играющих команд не дала правильный ответ, ведущий обращается к остальным командам. Возможен и такой вариант, что после ответа играющих в раунде команд (ведущий еще не утвердил и не отверг ответ) другие команды дают свои ответы, но только в том случае, если капитан сделал заявку на ответ до ответа играющих.

Раунд закончен, если одна из команд набрала 3 балла. В следующем раунде играет команда-победитель, которая сама выбирает соперника. Начать игру лучше со слабых команд.

Если ни одна из команд не дала правильного ответа, то следующий вопрос оценивается в 2 балла. Если команды не ответили и на этот вопрос, следующий оценивается в 3 балла. Не ответив на него, обе команды выбывают из раунда.

Учащиеся отвечают на вопросы раунда по очереди. Команда, набравшая больше 12 баллов, получает оценку «5» при условии, что отвечали все участники (за очередностью следит капитан). Половина участников команды, отставшей не более чем на 2 балла, получают оценку «5», остальные — «4». Оценки распределяются в зависимости от вклада каждого в обсуждение вопросов.

На обсуждение каждого вопроса дается 30 с. Отвечать первой имеет право та команда, которая раньше заявила о готовности ответа.


Вопросы

1. Морены, троги, бараньи лбы — что у них общего? (Ледниковые формы рельефа.)

2. Что можно найти в кимберлитовой трубке? (Алмазы.)

3. Логическая цепочка. Дыхтау, Шхара, Казбек... Назовите четвертую. (Эльбрус или Базардюзю.)

4. В каком из морей, омывающих берега России, и в каком направлении плыл корабль, если капитана два дня подряд поздравляли с днем рождения? (В Беринговом, с востока на запад.)

5. Почему при перелете из Норильска в Салехард надо переводить часы, а при перелете в Красноярск, расположенный дальше, — не надо? (Норильск и Салехард — в разных часовых поясах, а Норильск и Красноярск — в одном.)

6. Шел XVI в. С этого похода начался период «хождения» россиян «встреч солнца», завершившийся выходом к Тихому океану. Кто возглавил этот поход? (Ермак.)

7. В XV в. поморы, искавшие «драгоценную рухлядь», основали Мангазею (на реке Таз), потом была заложена Новая Мангазея. Сейчас вы не найдете на картах ни первой, ни второй. Что же осталось? Или Мангазеи исчезли совсем? (Туруханск — это Новая Мангазея.)

8. В 1648 г. С.И. Дежнев и Ф.А. Попов обогнули северо-восточную оконечность Азии и достигли Тихого океана. Этим они доказали, что Азия не соединяется с Северной Америкой. Но в 1724 г. Петр I составил инструкцию для экспедиции В. Беринга: «...найти то место, где Азия сошлась с Америкой». Почему через 76 лет после плавания Дежнева повторно отправляется экспедиция Беринга? (Донесение Дежнева затерялось в Якутском архиве и было найдено через 88 лет, в 1736 г.)

9. Петр I прорубил «окно» в Европу, заложив город Санкт- Петербург. А какой пункт стал «окном» России в Тихий океан? (Охотск.)

10. В честь какого исследователя названы Командорские острова? Почему они так названы? (Командор В. Беринг похоронен на одном из островов.)

11. Холм с ледяным ядром по-якутски. (Булгуннях.)

12. Эта часть Уральских гор отличается наибольшими абсолютными высотами. Гребни горных хребтов заострены, а склоны покрыты каменными россыпями. На вершинах — тундра, а у подножия — тайга. О какой части Урала идет речь? (О Приполярном Урале.)

13. Срединный хребет, мыс Лопатка, гейзер Великан — где все это находится? (Па Камчатке.)

14. Бодайбо — золото, а Мирный? (Алмазы.)

15. Баргузин, сарма, култук — что это? (Ветры на Байкале.)

16. Почему золото и самоцветы нередко добывают из наносов рек? (Река протекает через коренное месторождение — жилу — и выносит с водой на десятки километров золото и самоцветы.)

17. Почему Урал ниже Алтая? (На Урале неотектонические движения не были настолько активными, как на Алтае.)

18. Что такое сели? (Грязекаменные потоки.)

19. В районе мыса Челюскин полярная ночь длится 100 дней в году, а сколько длится полярная ночь на Северном полярном круге?

20. Что можно получить, если осадки за год разделить на испаряемость? (Коэффициент увлажнения.)


III. Итог урока

Определяется команда-победитель, выставляются оценки.






Для любых предложений по сайту: [email protected]