Обобщение по теме «Рельеф». Урок-игра «Брейн-ринг»

География 8 класс - Поурочные планы

Обобщение по теме «Рельеф». Урок-игра «Брейн-ринг»

Цели урока: определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор. Проверить умения показывать по карте основные формы рельефа России. Определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.

Ход урока

I. Орг. момент


II. Основная часть урока.

1. Тест по теме «Рельеф России»

2. Игра «Брейн-ринг»

- Географы называют его «каркасом природы». О чем идет речь? (Рельеф)

- Почему при одинаковом возрасте Алтай и Урал имеют разную высоту? (Разная скорость движения участков земной коры)

- Где в России возможно в геологическом будущем образование нового океана? (Озеро Байкал. Между хребтом Черского и Момским хребтом)

- Что общего у лакктолита и вулкана? (Лакколит – несостоявшийся вулкан)

- Возрожденные горы – глыбовые, а омоложенные - …? (Складчато-глыбовые)

- О каком горном хребте написано стихотворение С. Щипачева?

Он азиатскому материку

Прошелся каменным порогом.

Ему известен мамонта скелет

В грунтах промерзлых. Ливнями, ветрами

Его точили миллионы лет,

Чтобы строкою засверкали грани.

Железо, никель, хромовые руды

Я трону словом, рифму им найду.

Недаром в копях камень изумрудный

Зеленым глазом смотрит в темноту.

(Урал)

- Она расположена на древней платформе. Складчатый фундамент выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии. О какой территории идет речь? (О русской равнине)

- Морены, озы, троги, Камы… Что общего в образовании этих форм рельефа? (Ледниковые формы рельефа)

- В 1920 г. Был создан первый в мире минералогический заповедник. достопримечательность его – драгоценные, полудрагоценные минералы. Назовите этот заповедник. Где он находится? (Ильменский заповедник. Южный Урал)

- Эта крупная равнина имеет плоскую поверхность. На ней много болот и озер. (Западно-Сибирская равнина)

- Эти высокие горы окаймляют с юга Восточно-Европейскую равнину (Кавказ)

- Алтай – Белуха, Кавказ – Эльбрус, Урал - … . Назовите недостающую пару Урала. (гора Народная)

- Какие формы рельефа образуют эоловые процессы? (Барханы, дюны)

- Архейская, протерозойская эры не разделены на периоды, а палеозойская, мезозойская, кайнозойская эры делятся. Почему? (В Архее и протерозое не было организмов, имеющих скелеты, это было время одноклеточных организмов, которые не оставили отпечатков, следов деятельности)

- Назовите современный геологический временной адрес. (Эра кайнозойская, период четвертичный антропогеновый)

- Где в России сошлись «вода и пламень»? (Например, Камчатка - вулканы)

- Что общего у следующих полезных ископаемых: фосфориты, уголь, нефть, калийные соли? (Нерудные)

- Что общего у карьеров и терриконов? (Антропогенные формы рельефа)

- Это самый большой по запасам угля бассейн, но добычи угля здесь нет. Назовите его. (Тунгусский)

- Что можно найти в кимберлитовой трубке? (Алмазы)

- Каждую весну жители этой части России собирают камни на поле. Откуда они? (Карелия)

- О каких полезных ископаемых говорят «черное золото», «солнечный камень»? (Нефть, газ)

- Равнины – на древних платформах, а горы? (В складчатых областях)

- Дыхтау, Шхара, Казбек, ... . Назовите четвертую (Эльбрус)

- Водные потоки – овргаи, ветер – дюны, а какая сила образует «бараньи лбы»? (Ледник)


III. Подведение итогов урока и задание на дом: стр. 52-53.






Для любых предложений по сайту: [email protected]