География 8 класс - Поурочные планы
Развитие форм рельефа
Цели урока: дать знания о развитии рельефа; продолжить формирование мировоззрения 1) о рельефе как взаимодействии внешних и внутренних сил Земли, 2) о постоянном развитии и изменении природы. Выявить причинно-следственные связи разнообразия рельефа нашей Родины; сформировать понятия «сели», «лавины», «оледенение»; продолжить работу с атласами и картами.
Оборудование: Схема «Развитие форм рельефа»
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
- Дать определение понятиям «минеральные ресурсы», «минерально-сырьевая база».
- Породами какого возраста сложена Русская равнина, Западно-Сибирская низменность?
- Как по геологической карте можно определить горные и равнинные территории?
- Где на территории России на поверхность выходят самые древние породы?
- Какое практическое значение имеют геологические карты?
- Какие силы изменяют рельеф Земли?
III. Изучение нового материала.
1. На доске термины:
Эндогенные процессы, экзогенные процессы, вулканизм, землетрясение, новейшие тектонические движения, оледенение, морены, эоловый рельеф, дюны, осыпи, оползни, лавины, сели, эрозия.
2. Беседа с выполнением схемы
Рельеф постоянно меняется под действием экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) факторов. Оба этих фактора действуют одновременно.
Эндогенные процессы называют неотектоническими или новейшими. Они могут проявляться и в горах и на равнинах.
Возрождение гор, горы-вулканы, грабены, горсты, межгорные котловины
Между геологической историей, строением и рельефом установлена тесная взаимосвязь. Она подтверждается конкретными материалами на территории России. К примеру, территории древних платформ - Восточно-Европейской и Западно-Сибирской в палеозое испытывали лишь медленные колебательные движения и поэтому периодически заливались мелководными морями. На складчатом основании платформ сформировался осадочный чехол из горизонтально залегающих слоев осадочных пород.
Рассматриваем другие области. Пользуясь картами, атласами, раскрываем связь между их геологическим строением и рельефом. В крупных областях такая связь есть. Например:
Восточно-Европейская платформа -------------Русская равнина
Определите далее самостоятельно
Сибирская платформа -----------------------------?
Западно-Сибирская плита ------------------------?
Складчато-глыбовые структуры ----------------?
Области кайнозойской складчатости ----------?
Однако полного соответствия между глубинным строением и формами рельефа нет. Такое соответствие было бы, если бы поднявшиеся горы не разрушались. Но если есть созидание (поднятие гор), должно быть и разрушение. Эти противоположности всегда протекают в единстве. Результатом их и является непрерывное изменение развитие форм рельефа, т. е. закономерности взаимодействия внутренних и внешних сил и процессов, действующих на Земле.
3. Древнее оледенение
Анализ рис. 23 стр. 47, рис. 24, стр. 48.
В четвертичный период во многих районах Земли возникло несколько покровных оледенений. Центрами оледенений в Евразии служили горы Скандинавии, Полярный Урал, Среднесибирское плоскогорье и горы Бырранга.
При движении ледника на юг поверхность Земли сильно изменилась. Из центра оледенения вместе со льдом перемещались камни валуны) и рыхлые отложения (песок, глина, щебень). На своем пути сглаживал скалы, оставляя на них глубокие царапины. В южных районах ледник таял, откладывая принесенный с собой материал – морену. При таянии ледника образовались многочисленные озера на северо-западе Русской равнины: Карелии, Кольского полуострова (самые крупные из них – Ладожское и Онежское). Моренный рельеф имеют Валдайская возвышенность, Северные Увалы, Смолено-Московская возвышенность
4. Стихийные природные явления, деятельность текучих вод, ветра, человека.
Разрушительное действие внешних процессов крайне нежелательно но и даже опасно для человека. К таким опасным явлениям относят:
Сели - грязекаменные потоки, возникающие в горных районах во время затяжных дождей.
Эрозия - разрушительная работа текучей воды, которая часто приводит к образованию оврагов.
Оползни - медленно смещающиеся участки земной поверхность вниз по склону под действием силы тяжести, образовавшиеся в результате разрушительной работы подземных вод.
Стенка оползня
Тело оползня
Грунтовая вода
Выветривание
Ветер создает эоловые формы рельефа (дюны, барханы) и там, где на поверхности имеются пески. Например, на песчаной Куршской косе в Калининградский области.
Стихийные природные явления.
Экзогенные природные явления (внешние) |
Эндогенные природные явления (внутренние) |
Обвалы |
Землетрясения |
Оползни |
Извержение вулканов |
Лавины |
|
Сели |
Землетрясения – это проявление новейших тектонических движений земной коры. наиболее часты землетрясения в молодых горах Кавказа, Камчатки, где проходит граница литосферных плит. Бывают землетрясения и в «старых горах» - на Алтае, Саянах в Прибайкалье. извержения вулканов часто присходят на Камчатке и Курильских островах.
Человек также является мощной рельефообразующей силой. При добыче полезных ископаемых образуются огромные карьеры. Отвалы пустой породы говорят о подземной добыче ПИ. Это терриконы. Карьеры и терриконы создают «лунный» кратерный ландшафт. Вряд ли кто-нибудь может порадоваться, глядя на такую картину природы. Люди строят дороги, плотины, тоннели и другие хозяйственные объекты, изменяющие рельеф и часто приводящие к образованию оползней, обвалов и др.
Таким образом, формирование и развитие форм рельефа является результатом совместного действия внутренних и внешних сил и процессов. Они выступают как единство противоположностей. Благодаря внутренним, в основном созидательным, процессам образуются крупные формы- равнины, плоскогорья, горные системы. Внешние процессы, преимущественно разрушающие и выветривающие, как бы накладываясь, формируют более мелкие формы рельефа- речные долины, овраги.
I V. Закрепление.
1. Приведите примеры стихийных природных явлений возникающих (бывающих) у нас.
2. Могут ли быть у нас в районе сели?
3. По рисунку учебника расскажите возникновение оползней.
4. По атласам (физич. карта России) найдите места, опасные для проживания, по вашему мнению.
V. Подведение итогов урока и задание на дом: § 8, повторить 5-7, стр. 52 (Итоговые задания и вопросы)