География 8 класс - Поурочные разработки
Развитие форм рельефа. Внутренние процессы и связанные с ними стихийные явления
Цели урока:
- дать знания о развитии рельефа; продолжить формирование мировоззрения 1) о рельефе как взаимодействии внешних и внутренних сил Земли, 2) о постоянном развитии и изменении природы.
- выявить причинно-следственные связи разнообразия рельефа нашей Родины;
- сформировать понятия «сели», «лавины», «оледенение»;
- продолжить работу с атласами и картами.
Оборудование: Схема «Развитие форм рельефа», видеофильм «Стихийные явления природы».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
1) Дать определение понятиям «минеральные ресурсы», «минерально-сырьевая база».
2) Породами какого возраста сложена Русская равнина, Западно-Сибирская низменность?
3) Как по геологической карте можно определить горные и равнинные территории?
4) Где на территории России на поверхность выходят самые древние породы?
5) Какое практическое значение имеют геологические карты?
6) Какие силы изменяют рельеф Земли?
III. Изучение нового материала.
Между геологической историей, строением и рельефом установлена тесная взаимосвязь. Она подтверждается конкретными материалами на территории России. К примеру, территории древних платформ - Восточно-Европейской и Западно-Сибирской в палеозое испытывали лишь медленные колебательные движения и поэтому периодически заливались мелководными морями. На складчатом основании платформ сформировался осадочный чехол из горизонтально залегающих слоев осадочных пород.
Рассматриваем другие области. Пользуясь картами, атласами, раскрываем связь между их геологическим строением и рельефом. В крупных областях такая связь есть. Например:
ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ ПЛАТФОРМА - РУССКАЯ РАВНИНА
Определите далее самостоятельно
СИБИРСКАЯ ПЛАТФОРМА - ?
ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ ПЛИТА - ?
СКЛАДЧАТО-ГЛЫБОВЫЕ СТРУКТУРЫ - ?
ОБЛАСТИ КАЙНОЗОЙСКОЙ СКЛАДЧАТОСТИ - ?
Однако полного соответствия между глубинным строением и формами рельефа нет. Такое соответствие было бы, если бы поднявшиеся горы не разрушались. Но если есть созидание ( поднятие гор), должно быть и разрушение. Эти противоположности всегда протекают в единстве. Результатом их и является непрерывное изменение развитие форм рельефа, т.е. закономерности взаимодействия внутренних и внешних сил и процессов, действующих на Земле.
Древнее оледенение
Анализ рис. 18 стр. 50, рис. 19, стр. 51.
В четвертичный период во многих районах Земли возникло несколько покровных оледенений. Центрами оледенений в Евразии служили горы Скандинавии, Полярный Урал, Среднесибирское плоскогорье и горы Быранга.
При движении ледника на юг поверхность Земли сильно изменилась. Из центра оледенения вместе со льдом перемещались камни валуны) и рыхлые отложения (песок, глина, щебень). На своем пути сглаживал скалы, оставляя на них глубокие царапины. В южных районах ледник таял, откладывая принесенный с собой материал – морену. При таянии ледника образовались многочисленные озера на северо-западе Русской равнины.
Разрушительное действие внешних процессов крайне нежелательно но и даже опасно для человека. К таким опасным явлениям относят:
Сели - грязекаменные потоки, возникающие в горных районах во время затяжных дождей.
Эрозия - разрушительная работа текучей воды, которая часто приводит к образованию оврагов.
Оползни - медленно смещающиеся участки земной поверхность вниз по склону под действием силы тяжести, образовавшиеся в результате разрушительной работы подземных вод.
Рис. Оползень
Выветривание
Стихийные природные явления.
Экзогенные природные явления внешние |
Эндогенные природные явления внутренние |
Обвалы |
Землетрясения |
Оползни |
Извержение вулканов |
Лавины |
|
Сели |
Таким образом, формирование и развитие форм рельефа является результатом совместного действия внутренних и внешних сил и процессов. Они выступают как единство противоположностей. Благодаря внутренним, в основном созидательным, процессам образуются крупные формы - равнины, плоскогорья, горные системы. Внешние процессы, преимущественно разрушающие и выветривающие, как бы накладываясь, формируют более мелкие формы рельефа - речные долины, овраги.
IV. Закрепление.
1. Приведите примеры стихийных природных явлений возникающих (бывающих) у нас.
2. Могут ли быть у нас в районе сели?
3. По рисунку учебника расскажите возникновение оползней.
4. По атласам (физич. карта России) найдите места опасные для проживания по вашему мнению.
V. Домашняя работа. Параграф 8 пересказ, повторить 5-7.