Многообразие внутренних вод России

География 8 класс - Поурочные разработки

Многообразие внутренних вод России

Цели учителя: Создание условий для усвоения материала учащимися на уровне получения новых знания и первичного закрепления изученного материала.

Задачи учащихся:

1. Актуализировать знания о значение воды в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.

2. Выявить основные типы внутренних вод, встречающиеся на территории России.

3. Сформировать представление о роли климата и рельефа в распределении внутренних вод по территории страны.

4. Продолжить формирование умений работать с текстовыми и иллюстративными материалами.

Тип урока: Получения новых знаний и первичного закрепления материала.

Форма урока: Урок-лекция с элементами беседы.

Оборудование: Настенная физическая карта России, презентация на CD-диске, проектор, экран, атлас, учебник.


1. Содержание урока

1. Организационный момент.

2. Стадия вызова.

3. Реализации смысла.

4. Рефлексия.

5. Получение домашнего задания.


2. Стадия вызова:

- Посмотрите на слайд и подумайте, о какой географической оболочке Земли пойдет речь на сегодняшнем уроке? Почему на слайде есть фамилии таких писателей и поэтов как: Паустовский, Лермонтов, Есенин…

- Запишите в первую колонку таблицы все, что вам известно о внутренних водах России.


3. Реализации смысла:

· Значение воды на Земле (эвристическая беседа). (СЛАЙД №1)

1. Вода – чудесный дар природы.

2. Она вокруг нас – в дождевых каплях, сугробах снега, в реках, озерах, бьет холодными ключами из склонов или на дне реки.

3. Вода нужна для всего живого: для человека, животных, растений.

4. Вода нужна и для неживой природы: она участвует в разнообразных превращениях веществ.

5. Большой круговорот воды – вечный процесс, в результате которого вода, проникая во все земные оболочки, снабжает их микроэлементами и взаимодействует со всеми природными компонентами.

6. В обмене веществом и энергией состоят взаимосвязи в природе.

· Типы внутренних вод (беседа с заполнением схемы в тетради) (СЛАЙД № 2)

Естественные водоемы:

1. Поверхностные: реки, озера, ледники (горные и покровные), болота.

2. Подземные воды (мерзлота, грунтовые воды, горячие источники и гейзеры).

Искусственные водоемы: Водохранилища, каналы, пруды.

· Воды России – национальное богатство (СЛАЙД № 3)

Учитель: В России насчитывается около 2,5 млн. рек и почти столько же озер. Около 10 % территории страны занимают болота, свыше 60 % - многолетняя мерзлота. В мерзлоте в виде «цемента» содержится лед – в вода в твердом состоянии. На долю ледников приходится малая площадь, но в них заключен большой запас пресной воды.

Задание для учащихся: Приведите свои примеры, подтверждающие фразу о водах России – как национальном богатстве.

· Распределение внутренних вод по территории страны

(работа с картами атласа, эвристическая беседа по вопросам). (СЛАЙД № 4)

Задание: Пользуясь физической картой России в атласе, ответьте на вопросы:

1. Равномерно ли распределены поверхностные воды по территории России? От чего зависит их распространение?

2. В каких климатических поясах и областях возможно размещение мерзлоты?

3. Назовите районы страны, где встречаются горячие подземные воды – гейзеры, минеральные источники?

4. В каких горных массивах можно наблюдать горные ледники?

5. Где в России распространены покровные ледники?

Учитель: «Реки можно рассматривать как продукт климата». Эти слова русского климатолога А. И. Воейкова можно отнести и ко всем другим видам внутренних вод. (СЛАЙД № 5)

Озер много там, где есть котловины, в которых скапливается избыточная вода (основная масса водных объектов России и запасов пресных вод находится в области избыточного увлажнения).

Учитель. Привести примеры антонимов по теме “Озера”

- Маленькие и большие

- Глубокие и мелкие

- Пресные и соленые

- Теплые и холодные

- Сточные и бессточные

- Пересыхающие и непересыхающие

Там, где котловин нет, избыточная вода застаивается, образуются болота.

Если поверхность имеет уклон, вода стекает, образуя ручьи и реки.

Там, где поверхность сложена песками, трещиноватыми известняками или вулканическими туфами, воды не стекают по поверхности, а просачиваются вглубь. В этих местах обильны подземные (грунтовые) воды.

Далее учитель предлагает к рассмотрению фото и изобразительный ряд на экране. Учащиеся рассматривая, характеризуют внешний вид отдельных типов внутренних вод. (СЛАЙД № 6)

Для характеристики роли рек в жизни славян учитель просит одного из учеников зачитать текст на экране. (СЛАЙД № 6)

«Велика роль рек в исторической судьбе народов. У славян они служили источниками воды, пищи (рыбная ловля), преградой для кочевников. Никто не имел права отказать в воде человеку – этот неписанный закон нашел отражение в поговорке «Как пить дать». С водой связаны поверья, приметы, гадания, заговоры, а также сказки, былины, эпосы.

Русский народ хорошо знал и любил свои реки, величал их уважительно, ласково: Волга-матушка, Дон-Иванович. Ремесло лоцмана было очень почетным на Руси. С IX века стали исподволь использовать энергию текучей воды: строили ветряные мельницы. С помощью водяных колес приводили в движение станки и другие механизмы. Первая в России ГЭС была построена в 1896 году.

В настоящее время вода рек используется очень интенсивно во всех сферах жизни и хозяйственной деятельности».

Учитель: Вспомните как в произведениях русских поэтов и писателей говориться озерах.

Сергей Есенин в 1914 г. писал об озере:

Выйду на озеро, в синюю гладь,

К сердцу вечерняя льнет благодать…

Или в 1910 г.

Выткался на озере алый свет зари,

На бору со звоном плачут глухари

Учитель. Евгений Симонов так описывает озеро Селигер:

“На озере чудесница природа с присущей ей одной, почти композиторским чувством меры и ритма сумела создать редкостное сочетание воды, леса, песка, травы, солнца”.

Николай Ладейщиков пишет о Байкале: “Байкалу свойственен спокойный, величавый ритм”.

Обсуждение: Согласны ли вы с приведенными отрывками? Приведите свои примеры любовного отношения россиян к водным объектам нашей страны.


4. Рефлексия.

- теперь вернемся к своим таблицам и заполним вторую колонку.

- Дискуссия по вопросу учителя: «Может ли страна, богатая поверхностными водами, страдать от недостатка чистой пресной воды?»


Домашнее задание:

Знать записи в тетради, по желанию подготовить сообщение о реках России.






Для любых предложений по сайту: [email protected]