География 8 класс - Поурочные разработки
Почвы России
Цели урока:
- сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах почв России;
- изучить закономерности распространения почв;
- совершенствовать умение работать с почвенной картой.
Оборудование: И.К. - Почвенная карта И-8кл-5, Почвенная карта России.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Обсуждение проекта «Создание искусственной почвы».
2. Характеристика почвообразующих факторов (ответы нескольких учащихся).
3. Что называют почвой?
4. Назовите условия почвообразования.
5. Какие из них является главными?
III. Изучение нового материала.
Все изучение нового материала строится на анализе почвенной карты России, а также на сопоставлении карты с рис. 44 «Взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью», кроме того используются картины «Типы почв».
1. Какие основные типы почв есть на территории нашей страны?
2. В каком направлении основные типы почв сменяют друг друга?
3. Какая часть России: запад или восток- имеет большое разнообразие почвенного покрова и какими причинами это объясняется?
4. Самостоятельно обосновывают тезис «Почва - зеркало ландшафта». Используя знания по курсу биологии, доказать, что почва находится в постоянном развитии и изменении.
Закономерности размещения почв.
Более 100 лет назад В. В. Докучаев установил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчинено закону зональности.
Важнейшей причиной зональности почв является изменение климата, его главных характеристик- режима увлажнения и температурного режима.
В нашей стране широтная зональность выражена ярче. Это связано с большой протяженностью территории по меридиану и с преобладанием равнинного рельефа.
Природная зона |
Типы почв |
Содержание гумуса |
Свойства почвы |
Условия почвообразования |
1. Арктическая пустыня |
Часто отсутствуют или арктический |
Крайне мало |
Не плодородная |
Мало тепла и растительности |
2. Тундра |
Тундрово-глеевые |
Мало |
Маломощные, имеют слой глеевой |
Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение, недостаток кислорода |
3. Лесная зона |
||||
А) Тайга |
подзолистые |
Мало(1-2%) |
Промывные, кислые |
Кувл > 1, растительные останки -хвоя |
Б) тайга Вост. Сибири |
Таежно-мерзлотные |
мало |
Малоплодородные холодные |
Вечная мерзлота |
В) смешанные |
Дерново-подзолистые |
Больше, чем в подзолистых |
Более плодородные |
Промыв весной, больше растительных остатков |
Г) широколиственные леса |
Серые лесные |
4-5% |
||
4. Степи |
Черноземы, каштановые |
10-12% |
Самые плодородные почвы, зернистая структура |
Кувл = 1 и 0,8 0,9 много растительных остатков ежегодно, много тепла |
5. Полупустыни |
Бурые полупустынь, серо-бурые |
Гумуса меньше |
Засоление почв |
Сухой климат, разреженный растительный покров Кувл < 0,5 |
С севера на юг на территории России сменяют друг друга следующие зональные типы почв: тундровые глеевые, подзолистые и дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые и бурые почвы полупустынь.
Характерной закономерностью смены почв в горах является высотная поясность. Она была установлена в конце прошлого столетия при исследовании почв Кавказа.
По почвенной карте проследите, какие почвы сменяют друг друга в западной части Кавказа на северном и южном склонах. Почему нижние пояса разные. Какой фактор почвообразования оказал здесь решающую роль! Каковы особенности этого фактора!
IV. Закрепление изученного материала.
Учащиеся решают проблемные задачи:
- В лесах значительно больше опад, чем в степях. Но при этом черноземы значительно плодороднее подзолистых почв. Почему?
- Почему при малом количестве опада почвы пустынь при их поливе становятся плодородными?
V. Домашнее задание § 23, в контурной карте отметить основные типы почв России, зоны их распространения.