Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра

География 8 класс - Поурочные разработки

Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра

Цели и задачи урока:

- дать знания о природных зонах России,

- систематизировать и углубить знания о природной зоне как природном комплексе;

- углубить знания о взаимосвязях и природных комплексах севера России.

- формировать представления о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов. -закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах - широтной зональности;

- развивать умения учащихся пользоваться тематическими картами как источниками информации для характеристики природных зон.

Оборудование: Презентация «Арктические пустыни, тундра и лесотундра», Таблицы «Природные зоны России» с изображением животных и картины зоны, документальный фильм «Природные зоны», карты природной зоны, почвенная, физическая, растительности, атласы.

Ход урока

I. Организационный момент.


II. Проверка домашнего задания.

1. Пересказ прошлой темы.

2. Ответы на вопросы после параграфа.


III. Изучение нового материала.

Природные зоны России

- Природные комплексы (региональные) природные зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Вспомните, как называется закономерность смены природных зон на равнинах? (Широтная зональность.)

Наличие этой закономерности обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт. Устанавливая и анализируя изменение климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т. д.

В XIX веке Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность это общий закон природы. Следствием зональности является существование крупных ПТК - природных зон. Ведущими компонентами (факторами) формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги.

По рис. 51 (учебник Бариновой) или рис. 77 (учебник Раковской) определите:

- Как расположены природные зоны в России?

- Какие зоны простираются от западных границ до побережья морей Тихого океана?

- Какие не простираются до восточных окраин России? Почему? Изучением природных зон занимался академик Лев Семенович Берг. Он дал характеристику всех природных зон и показал, что каждая зона состоит из закономерного сочетания ландшафтов ланд (нем.) - земля, местность, шафт - сообщество.)

Природные зоны называют ландшафтом или географическими.

«Страна белой смерти» С. Цвейг.

«Страна льда и тьмы» Ф. Нанасен.

Характеризуя арктическую пустыню, необходимо определяют, что основная черта — суровость ее природы, что подтверждается всеми климатическими показателями. Особенностью является деление года на полярный день — 130 суток, и полярную ночь — 125 суток. Зону называют царством льда и холода. И все-таки жизнь есть и здесь. Растительность представлена мхами и лишайниками, камнеломками на скалах. Среди животных преобладают лемминги, песцы, тюлени, белые медведи — живая эмблема Арктики, прекрасно приспособленные к жизни во льдах. Русские поморы называли его ушкуй, коренные жители Севера относились к нему с уважением, почтением. Убивали медведей только по необходимости. Освоение Арктики потребовало охраны белого медведя. На острове Врангеля, главном «родильном доме» белых медведей, организован заповедник. Белый медведь включен в Красную книгу.

У берегов Чукотки сохранилось небольшое стадо гренландского кита. В прошлом китобои беспощадно истребляли их. В настоящее время киты подлежат охране.

Подводным пахарем называют моржа. Бивнями, имеющими длину до 80 см, он перепахивает грунт на морском дне и добывает себе пищу. Стадо моржей сохранилось на мелководьях в море Лаптевых и Восточно-Сибирском море. Морж внесен в Красную книгу.

В Арктике многочисленны птичьи базары.

Природа Арктики своеобразна, величественна, неповторима и очень ранима, поэтому важно уберечь ее от загрязнения.

Постепенно арктическая пустыня сменяется тундрой. Определим по карте ее географическое положение. В устье Оби тундра заходит южнее Северного полярного круга. Охарактеризуем природные условия: рельеф, климат, ландшафты. Сравним климатические показатели арктической пустыни и тундры. Вычислим коэффициент увлажнения (К > 5) .

Тундру называют страной холода. Восемь месяцев длится суровая зима, лето прохладное, многолетняя мерзлота, почвы маломощные, слабоплодородные. Здесь господствуют мхи, лишайники, кустарнички, осоки, злаки и другие виды тундровой растительности. Многочисленны озера, болота, протоки, реки, ручейки, так как влага не испаряется из-за холода и не может просочиться вглубь из-за многолетней мерзлоты.

Как же приспосабливаются к таким условиям растения? Они стелются по земле или произрастают в форме подушек, что позволяет им использовать тепло приземных слоев воздуха и спасаться от зимних ледяных ветров. Листья мелкие, в форме игл или чешуек, собранных в розетку.

Тундры по сравнению с арктическими пустынями имеют более богатый животный мир. Типичный представитель тундры — северный олень. Он способен стойко переносить морозы добывать корм из-под глубокого и плотного снега. Питается олень лишайником (ягелем), грибами, птичьими яйцами. На огромных пастбищах тундры пасутся стада диких и домашних оленей. На протяжении тысячелетий северный олень был главным кормильцем человека в тундре, давал все необходимое для жизни: из его шкур шили одежду, обувь, делали жилище, постель. В настоящее время стада диких оленей резко сократились.

В тундре много красивых птиц. Самый редкий вид — стерх (белый журавль) — олицетворение красоты, изящества. Стерхов осталось очень мало, и поэтому ученые разных стран пытаются спасти этот вид. Здесь обитают соколы — гроза тундровых птиц. Их осталось так же мало. Редко встречаются краснозобая и белощекая казарки, розовая чайка — жар-птица Севера.

Природа тундры легко ранима. Хозяйственная деятельность человека наносит ей колоссальный ущерб, а процессы восстановления протекают здесь крайне медленно. В целом природный комплекс тундры отражает условия, в которых он формируется.

Характеристику лесотундры учащиеся могут составить самостоятельно. Учитель лишь подчеркнет, что это переходная зона, в которой расположен полюс холода — Оймякон.


IV. Закрепление.

1. Почему в тундре много озер и болот, хотя осадков на Кольской низменности выпадает менее 300 мм, меньше чем в полупустынях Прикаспийской низменности? (Низкие температуры- малая испаряемость; вечная мерзлота - вода не просачивается вглубь; плоский рельеф, малые высоты- затруднен поверхностный сток; протаивание летом вечной мерзлоты- образование неглубоких западин).

2. Почему природа севера ранима, трудно восстанавливается? (К экстремальным условиям приспосабливаются немногие растения и животные, т. е. беден видовой состав; малое количество тепла приводит к медленному восстановлению организмов).

3. Почему в тундре не растут деревья?

4. Почему в арктических пустынях не образует сплошного растительного покрова? (Большая площадь покрыта льдами, на которых не могут расти растения).

5. Почему лето в арктических пустынях холодно? (угол падения лучей не велик, даже в полярный день, преобладающие площади имеют белый цвет, который отражает 70-80% солнечной суммарной радиации).


V. Домашнее задание. Вопросы к параграфу. Пересказ.






Для любых предложений по сайту: [email protected]