Южные безлесные зоны России

География 8 класс - Поурочные разработки

Южные безлесные зоны России

Цели и задачи урока: продолжить формирование у учащихся представления о природе России, познакомить учащихся с географическим положением, климатическими и почвенными особенностями, растительным и животным миром Южных безлесных зон России. Продолжить формирование у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать изученный материал, логически мыслить. Средствами предмета воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация "Природные зоны России", карта природных зон России.

Ход урока

I. Постановка учебной задачи:

Ребята! На экране Вы видите фотографии, которые я нашел в одном из иностранных журналов. К сожалению, текст был на иностранном языке и из него я смог лишь понять, что эти фотографии были сделаны в России. Поэтому давайте попробуем определить, в каком же месте России была произведена фотосъемка.

(На экране демонстрируются слайды с пейзажами степи).







II. Решение учебной задачи.

Что же мы видим на этих фотографиях? Ученики называют объекты изображенные на фотографиях, учитель записывает их на доске:

- Растительность только травы,

- Нет деревьев,

- Поля пшеницы,

- Выгоревшая и сухая трава,

- Много грызунов.

Теперь давайте подумаем, какой же климат характерен для этих мест?

Ответы учеников сводятся к тому, что климат с жарким летом и сухим летом, т. к. трава выгорает. Увлажнение недостаточное, но не скудное, т. к. травы растут хорошо, а деревьев нет. Весной достаточно влаги для роста трав, которая образуется по всей видимости при таянии снега.

Какие условия сложились в данной природной зоне, для жизни животных?

- Обилие корма для травоядных и грызунов, отсутствие укрытий.

Какие животные могут выжить в данных условиях?

- Быстро бегающие (копытные), роющие норы (грызуны).

Какие почвы могли сформироваться под влиянием недостаточного увлажнения и обильной травянистой растительности.

- Богатые перегноем - черноземы.

Как наличие таких почв повлияло на освоение данной природной зоны человеком?

- Сильная распашка, истребление животного мира.

В какой же природной зоне России были сделаны эти фотографии?

- Степь.

Далее идет просмотр раздела "Степи", презентации "Природные зоны России" и заполнение справочной таблицы


Природная зона

Климатические особенности

Почвы

Растительный мир

Животный мир

Использование человеком


Аналогично рассматриваются особенности природной зоны пустынь.


III. Подведение итогов урока


IV. Домашнее задание: самостоятельно составить характеристику полупустыни.






Для любых предложений по сайту: [email protected]