Урок-состязание по теме: Русская равнина

География 8 класс - Поурочные разработки

Урок-состязание по теме: Русская равнина

Цели:

· Закрепить знание номенклатуры по Русской равнине.

· Продолжить формирование умений работать с контурными картами.

· Продолжить формирование умений находить взаимосвязи компонентов природы в природном комплексе.

· Закрепить знания основных географических понятий по теме.

· Используя отрывки из произведений художественной литературы, продолжить формирование интереса к чтению художественной литературы.

· Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к её ресурсам.

Оборудование:

· Физическая карта “Восточно-Еропейская равнина”.

· Атласы по географии.

· Рабочие тетради по географии на печатной основе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учащиеся делятся на 2 команды. Каждая команда садится за отдельные столы. Выбираются капитаны команд.

За каждым столом – чистые листки бумаги, по 2 атласа, 1 рабочая тетрадь.

Деятельность учителя.

Учитель: Мы с вами закончили изучение крупного региона России – Русскую или Восточно–Европейскую равнину. Отсюда шло расселение славян по России, здесь мы с вами живем, приблизительно по такому же плану будем в дальнейшем изучать другие районы.

И сегодня, соревнуясь, мы вместе с вами выясним, как вы усвоили эту тему.

Каждой команде будет предложено несколько заданий. Каждое задание оценивается оценкой в 5 баллов.

Задания могут быть даны одинаковые для обеих команд или разные, но подобные для каждой команды.

При оценке ответов будет учитываться:

А) количество правильных ответов, в некоторых случаях скорость ответов;

Б) умение работать по карте атласа и контурной карте.

Ответы будут устные и письменные. Ответ готовите все вместе, отвечает кто – либо один из каждой команды. Результаты ваших ответов будет оцениваться жюри.

1 Задание. Найдите соответствие.

А)

1. Платформа

2. Щит.

3. Овраг.

4. Эрозия.

5. Суховей

6. Гнус.

7. Полесье.

8. Солончак.

9. Морена.

10. Заповедник.

Текст:

1. Горячие, сухие ветры.

2. Скопление, обломочных горных пород, перенесённых ледником и отложенных на месте его таяния.

3. Древние приледниковые низменные равнины, образованные осадками, выносимыми из–под тающего древнего ледника.

4. Почвы, содержащие в верхних слоях растворимые соли, которые в засушливый период года выступают на поверхность.

5. Участок территории, на котором сохранился в естественном виде весь ПК.

6. Размыв или смыв горных пород и почв текучей водой.

7. Обширные области земной коры, отличающиеся относительной устойчивостью.

8. Формы поверхности суши, представляющие Большие промоины с крупными стенками.

9. Места выходов кристаллического фундамента на поверхности земли

10. Огромное количество комаров и мошек.

(Ключ: 7, 9, 8, 6, 1, 10, 3, 4, 2, 5.)


Задание 2. (Учитель каждой команде даёт карточки с заданиями).

Учитель: в ваших карточках перечислены названия растений и животных, характерных для природных зон тундры, тайги, степи. Внимательно прочитайте. Лишнее вычеркните.

1-я карточка. Тундра.

А) сфагнум, брусника, берёза, колокольчик, яблоня, пихта, голубика, ягель, тюльпан, клевер.

Б) куропатка, гусь, лемминг, суслик, песец, олень, сова, утка, волк, кулик, верблюд, чайка, комар.

2-я карточка. Тайга.

А) ель, берёза, осина, фикус, можжевельник, брусника, черника, абрикос, земляника, малина, осока, ландыш, сосна, лиственница, эвкалипт.

Б) медведь, соболь, тушканчик, ласка, куница, рысь, черепаха. белка, волк, синица, дрофа, сова, дятел, поползень.

3-я карточка. Степь.

А) ковыль, типчак, тюльпан, копытень, кислица, тимофеевка, колокольчик, василёк, чабрец.

Б) заяц, полёвка, глухарь, гадюка, кулан, олень, сурок, хорь, ящерица, поползень, кузнечик.


Задание 3. Вопрос 1-й команде.

Учитель. О какой природной зоне идет речь в данном отрывке? Какое состояние погоды отразил в нём М. А. Шолохов?

“Вызрел ковыль, ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к Западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа.

Отцвели разномастные травы, на гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе несчётные сияли звезды, месяц – казачье солнышко, Темнея, ущерблённой боковиной. Светил скупо, бело. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен, земля, напитанная всё той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе”.

(Степь. Засуха в степи).

Учитель. Вопрос 2-й команде.

К какой зоне относится описание, сделанное Н. Мантейфелем Б. Жадовским? Какие это деревья и почему они не дают тени?

“Целый день можно бродить среди старых корявых деревьев и не встретить в лесу ни птиц, ни зверя. Кругом могильная тишина. Не слышно пения птиц, не стрекочут кузнечики, даже шума листвы не услышите. Только в сильный ветер слышится в лесу скрип ветвей да своеобразный шорох песка, ударяющего о древесные стволы. В лесу нет спасительной тени и деревья не дают отдыха утомлённому путнику. Другое впечатление составляет этот лес, если случится в нем переночевать в лунную ночь. Если нет ветра, множество разных живых существ, от змей и черепах, до жучков и скорпионов вдоль и поперек разрисовывают пески самыми причудливыми следами”.

(Саксауловые леса в зоне пустынь и полупустынь. Членистые побеги и листья саксаула в виде чешуек и бугорков не дают тени).


4-е задание.

Учитель: А теперь немного отдохнем. На доске написано несколько предложений. В них спрятаны названия рек, озер, животных, растений, встречающихся на Русской равнине. Кто первый найдет их?

1. У летучих мышей уши – локаторы.

2. Осенью в лесу красовались гроздья рябин.

3. Сплясать кадриль меньше, чем за неделю не научишься.

4. Много бед приносит сель, скатившийся с горы.

5. Вовка бандитов не испугался.

6. Щенок спрятал в калоше шматочек сала.

Слово жюри: предварительные итоги.


5-е задание.

1-й команде. О какой реке написаны стихи А. Твардовским?

Семь тысяч рек, ни в чем не равных,

И с гор стремящих бурный бег,

И меж полей в изгибах плавных,

Текущих вдаль, - семь тысяч рек.

Она со всех концов собрала –

Больших и малых до одной,

Что от Валдая до Урала

Избороздили шар земной. (О Волге)

Учитель: Какое еще название у этой реки? Покажите её по карте.

Вопрос 2-й команде.

По образному выражению В. Пескова, “если бы мы захотели определить заслуги этой реки перед людьми, то самое точное слово: река-работница. Уже через 30 км от истока она берет на плечи первую ношу – лес. И дальше эта ноша растет беспрерывно. Лес несут в реку бесчисленные притоки. И уже много веков, как только уходит лед, река до нового льда становится лесным извозчиком.

Про неё говорят, что не она впадает в Волгу, а Волга впадает в эту реку”.

Учитель: Какая это река? Почему так говорят об этой реке?

(Кама. Встречаясь с Волгой, она несет гораздо больше воды, чем Волга. Реки, слившись, примерно 10 км текут параллельно, затем сливаются водами и текут уже большой Волгой)

Задание:

На контурной карте отметьте эти реки


6-е задание.

Учитель: Какое явление описано А. С. Пушкиным в этом отрывке?

Ужасный день,

Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури,

Не одолев их буйной дури…

И спорить стало ей невмочь…

Поутру над её брегами

Теснился кучами народ,

Любуясь брызгами, горами

И пеной разъяренных вод.

Но силой ветров от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова,

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг как зверь остервенясь,

На город кинулась…

(описание наводнения в Петербурге в 1824 г. осенью).


Задание 7.

Какой природной зоне соответствуют такие показания климата?

Температура января –10–15, температура июля + 25, +35.

Среднее количество осадков менее 150 мм/год, коэффициент увлажнения менее 0,2 Снежный покров мощностью 10-15 см. лежит здесь 2-3 месяца.

Степи. 2. Тайга.

Пустыни и полупустыни. 4. Тундра и лесотундра.


Заключительное слово жюри.

Учитель (Анализирует работу учащихся: что усвоили, над чем еще надо поработать)

Заключительное слово учителя.

Изучая Русскую равнину, мы с вами выяснили, что она огромна, прекрасна, богата. Но надо помнить, что на ней живет более 60% населения России..И не только живет, но и занимается хозяйственной деятельностью. Следовательно, человек часто нарушает целостность природы.

Говоря словами Р. Рождественского, мы

“Кромсаем лес, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы ещё придем просить прощенья

У Этих рек, барханов и болот.

Учитель предлагает учащимся познакомиться с Жалобной книгой, в которой отражены жалобы растений , животных, грибов и т. д. на людей и дает совет учащимся вести себя на природе так, чтобы этих жалоб было как можно меньше.

Примеры жалоб:

1. Мы такие крошечные, что хвоинка для нас всё равно, что для вас самое большое бревно. Из сотен тысяч хвоинок сложены наши дома – муравейники. Вы пройдете мимо, ногой в муравейник ударите, а нам начинай всё сначала. Для вас – забава, а нам беда. Мы и кусаемся, и кислотой стреляем, а вы… Уважайте хоть наш труд! Что мы плохого сделали?

Ведь сотни тысяч хвоинок! Каждая же хвоинка как бревно!

Муравьи.

2. Была я красивая, была я пригожая, стала сама на себя не похожая. Траву на мне вытоптали, кусты выломали, цветы все сорвали, берёзки на дрова срубили. Забросали меня банками, грязной бумагой, битым стеклом.

Жалуюсь! Была я лесной полянкой – стала лесной помойкой.

Лесная полянка.

3. Жалуюсь я, черёмуха белая, жалуюсь на ребят. Мне ягод своих не жалко: ни для птиц, ни для ребят. Только птицы ягодку по ягодке склевывают, а вот ребята – так те ягоды вместе с ветками рвут. Да что там с ветками – целые сучья обламывают!

Черёмуха.


Используемая литература:

1. В. И. Евдокимов “ Географические диктанты”.

2. П. М. Юрков “Географические диктанты в 5-7 классах”.

3. Г. П. Пивоварова “ По страницам занимательной географии”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]