Кавказ (с применением ИКТ)

География 8 класс - Поурочные разработки

Кавказ (с применением ИКТ)

Тип урока – усвоение новых знаний.

Цели урока:

· Создать образ Кавказских гор.

· Сформировать, представление о рельефе, климате, высотной поясности Кавказа.

· Сформировать понятия: лакколиты, фен, бора, плавни, куэсты.

· Развивать умение работать с картами, компьютером, другими источниками географических знаний.

· Воспитывать положительное отношение к сохранению собственного здоровья.

Оборудование: атрибуты к игре “Домино”, учебники, атласы, физическая карта Кавказа, магнитофон, компьютеры.

Ход урока

I. Мотивация:

- Ребята! Закройте глаза. Представьте, что у меня в руках большой зонт. А теперь, мысленно все ко мне под зонт и оставайтесь там до конца урока, чтобы дождь незнания и невнимания вас не замочил. Откройте глаза. Садитесь. Добрый день. Я рада вас видеть, и хочу с вами работать. Хорошего вам настроения.


II. Актуализация опорных знаний:

- Ребята! На прошлом уроке вы закончили изучение крупного природного комплекса Русская равнина. Вы, изучая этот природный комплекс, читали не только учебник, но и другую литературу: справочники, энциклопедии. Теперь вы много знаете о Русской равнине. Поэтому начнем наш урок с повторения и проверки домашнего задания. Проверку домашнего задания проведем в форме теста на компьютере.

- Монитор компьютера оказывает отрицательное воздействие на органы зрения. Давайте сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз с использованием офтальмотренажера.


Выполните движения глазами по горизонтальной линии (вправо – влево). Затем по вертикальной (вверх – вниз). Далее по внутреннему и наружному эллипсам. Затем по левому и правому кругам.


III. Восприятие. Осмысление и первичная отработка.

- Ребята! Мы продолжим сегодня знакомство с крупными природными районами России. А вот о каком природном районе пойдет речь, вы ответите мне сами, прослушав небольшой музыкальный фрагмент. Включаю кавказскую мелодию.

- Сегодня мы познакомимся с высочайшими горами России – Кавказскими. Поговорим о рельефе, климате и высотной поясности Кавказа. Записываем число и тему урока в тетрадь. При объяснении использую презентацию

Природа Кавказа разнообразна и необычайно живописна. О Кавказе писали В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов. Кавказу посвятил свои стихи А. С. Пушкин. Слайд 1.

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины:

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

…Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной,

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады,

Под ними утесов наши громады…

А. С. Пушкин. “Кавказ”

В этих строках Пушкина дана яркая картина природы Кавказа, показано рождение речных потоков.

Слайд 2. Кавказ занимает обширное пространство между Черным и Каспийскими морями. От Русской равнины он отделяется Кумо-Манычской впадиной. Кавказ – молодое горное сооружение альпийской складчатости.

Слайд 3. Кавказ состоит из Предкавказья, Большого Кавказа и Закавказья. К России относятся лишь Предкавказье и северные склоны Большого Кавказа. Граница с Грузией и Азербайджаном проходит в основном по гребню Главного, или Водораздельного, хребта. В центральной части осевой зоны гор на поверхность выходят наиболее устойчивые древние кристаллические породы. Здесь находятся все “пятитысячники” России (вершины, высота которых превышает 500 м).

- Определите самую высокую точку Кавказа и России. (Гора Эльбрус 5642 м.)

Слайд 4.

И в их кругу колосс двуглавый,

В венце, блистая ледяном,

Эльбрус, огромный, величавый,

Белел на небе голубом.

А. С. Пушкин.

- Найдите другие вершины Кавказа. (Казбек – 5033 м, Дыхтау – 5203 м, Шхара – 5068 м)

Кавказ – это высокие горы. Здесь имеются вулканы, правда, считаются они потухшими – г. Эльбрус, Казбек. Здесь есть горы, не состоявшиеся вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров, но внутри находится застывшая магма. Это горы – лакколиты: Машук, Бештау. Слайд 5.

Лакколиты – это не состоявшиеся вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров, но внутри находится застывшая магма.

Северные склоны Кавказа представлены Скалистым пастбищным хребтами и Лесистым. Они имеют ассиметричные склоны. Их южные склоны крутые, а северные полого понижаются к Предкавказью. Эти хребты являются куэстами.

Куэсты - гряды, у которых один склон крутой, а другой – пологий.

Работа в группах: разбить класс на две группы (геологи и климатологи).

Геологам разведать, используя карты атласа, какими полезными ископаемыми богат Кавказ, и объяснить закономерность размещения полезных ископаемых.

Климатологам охарактеризовать климат Кавказа, используя карты атласа и материал учебника.

Через 7-8 минут заслушиваем отчет групп.

Полезные ископаемые.

На Большом Кавказе – полиметаллические руды, молибденовые руды, вольфрамовые руды, ртутные руды. В Предкавказье – нефть, газ, минеральные источники. Такое размещение полезных ископаемых объясняется тем, что здесь разные тектонические структуры. На юге складчато-глыбовые горы, где многочисленные разломы привели к излиянию магмы, с которой связаны рудные месторождения. А с осадочным чехлом плиты Предкавказья связаны месторождения нефти и газа.

Климат.

Климат Кавказа разнообразен. Горные хребты преграждают путь холодному воздуху умеренных широт. Большой Кавказ – это климатораздел между умеренным и субтропическим поясами. Предкавказье зимой имеет достаточно холодную погоду со средней температурой -5 °С. Преобладают восточные и северо-восточные ветры. Когда поступает морской воздух с Атлантики, наступают оттепели. Самая теплая зима на Черноморских курортах Кавказа (Сочи, Анапа), так как они защищены горами от холодного воздуха. Средняя температура января +3° +6°. На западе осадков выпадает больше, чем на востоке (поступают с Атлантики). Высокогорье Кавказа имеет отличие от климата равнин Предкавказья. В горах выпадает больше осадков до 2600 мм в год. Тепла в горах меньше. В горах образуются местные ветры – фен и бора.

Бора - сильный холодный ветер, достигающий ураганной скорости.

Фен - теплый, а иногда горячий ветер.

- Найдите на карте реки: Кубань, Терек, Кума, Калаус.

- Какое течение имеют эти реки, стекающие с гор? (бурное)

Реки Кавказа порожистые, обладают разрушительной силой. Слайд 6.

М. Ю. Лермонтов о реке Терек написал следующие строки.

…Терек воет, дик и злобен

Меж утесистых равнин,

Буре бег его подобен…

Питание рек – ледниковое. Часты паводки, возникающие при быстром повышении температуры. В низовьях Кубани и Терека находятся плавни.

Плавни – это заболоченные, покрытые камышом участки земли.

Природные зоны Кавказа.

Природные зоны в горах размещаются поэтажно. Кавказ имеет самый богатый набор высотных поясов. Откройте ваши учебники и давайте проследим по рисунку пояса.

(Р. рис 84, с. 209; Б. рис. 66, с. 168.)

Кавказ имеет богатые природные ресурсы, благоприятные природные условия, поэтому он освоен и плотно заселен. Кавказские минеральные воды, Приэльбрусье и Черноморское побережье – это рекреационный район России с многочисленными санаториями, пансионатами, туристскими базами и домами отдыха.


Физминутка.

Поработали мы дружно.

Отдохнуть теперь нам нужно.

Тихо встаньте, улыбнитесь

Все в танцоров превратитесь.

Веселее в пляс пускайтесь.

Все танцуйте не стесняйтесь


IV. Проверка усвоения.

Игра домино проводится в парах.

Атрибут для игры домино.

Разрезать по горизонтальным линиям.



Лакколиты

– это не состоявшиеся вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров, но внутри находится застывшая магма.

Куэсты

- гряды, у которых один склон крутой, а другой – пологий.

Бора

- сильный холодный ветер, достигающий ураганной скорости.

Фен

- теплый, а иногда горячий ветер.

Плавни

- заболоченные, покрытые камышом участки земли.



V. Закрепление:

Составить синквейн по теме.

СИНКВЕЙН - это пятистрочный стих

СИНКВЕЙН - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

Схема синквейна. Пример синквейна.

· название синквейна название - Кавказ

· два прилагательных два прилагательных – высокий, седой

· три глагола три глагола – возвышается, белеет, лечит

· фраза фраза - Кавказ – молодое горное сооружение.

· Существительное , существительное – горы.


VI. Подведение итогов.

Анализ синквейна. Выставление оценок за урок.

- Закройте глаза. Я закрываю свой зонтик и рада, что вас дождь незнания и невнимания не замочил.


VII. Домашнее задание.

· Р. - параграф 35, Б. – параграф 30;

· подготовить рассказ о Прикубанской равнине, о Кавказских минеральных водах, о высокогорном Дагестане.






Для любых предложений по сайту: [email protected]