Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека - Урок 2

География 8 класс - Поурочные разработки

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека - Урок 2

Цель: сформировать и обобщить знания о взаимосвязи окружающей среды и здоровья населения. Показать примеры освоения территорий с экстремальными условиями жизни.


I. Организационный момент


II. Изучение нового материала

Изучение нового содержания включает два обобщающих блока:

1. Взаимодействие среды и здоровья человека.

2. Освоение территорий с экстремальными условиями.


1. Приступая к изучению первого блока внимание учащихся привлекается вопросом: «Что мы знаем о взаимосвязи природы и здоровья человека?»;

а) В результате беседы с учащимися вырисовывается следующая схема

Часть природы, с которой человечество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности


Природные условия

Природные ресурсы

Свойства и особенности природы, оказывающие непосредственное влияние на расселение людей, их жизнь и здоровье, на размещение производства и др. формы человеческой деятельности

Компоненты природы и их свойства, которые используются или могут использоваться в хозяйственной деятельности человека


Природные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека



- Температура и влажность воздуха. Атмосферное давление;

- Близость или удаленность от водоёмов, качество питьевой воды;

- Состояние ландшафтов и санитарное состояние почв, на которых выращиваются употребляемые в пищу овощи и фрукты;

- Красота окружающих пейзажей

· морских побережий

· чистого воздуха

· исцеляющих грязей и минеральных вод

Благоприятные

Неблагоприятные

оказывают благотворное воздействие на организм человека

оказывают отрицательное воздействие на организм человека


б) Практическая работа «Изучение степени благоприятности природных условий для жизни людей».

Данная практическая работа позволяет сделать вывод о том, что на территории России преобладают неблагоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Россия - самая холодная страна планеты (не считая Антарктиду).

Территория с благоприятными условиями для проживания людей занимают в России лишь 1/3 её площади.

в) Работа с учебником.

Анализ столбчатых диаграмм позволяет сравнить территорию России по наличию площадей с благоприятными условиями с другими ведущими странами мира.

Площадь, благоприятных для жизни населения территорий по странам мира (в млн. кв. км)



Вывод:

Сложные природные условия создают большие трудности при освоении территорий, требуют значительные материальные затраты на строительство и поддержание определенного уровня жизни.

г) Работа с картографическими материалом.

Сопоставление карты-схемы учебника (стр. 266, рис. 108) «Природные условия жизни населения» и карты атласа «Плотность населения России». Выявление степени влияния природных условий на размещение населения по территории страны.

Результат работы - определение расселения людей в связи с природными условиями.

Максимальная плотность населения наблюдается в районах с благоприятными для жизни природными условиями:

1. Северный Кавказ и Юго-запад Европейской части России (наиболее благоприятные условия);

2. Центральные районы Восточно-Европейской равнины, Юг Западной Сибири, подножие гор Южной Сибири, крайнего Юга Средней Сибири и Дальнего Востока (благоприятные условия).

Минимальная плотность населения характерна для районов с экстремальными природными условиями (64% территорий России).

д) Работа на компьютере, (см. приложение № 2)


2. Изучение материала второго блока.

«Освоение территорий с экстремальными условиями»

а) Беседа с учащимися (дискуссия)

«Внимание! Проблема.»

«Может ли человек полностью освободиться от влияния природной среды на его жизнь и деятельность»

б) Объяснение учителя - систематизация и обобщение знаний.

Учащиеся должны обосновать свою точку зрения.

В результате обсуждения данной проблемы учащиеся делают вывод о необходимости освоения новых территорий, несмотря на то, что жизнь человека там затруднена из-за наличия экстремальных природных условий (низких или очень высоких температур, сильных ветров, наличия животных или насекомых - переносчиков опасных для жизни заболеваний и т. п.).

Человек не может полностью освободиться от влияния природной среды, но он адаптируется, приспосабливается к тем условиям, в которых живёт и занимается хозяйственной деятельностью.

в) Работа на компьютере.

«Влияние природных условий на образ жизни населения разных регионов России» (см. приложение № 3)


III. Закрепление материала.

1) Работа в тетрадях. Построение схемы, отражающей результаты работы учащихся на уроке.


Окружающая среда

Способы защиты от неблагоприятного воздействия среды

Медицинская география

Нозогеография

Рекреационная география

· Климат и погода

· Рельеф

· Ландшафты и состав почв

· Растительный и животный мир

· Характер внутренних вод

· Природные зоны

· Природные ресурсы

· Природные явления

1. Жилища

2. Одежда

3. Продукты питания

4. Электроэнергия

5. Изменение среды (строительство инженернотехнич. сооружений, осушение болот, орошение земель и т. д.)

6. Здравоохранение

7. Развитие географ., знаний об окр. среде

Изучение природных особенностей территорий с целью выяснения их влияния на состояние здоровья населения

Изучение закономерностей распространения заболеваний, связанных с особенностями среды

Наука о влиянии природных факторов на рекреационную деятельность, о территориальной организации отдыха


IV. Домашнее задание § 46.

Вопросы № 3, 4 в конце параграфа.






Для любых предложений по сайту: [email protected]