Центральный район. Экономико-географическое положение. Природные условия и ресурсы. История развития - РАЙОНЫ РОССИИ

География 9 класс - Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.

Центральный район. Экономико-географическое положение. Природные условия и ресурсы. История развития - РАЙОНЫ РОССИИ

Цели: Познакомиться с составом Центрального района и особенностями его экономико-географического положения. Изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства района. Познакомиться с историей освоения Центра. Сформировать умение давать оценку ЭГП района.

Оборудование: Физическая и политико-административная карты России, экономическая карта «Центральные районы России», контурные карты.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Актуализация знаний

- Что такое экономический район?

- По какому плану изучается экономический район?

- Назовите экономические районы европейской части России?

- Из каких единиц состоит экономический район? (Из субъектов РФ - областей, республик, краев, автономных округов.)

- Найдите на рис. 59, уч. А. Центральный экономический район. Какие области входят в этот экономический район? (Перечень областей на с. 194, уч. А.)

- Чем отличается состав Центрального района на рис. 61, уч. А.? Почему? (На с. 194 перечень областей (12), входящих в «госплановский» Центральный район, а на рис. 61 показан состав социально-экономических районов. В Центральный район (социально-экономический) включена Нижегородская область, а Орловская область отнесена к Центрально-Черноземному району.)


III. Изучение нового материала

- Сегодня мы начинаем изучать социально-экономические районы России. И знакомство начнем с Центрального района. Начинать знакомство с районами именно с Центрального следует потому, что это район, где расположена столица нашего государства, это самая древняя и наиболее развитая часть России.

Определим состав Центрального района, пользуясь рис. 62, уч. А. Выпишите в тетрадь:

1. Москву и Московскую область.

2. Главные города областей, граничащих с Московской областью (области I порядка):

- Смоленск, Тверь, Ярославль, Владимир, Рязань, Тула, Калуга.

3. Главные города областей - соседей II порядка:

- Кострома, Иваново, Нижний Новгород, Брянск.

Изучение района начинается с состава района. Мы его определили. Следующий вопрос - экономико-географическое положение (ЭГП).

Запись в тетрадь

ЭГП района - это положение района на экономической карте.

В ЭГП входят:

1. Положение района на территории государства (окраинное, пограничное, центральное).

2. Соседние районы, государства

3. Положение по отношению к топливно-энергетическим и сырьевым базам страны.

4. Положение по отношению к транспортным магистралям (железным дорогам, автомагистралям, магистральным трубопроводам, выход к морским путям).

5. Как изменялось ЭГП района?

6. Вывод о влиянии ЭГП района на развитие его экономики.


Практическая работа «Изучение Центрального района»

Беседа учителя с самостоятельной работой учащихся. Первый урок необходимо дать с максимальной записью учащимися образца ответа.

По плану изучения ЭГП определяем:

- В какой части России находится Центральный район?

Центральный район находится на западе европейской части России. Центральным звеном ЭГП района является нахождение здесь столицы страны - Москвы. Поэтому определяем особенность ЭГП района - его столичное положение.

После распада СССР район оказался приграничным.

Задание:

- Найдите приграничные государства-соседи Центрального района. (Белоруссия, Украина - это славянские государства, бывшие республики СССР, с ними давние и тесные экономические связи, в этих государствах население знает русский язык.)

- Найдите соседние экономические районы. (Северо-Западный район, Европейский Север, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский район.)

- Определим экономическое положение Центрального района.

Центральный район расположен по соседству с крупным месторождением железной руды КМА и на территории центральной металлургической базы, через район проходят транзитные нефте- и газопроводы из Западной Сибири.

Очень выгодное транспортное положение района.

Задание:

- По карте (рис. 62) и карте атласа, и тексту учебника (с. 201-202) найдите основные направления железных дорог, которые расходятся от Москвы. (1. Дорога на Тверь и далее в Санкт-Петербург; 2. На Савелов - Углич - Рыбинск; 3. На Ярославль - Вологду - Архангельск; 4. На Владимир - Нижний Новгород Киров; 5. На Муром — Казань — Екатеринбург; 6. На Рязань - Воронеж — Ростов и т. д.)

Учащиеся находят дороги на карте атласа «Центральная Россия» и делают вывод о густоте железных дорог, которые расходятся во всех направлениях.

- Значение столицы Центрального района.

Столицей Центрального района является г. Москва. Москву называют «портом пяти морей».

Задание:

- «Проплывите» из Москвы в 5 морей. Какой объект имеет важное значение для выхода в Волгу? (Канал им. Москвы.)

Учащиеся «проплывают» по каналам Волго-Балтийскому и Беломоро-Балтийскому до Балтийского и Белого морей. По Волге и Волго-Донскому каналу до Азовского и Черного морей, по Волге до Каспийского моря - озера. И делают вывод о выгодности ЭГП Центрального района.

Вывод: Выгодность ЭГП Центрального района определяется по следующим признакам:

1. Столичное (по сути центральное) положение;

2. Насыщенность транспортными путями;

3. Соседи - развитые районы и республики бывшего Советского Союза;

4. Природные условия и ресурсы.

Далее учащиеся самостоятельно изучают по тексту учебника с. 202 и 203 и выполняют задание.

Задание:

- Прочитайте текст «Природные условия» (с. 202 учебника), ответьте на вопросы и сделайте вывод:

1. Благоприятны ли для развития хозяйства Центра климат, рельеф, природные зоны (умеренно-континентальный климат, равнинный рельеф, леса?

2. Почему, по словам Н. Н. Баранского, не богатства недр привели к развитию промышленности, а промышленность «потащила» за собой из-под земли различные полезные ископаемые и особенно минеральное топливо?

3. Какие полезные ископаемые имеются и добываются в Центре? По картам атласа «Центральная Россия» - «Минеральные ресурсы» - учащиеся находят и называют:

а) Подмосковный буроугольный бассейн (уголь низкого качества, подземная добыча, высокая себестоимость);

б) Торф - низкокалорийное топливо местного значения;

в) Фосфориты Подмосковья (Егорьевск, Воскресенск).

Вывод: Природными ресурсами Центральный район беден. Экономика района должна базироваться на привозных ресурсах и развивать нематериалоемкие отрасли.

- История развития района.

Задание:

- Самостоятельно прочитайте текст «Из истории развития района». Ознакомьтесь с описанием социально-экономической истории района Н. Н. Баранского. Ответьте на вопросы:

1. Благодаря чему Центр занял командное положение среди других районов уже с XIV века?

2. Почему населению Центра пришлось «промыслити себе пропитание» не земледелием, а другими способами?

3. Какие промыслы развивались в центре?

4. Что способствовало развитию торговли с окраинами?

5. Почему ориентация промышленности Центра была в дальнейшем на обрабатывающие отрасли, требующие квалифицированной рабочей силы?

6. Какую роль играл Центр в советский период?


Домашнее задание

По уч. А.: § 43, ответить на вопросы 1-3, 5-6 из рубрики «Моя точка зрения» (на выбор).

Подготовить сообщения:

1. О характере великоросса.

2. О народных художественных промыслах:

а) Палехская миниатюра;

б) Гжель - фарфоровая посуда;

в) О «городах науки».

Принести на урок изделия «Народных промыслов Центрального района».






Для любых предложений по сайту: [email protected]