Центральная Россия. Состав, географическое положение, природные ресурсы - РАЙОНЫ РОССИИ

География 9 класс - Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.

Центральная Россия. Состав, географическое положение, природные ресурсы - РАЙОНЫ РОССИИ

Цели: Изучить географическое положение и его изменение, природные условия и ресурсы. Дать оценку ЭГП природных условий и ресурсов для развития экономики Центральной России.

Оборудование: Политико-административная и физическая карты России.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания

Вопросы для фронтальной беседы:

1. Что такое районирование? (Метод географии, позволяющий более глубоко изучить географические особенности территорий России и решать проблемы районов и страны в целом.)

2. Какие варианты (виды) используются при районировании страны? (Сплошное районирование без свободных пространств; иерархичное или однородное районирование, узловое районирование.)

3. Что такое географическое разделение труда? (Хозяйственная специализация отдельных территорий на производстве отдельных видов продукции или услуг и дальнейшем обмене результатами труда.)

4. Что является причиной географического разделения труда? (Разнообразие природных условий и ресурсов, экономических условий, историей и уровнем освоения территории.)

5. Как определить специализацию территории? (По формуле К = П/ H, где П – доля продукции района в общем производстве страны, а Н - доля населения района в общем населении страны. При этом, если К > 1, то отрасль является отраслью специализации, так как продукции данной отраслью выпускается больше, чем необходимо для нужд населения данной территории.)

6. Какие отрасли должны быть представлены в районе помимо отраслей специализации? (Вспомогательные и отрасли, обслуживающие население территории.)

7. Что такое ТПК? (Это взаимосвязанное сочетание предприятий, которое может дать экономию средств.)

8. Приведите примеры ТПК? (КМА, Комплекс «Газпром», комплекс пром. узла - Самарского, Пермского и т. д., технопарки и технополисы, ТПК крупной территории - Урала и т. д.)

9. На территории России выделяются 2 экономические зоны. Какие? (Западная и Восточная.)

10. На сколько экономических районов подразделена территория России? (На 11 экономических районов.)

11. Назовите экономические районы и покажите их на карте? (Учащиеся показывают работу на контурных картах (домашнее задание).)

12. Что такое экономический район? (Это территория, состоящая из нескольких компактно расположенных субъектов страны, имеющих схожие природные условия, историю освоения и главное отрасли специализации, которые являются «лицом» района.)

13. С какой целью Россию поделили на федеральные округа? (Для укрепления, государственной власти, совершенствования контроля за исполнением законов, Конституции России, решений федеральной власти в субъектах Федерации.)

14. В каком федеральном округе и экономическом районе вы живете?

15. Какие экологические районы относятся к Западной зоне России? (По табл. 48 на с. 216.)

16. Какие экономические районы входят в регион «Центральная Россия». (Центральный, Центрально- Черноземный, Волго-Вятский, Северо-Западный.)


III. Изучение нового материала

- Сегодня мы приступаем к изучению Центральной России. Это крупный межрайонный комплекс, столичный регион, индустриальное и научное ядро России.

Изучение любой территории придерживается определенного плана.

План изучения экономического района или региона:

1. Состав района;

2. Экономико-географическое положение района (его историческое изменение);

3. Природные условия и ресурсы;

4. Население и трудовые ресурсы;

5. Хозяйство (отрасли специализации и территориальная структура хозяйства, промышленные узлы, ТПК);

6. Города;

7. Проблемы и перспективы развития.

По ходу изучения вопросов учащиеся делают краткую запись в тетради (или на контурной карте) - план-схема, графоконспект.


1. Состав

В состав Центральной России входят:

1) Центральный район (12 областей и Москва);

2) Центрально-Черноземный;

3) Волго-Вятский;

4) Северо-Западный.

Задание:

- По политико-административной карте (рис. 1, с. 7 и табл. 48, с. 216) покажите эти районы и назовите области и республики, входящие в их состав.

- Какой район состоит из 12 областей? (Центральный.)

- В какой район входят 5 областей? (ЦЧР.)

- В состав какого района кроме областей входят 3 республики? (Волго-Вятский.)

- Назовите крупнейшие города районов? (Центральный - Москва, Волго-Вятский

- Нижний Новгород, Центрально-Черноземный - Воронеж, Северо-Западный - Санкт-Петербург.)


2. Экономико-географическое положение района (ЭГП)

План изучения:

1. Положение района на территории страны (окраинное, центральное, пограничное);

2. Соседние районы, пограничные государства;

3. Положение по отношению к транспортным магистралям (возможность использования морских путей, судоходных рек, железных дорог, трубопроводов);

4. Положение по отношению к сырьевым, топливно-энергетическим базам;

5. Изменение ЭГП района (региона);

6. Вывод о влиянии ЭГП на развитие экономики района.

- ЭГП оказывает важное влияние на развитие хозяйства Центральной России. Центральная Россия имела удачное военно-стратегическое положение (безопасность от внешних вторжений имело междуречье Оки и Волги) и выгодное транспортное положение на пути «из варяг в греки».

Работа с картой:

- Определите по карте, водоразделы каких рек находятся на территории Центральной России? (Здесь протекают Волга, Ока, Днепр, Западная Двина.)

- Найдите путь «из варяг в греки» на картосхеме (рис. 67, с. 218) и назовите реки, по которым проходили вводно-волоковые пути.

Вопрос к классу:

- Какое значение имели реки в России XI- XVI вв.? (Реки были транспортными путями; по рекам осуществлялись связи с соседними странами и с окраинами России.)

- После распада СССР Центральная Россия стала пограничным регионом. Большая часть соседей - это страны бывшие союзные республики. Со странами Балтии отношения натянутые. К границам вплотную подошел военно-политический блок НАТО (страны Балтии). Страны Балтии не вошли в состав СНГ.

Вопрос к классу:

- С какими государствами граничит Центральная Россия? (Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Украина, Финляндия.)

- Центральная Россия - это столичный регион. Он имеет наиболее развитую транспортную сеть.

Вопрос к классу:

- В какие моря Центральная Россия имеет выход? (В Балтийское, Белое, Азовское, Черное, Каспийское.)

- Природные условия Центральной России благоприятны для хозяйственной деятельности населения: климат умеренно-континентальный с достаточным увлажнением на большей части, зима снежная, но не суровая, лето теплое. Рельеф равнинный благоприятен для земледелия и строительства. Природные зоны на севере тайги, в центре смешанные леса сильно вырубленные, на юге лесостепи.

Вопрос к классу:

- Назовите виды природных ресурсов? (Минеральные, земельные, агроклиматические, водные, рекреационные и др.)

- Богата ли Центральная Россия водными ресурсами? (Водные ресурсы богаче на северо-западе, где имеются крупные озера. Остальные территории испытывают недостаток воды: это ЦЧР и Москва.)

Работа с картой:

- По карте (атлас «Центральная Россия», или карта «Минеральные ресурсы») определите какими полезными ископаемыми богата Центральная Россия? (Центральная Россия не богата минеральными ресурсами, т. к. Подмосковный буроугольный бассейн добывает уголь низкого качества. Имеются строительные материалы: глина, песок. Из химического сырья - фосфориты, соль. На Северо-Западе - бокситы, сырье для алюминиевого производства. Наиболее важное значение имеет крупное месторождение железной руды КМА на территории Центрально-Черноземного района.)

- Давайте вспомним, какая проблема должна решаться в ЦЧР в связи с добычей в карьерах железной руды и одновременно наличием здесь плодородных почв (черноземов)? Это - рекультивация земель - восстановление почвы на месте горной выработки.

Вопрос к классу:

- Как в Москве решается водная проблема? (От Волги в Москву (до реки Москва) проведен канал им. Москвы и город получает волжскую воду.)

- Итак, сделаем вывод: экономика Центральной России развивалась и развивается не на собственных природных ресурсах, а большей частью на привозных. Здесь не стоит развивать материалоемкие производства. Необходимо экономное использование имеющихся ресурсов.


Домашнее задание

По уч. Д.:, § 41.

1. На контурную карту нанесите состав Центральной России, крупнейшие города, месторождения полезных ископаемых, реки, озера, соседние государства.

2. Составьте графоконспект «ЭГП, природные ресурсы Центральной России», используя общепринятые и свои условные знаки.






Для любых предложений по сайту: [email protected]