Географическое положение территории - ГЕОГРАФИЯ СВОЕЙ РЕСПУБЛИКИ, КРАЯ, ОБЛАСТИ, АВТОНОМНОГО ОКРУГА

География 9 класс - Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.

Географическое положение территории - ГЕОГРАФИЯ СВОЕЙ РЕСПУБЛИКИ, КРАЯ, ОБЛАСТИ, АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Цели: Познакомить с особенностями физико- и экономико-географического положения территории (субъекта) России. Углубить знания о географическом положении, закрепить умение самостоятельно оценивать географическое положение любой территории.

Оборудование: Физическая и политико-административная карты России.

Ход урока

I. Организационный момент

На столах лежат планы характеристики физико- и экономико-географического положения для групповой работы по изучению физико- и экономико-географического положения субъекта Российской Федерации.

Одна группа работает по плану характеристики ФГП территории. Вторая характеризует по плану ЭГП. Группы дублируют друг друга. При обсуждении ФГП и ЭГП группа-дублер дополняет, исправляет выступающую группу.


II. Практические работа

1 группа

План характеристики территории:

1. Границы территории (в какой части России находится).

2. Расположение по отношению к экватору, между какими широтами, в каком поясе освещенности.

3. Расположение по отношению к нулевому меридиану, между какими долготами, в каком часовом поясе. Координаты крайних точек.

4. Величина территории.

5. Соседние территории, особенности их природы.

6. Расположение относительно океанов.

7. Особенности климата, связанные с географическим положением территории.

8. Вывод о положении изучаемой территории на материке, о влиянии широт на ее природу.


2 группа

План характеристики ЭГП:

1. Состав территории. Расположение ее на территории государства. Экономическое окружение.

2. Положение по отношению к крупным топливно-энергетическим и сырьевым базам страны.

3. Промышленно-географическое положение относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности, научно-технических баз.

4. Положение по отношению к рынкам сбыта.

5. Демографическое положение относительно трудовых ресурсов, научно-техническим кадрам.

6. Рекреационно-географическое положение (места отдыха и туризма).

7. Транспортно-географическое положение (положение по отношению к железным дорогам, рекам, автодорогам, нефте- и газопроводам.

8. Положение по отношению к изменению ЭГП во времени.


3 группа

Отметить и рассмотреть особенности географического положения своего района, города (населенного пункта).


4 группа

Задание: Составление ЛОС (логической опорной схемы) на контурной карте.

В течение 15 минут учащиеся работают над своим заданием в группах и готовят отчет. Затем от групп в течение 2 минут выступают учащиеся с отчетом, с дополнением от группы выступает дублер - 1 минута.

В конце делается вывод о благоприятных и неблагоприятных чертах географического положения территории.


III. Закрепление

- На каком материке находится ваша территория (субъект)?

- С кем граничит?

- Какое место занимает по площади среди субъектов России?

- Какова площадь субъекта РФ?

- Какова протяженность территории с севера на юг и с запада на восток?

- Какую форму (очертание) имеет территория?

- Столица республики - ..., главный город области - ... .

- С кем граничит территория (на западе, север, юге, востоке)?

- Через территорию проходят магистральные транспортные пути:

а) железные дороги - ... ;

б) автодороги - ... ;

в) судоходные реки - ... ;

г) нефтегазопроводы - ... .

- Территория омывается морями и океанами - ... .






Для любых предложений по сайту: [email protected]