Население и трудовые ресурсы территории - ГЕОГРАФИЯ СВОЕЙ РЕСПУБЛИКИ, КРАЯ, ОБЛАСТИ, АВТОНОМНОГО ОКРУГА

География 9 класс - Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.

Население и трудовые ресурсы территории - ГЕОГРАФИЯ СВОЕЙ РЕСПУБЛИКИ, КРАЯ, ОБЛАСТИ, АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Цели: Дать характеристику населения и трудовых ресурсов. Определить особенности национального состава, уровень урбанизации, размещения населения. Закрепить приемы чтения тематических карт, статистических материалов. Провести социологические исследования.

Оборудование: Карта «Народы России», плотность населения, «население территории» - карта.

Ход урока

I. Организационный момент

Учащиеся к уроку получали опережающие задания.


II. Практическая работа

Задания:

1. Выясните особенности рынка труда в вашем регионе. Какие профессии и почему наиболее престижны в вашем регионе? Как решаются проблемы безработицы?

2. Докажите, что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы (или есть граница) в вашем регионе.

3. Разработайте проект «Мой населенный пункт в будущем».

4. Передайте мысли о любимом городе, поселке городского типа, селе в очерке, рассказе, стихах, картине и т. д.

5. Изучите гербы городов вашего субъекта РФ. Расскажите, используя гербы об обычаях города, о занятии и характере местных жителей.

6. Каков национальный состав населения вашей республики (области, края)? Какие религии представлены в вашем регионе?

7. Изучите родословную своей семьи и составьте генеалогическое дерево своей семьи.

8. Изучите 10 семей (соседей, родных). Выясните, как изменяется количество детей в семьях.

Далее изучение темы проводится в виде беседы с использованием карт, текста.

Учащихся выступают по опережающим заданиям:

1. Кто и когда заселял территорию вашего субъекта РФ?

2. Какова численность населения вашей территории?

3. Как изменяется численность населения (рождаемость, смертность, естественный прирост)? Выступление учащихся с социологическим исследованием (См. задание 8 выше).

4. Как размещается население на территории вашего региона (республики, области, края)? Какие миграции характерны для вашей местности? (Работа проводится по карте плотности населения.)

5. Какие народы живут на территории вашей республики, края, области? (Сообщения об обычаях, традициях народов.)

6. Определите уровень урбанизации субъекта. Какие города имеются в вашей области, республике, крае.

7. Оцените трудовые ресурсы территории. Количественная оценка - достаточно ли обеспечена территория трудовыми ресурсами. Каков уровень безработицы?


III. Закрепление

- Какова численность населения вашей области, республики, края, округа?

- Какое место среди субъектов РФ занимает ваша территория по численности населения в России?

- Как изменяется численность населения в вашей территории? Почему?

- Какие национальности проживают на территории вашей республики, города?

- Какие миграционные процессы характерны для вашей территории?

- Наиболее высокая доля русского населения в городе ....

- Наибольшая плотность населения на (юге, севере, западе, востоке).

- Большее количество городов распложено на ... (юге, севере,...).

- В регионе преобладает население (городское, сельское).

- В каком городе самая большая численность населения, самая маленькая численность?






Для любых предложений по сайту: [email protected]