Машиностроительный комплекс - ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

География - Большой справочник для школьников и поступающих в вузы

Машиностроительный комплекс - ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Машиностроение — совокупность отраслей, производящих машины, осуществляющий обработку металла для производства машин (создание металлических конструкций и изделий), ведущий МОК нашей страны. Отрасль состоит из большого числа подотраслей и производств, выпускающих разнообразные машины. Машиностроительный комплекс является материальной основой технической перестройки страны.

Факторы, влияющие на размещение предприятий машиностроения. На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние несколько факторов:

1. Современное машиностроение базируется на научных достижениях. Следовательно, новейшие и сложные производства (электроника, радиотехника, аэрокосмическая отрасль) размещаются в крупных городах — районах концентрации научных учреждений и экспериментальных заводов (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск).

2. Производство многих видов машин (особенно горнодобывающих и энергетических) — металлоемкое. Поэтому предприятия по их производству располагаются вблизи металлургических баз.

3. Машиностроение — трудоемкое производство. По этой причине многие предприятия размещаются в районах высокой концентрации населения.

4. Из-за того, что готовая машиностроительная продукция перевозится на дальние расстояния, предприятия машиностроения размещаются вблизи крупных транспортных артерий.

5. Определенные трудности вызывает транспортировка крупногабаритных машин и оборудования. Поэтому некоторые предприятия размещаются близко к потребителю. Например, в Петрозаводске производят тракторы по транспортировке древесины, а в Ростовена-Дону — зерноуборочные комбайны.

6. Небольшие предприятия по выпуску оборонной продукции размещены далеко от границ, в городах с трудной транспортной доступностью.

В машиностроении развита подетальная специализация — производство отдельных деталей и агрегатов и предметная специализация — выпуск готовой продукции (станки, автомобили). Любая машина состоит из тысяч различных деталей. Так, для сборки электровоза необходимо 210 тыс. деталей, для сборки одного самолета — 120 тыс. Их изготовление на одном предприятии экономически невыгодно и к тому же, неудобно, поэтому основной завод объединяется с другими предприятиями, поставляющими ему другие детали. Вместе они объединяются и создают готовый продукт.

На предприятиях машиностроительного комплекса занято более 9 млн. человек, на его долю приходится почти 1/4 всей промышленной продукции, в нем сосредоточено более 1/2 всех производственных фондов.

Машиностроение — самая сложная отрасль промышленности. В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции оно делится на энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное и др. (всего более 100 специальных подотраслей и производств). По характеру конечной продукции и особенностям факторов размещения можно выделить три большие группы подотраслей — тяжелое, общее и среднее, точное.

Основные факторы, влияющие на размещение предприятий машиностроения: наукоемкость, трудоемкость, металлоемкость, транспортный и потребительский факторы.

Важнейшими факторами размещения являются также специализация и кооперация. По определению, специализация — форма разделения труда, при которой производитель продукции концентрируется на выполнении одного или ограниченного количества вида деятельности. Специализация выражается не только в обособлении отдельных подотраслей, но и в четком разделении труда между предприятиями одной подотрасли. Так, отдельные части машин производятся на специализированных предприятиях. Кооперация — процесс производства готовых изделий несколькими специализированными предприятиями, выпускающими отдельные детали и оборудования для сборочного производства. В конце концов это приводит к возникновению машиностроительных комплексов. Различные заводы одного комплекса (расположенные в разных городах) совместно участвуют в производстве готовой продукции.

В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей, оно развито во всех экономических районах.

Тяжелое машиностроение осуществляет выпуск металлоемких и крупногабаритных изделий, включает производство металлургического горного, подъемно - транспортного оборудования, энергетических блоков (паровых котлов, атомных реакторов, турбин, генераторов).

Тяжелое машиностроение ориентировано на крупных производителей металла и основных потребителей продукции — металлургические базы Центра, Урала, Сибири.

Крупнейшие центры тяжелого машиностроения сложились на Урале (лидер отрасли — «Уралмаш» в Екатеринбурге), в Сибири (Красноярский завод, предприятия Кузбасса), в Центральном, Центрально-Черноземном районах.

В общем машиностроении преобладают сборка металлоконструкций и изготовление крупных заготовок. Предприятия этой группы отраслей размещены практически по всей территории России.

Транспортное машиностроение обеспечивает подвижным составом различные виды транспорта, ориентируется прежде всего на выгодное экономико-географическое положение. Так, например, судостроение ориентировано на морские и речные порты (Нижний Новгород, Мурманск, Астрахань, Санкт-Петербург, Тюмень, Хабаровск, Владивосток).

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потребления готовой продукции, специализация предприятий находится в соответствии с профилем сельского хозяйства в разных районах. Производство зерновых комбайнов сосредоточено, например, на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог) и в Сибири (Красноярск).

Среднее машиностроение охватывает отрасли, производящие автомобили, тракторы, станки, машины и оборудование для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства.

Автомобилестроение — одна из главных отраслей среднего машиностроения. Автомобилестроение зародилось в Центральной России. В настоящее время по производству легковых автомобилей выделяются Волжский автомобильный завод — ВАЗ в г. Тольятти (почти 70 % общего количества) и «Ижмаш». Выпуск грузовых автомобилей осуществляется в основном на пяти предприятиях: ЗИЛ (Москва), ГАЗ (Нижний Новгород), КамАЗ (Набережные Челны), УАЗ (Ульяновск), УралАЗ (Миасс). Производство автобусов осуществляется в городах Ликино, Голицино, Яхроме, Кургане, Краснодаре; микроавтобусов на базе ЗИЛ — в Москве, на ГАЗе.

Станкостроение, точное и военное машиностроение ориентированы на крупные научно-производственные центры, которые имеют выгодное экономико-географическое и военно-стратегическое положение, места сосредоточения высококвалифицированных трудовых ресурсов и научных кадров (Москва, Санкт- Петербург, Новосибирск). Эта группа отраслей выделяется наименьшей металлоемкостью и наибольшей трудоемкостью.






Для любых предложений по сайту: [email protected]