География мирового хозяйства: традиции, современность, перспективы - 2016 год
Н.С. МИРОНЕНКО КАК ОРГАНИЗАТОР ШКОЛЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Н.А. СЛУКА, Т.Х. ТКАЧЕНКО
Невосполнимая утрата. 6 декабря 2014 г. ушел из жизни Николай Семенович Мироненко, Заслуженный деятель науки РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный профессор Московского университета, доктор географических наук, свыше 20 лет заведовавший кафедрой географии мирового хозяйства географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Каждый раз, вспоминая или с печалью провожая в последний путь своих учителей-географов, специалистов по зарубежному миру, удивляешься, с одной стороны, непредсказуемости и тернистости их жизненного пути, а с другой - богатству страны талантами и широкой географии происхождения элиты Московского университета, его профессорского корпуса. Иван Александрович Витвер - уроженец с. Ильино, Тверская губерния; Исаак Моисеевич Маергойз - с. Янов, Подольская губерния; Виктор Вацлавович Вольский - ст. Злынка (ныне - поселок Вышков), Брянская область; Александр Евгеньевич Слука - город Горки, Могилевская область...
Вот и Николай Семенович Мироненко, выходец из небольшого села Придорожное Джанкойского района Крыма, трудовую биографию которого, излагая при желании в телеграфном стиле, можно уложить в несколько строк. Обучение в семилетней школе (1948-1956 гг.), Херсонском гидрометеорологическом техникуме по специальности “метеорология” (1956-1960 гг.); экстернат и окончание с золотой медалью полной средней школы с последующей службой в армии (1960-1963 гг.); студент естественно-географического факультета (1963-1968 гг.); ассистент на кафедре экономической географии Крымского государственного педагогического института (1968-1970 гг.); аспирант (1970-1973 гг.) и в дальнейшем сотрудник географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова [Николаю Семеновичу Мироненко 70 лет, 2011, с. 144]. Однако сухие анкетные данные биографии совершенно не могут отразить ни масштаба личности Н.С. Мироненко, ни значимости таланта и колоссального объема, выполненной им работы организационного, учебного, исследовательского характера.
Учителя и научные школы. Трудно переоценить роль учителей в формировании ученого. И в этом плане Н.С. Мироненко очень повезло. В определение его научной, да и жизненной судьбы важную лепту привнес первый, крымский период. На молодого ассистента обращает внимание и “берет под свое крыло” на кафедре экономической географии Крымского государственного педагогического института профессор И.Т. Твердохлебов - признанный специалист в области экономической географии зарубежных стран, основной сферой научных интересов которого с конца 1960-х гг. становится новое направление - рекреационная география.
Обладая научной интуицией, И.Т. Твердохлебов точно уловил возможности экономической географии в исследовании данной проблематики. Теоретические основы развития рекреационной географии были заложены V съездом Географического общества СССР (1970 г.). Знаменательно, что на этом съезде авторами доклада “Проблемы рекреационной географии”, в котором было заявлено о появлении фактически новой науки, сформулированы ее основные задачи и направления, были не только маститый профессор И.Т. Твердохлебов, Н.В. Багров, но и совсем юный Н.С. Мироненко [Продолжаем начатое..., 2011, с. 21]. Оказавшись у истоков формирования отечественной научной школы рекреационной географии, Н.С. Мироненко оставался верен ей на протяжении всей своей жизни, породив немало идей, учеников, работ, в том числе изданных за рубежом. Отчасти символично, что одним из последних трудов профессора стал новый учебник по географии туризма2. С именем и непосредственным участием И.Т. Твердохлебова связаны также истоки глубокого интереса Николая Семеновича к зарубежному страноведению, но помимо этого и важнейший поворот в научной судьбе и жизненной карьере.
Профессор И.Т. Твердохлебов открывает аспирантуру, в которой осуществляется подготовка специалистов, исследующих проблемы страноведческого характера, и, пользуясь авторитетом в научной и академической среде Москвы и Ленинграда, организует научные стажировки своих аспирантов в МГУ имени М.В. Ломоносова. Одним из первых стажеров-крымчан стал Н.С. Мироненко, направленный по личной просьбе и рекомендации И.Т. Твердохлебова на кафедру экономической географии зарубежных социалистических стран к И.М. Маергойзу. “Сам провинциал порождению, он (Маергойз - авт.) был особенно чуток к “иногородним”: это ему стажер и аспирант Коля Мироненко из Симферополя обязан тем, что остался в Москве, где дорос до профессора Николая Семеновича Мироненко, заведующего “маергойзовской” кафедрой [Полян, Трейвиш, 2012, с. 27].
“Попав в лапы” И.М. Маергойза, выдающегося мыслителя и учителя, в “маергойзовскую школу”, начинается очень важный, наверное, решающий этап формирования и становления личности, обретения нового уровня мышления, “уплотнения таланта” и одновременно укладки спектра исследовательских направлений. Страноведческая струна, заложенная на крымском этапе и развитая под руководством и в тесном сотрудничестве с И.М. Маергойзом, никогда не угасала потом в творчестве Н.С. Мироненко. Под влиянием идей профессора, в частности, под влиянием разработки концепции территориальной структуры хозяйства, закладываются основы системно-структурного анализа в научном мышлении Н.С. Мироненко.
Еще одна удача в судьбе, что во “времена Маергойза” кафедрой экономической географии зарубежных социалистических стран МГУ заведовал профессор О.Т. Богомолов, симпатизировавший и приветствовавший реформаторские движения в странах “социалистического лагеря”. Под его влиянием формируются основные мировоззренческие и гражданские позиции Николая Семеновича. Так получилось, что им он не изменял на протяжении всех последующих лет жизни. Уже навсегда - после “богомоловской прививки” - ученый остается приверженцем либеральных реформ, “рыночником”, хотя и понимая, естественно, что в реальной жизни не существует правления только чистого рынка либо только государственного управления.
К своей школе в географии. Наступивший в 1990-е гг. системный перелом в жизни страны оказался поворотным моментом и в жизненном, и в творческом пути Н.С. Мироненко. Только сейчас, по прошествии времени, как бы издалека, приходит осознание громадности задачи, перед которой оказался профессор, возглавив в 1992 г. по сути новую, а по составу исследовательского и преподавательского коллектива - прежнюю (!) кафедру. Как переориентировать исследовательский интерес оставшихся людей, перестроить учебные планы в соответствии с новой тематикой, какие должны быть новые приоритеты собственного научного интереса?
Под влиянием внешних мощных факторов в творческом пути Н.С. Мироненко происходит своеобразный скачок в новое исследовательское поле - географию мирового хозяйства. Определив главное направление научно-исследовательской работы кафедры как изучение пространственной структуры мирового хозяйства в качестве глобальной системы, основанной на международном разделении труда, стержневым направлением его собственных научных устремлений становится задача теоретизации избранного направления науки, концептуальное обоснование мирового пространственного развития.
Им подробно разрабатывается и, что особенно важно, внедряется в учебный процесс концепция цикличности мирохозяйственного развития как основы понимания сдвигов в пространственных структурах мироустройства. Он дает современную трактовку международного разделения труда как основы пространственного развития мирового хозяйства. Исходя из реально происходящих процессов в сфере мировых обменов, сформулировано представление о двух видах международного разделения труда: собственно международном (ему соответствует поле связей между странами) и транснациональном разделении труда (ему соответствует поля связей между транснациональными фирмами с их внутренними системами информации, доминирующей глобальной или региональной стратегией). При этом налицо мощная динамика в углублении изысканий. Если на начальном этапе на кафедре изучались пространственные интегральные отношения в мировом хозяйстве с помощью центро-периферического подхода, то следующим шагом стал переход к регионально-типологическому анализу мировой системы, в частности в рамках теории модернизации и постмодернизации. Позднее профессор всячески поддерживает развитие градоцентрической модели пространственной структуры мирового хозяйства, отводя мировым (глобальным) городам роль важнейших акторов в системе мирового хозяйства.
Особым направлением исследований Н.С. Мироненко становится изучение взаимодействия мирохозяйственных и глобальных геополитических процессов. Было введено понятие геополитической динамики в смене мировых порядков. За основу взята идея известного американского социолога И. Валлерстайна о взаимосвязи основных геополитических (гегемонистских) циклов с кондратьевскими циклами мировой экономики, что внесло новый элемент в исследования и учебный процесс на кафедре. На основе этих исследований, в частности, был осуществлен проект РФФИ, на материалах которого издан двухтомник “Проблемы геоконфликтологии”3.
Все перечисленные теоретические и методологические подходы применяются на кафедре в рамках изучения отраслей мирового хозяйства - промышленности, сельского хозяйства, финансовой сферы и других отраслей нематериального производства. Особое внимание уделяется исследованию новейших производств и энергетического комплекса - именно эти две сферы в первую очередь определяют сегодня расстановку “экономических” сил в мировом хозяйстве, основные сложившиеся пропорции в нем и будущие сдвиги. Не менее важно изучение мировой финансовой системы, которая выступает “флагманом” глобализации, но в тоже время - при ее несбалансированном развитии - способна выступать мощным фактором дестабилизации не только национальных экономик, но и мировой [http://www.msu.ru].
В такой системе научных координат функционирует созданная ученым почти за 25 лет неустанного труда кафедра географии мирового хозяйства.
Н.С. Мироненко был исследователем в очень трудной сфере - сфере междисциплинарности: экономика, геополитика и география в их взаимном сложном сопряжении, но еще и философия как объяснительная опора в его работах. В наши дни многие ученые являются квалифицированными экспертами в своих, часто узких областях. По И. Канту - это “одноглазые чудовища”, у которых отсутствует “философский глаз”. У Н.С. Мироненко, несомненно, присутствовал “философский глаз”. Многие труды по философии - но и по истории, религии, культуре - он пропускал через себя, искал, что могло бы дать полезные аналогии для понимания феноменов развития и географии глобальной экономики.
Ученый и учитель. Нельзя не сказать и еще об одной красной нити, органично связывающей Н.С. Мироненко с его учителями. Помимо высокой заряженности на научные свершения, он впитал от своих наставников любовь к ученикам. Можно и даже нужно интерпретировать выше: забота о будущем поколении оказалась глубоко встроена в структуру его личности! Профессор формировал такой способ связи учителя и ученика, когда учитель не просто перекладывает свои знания в голову обучаемого, а пробуждает собственные силы ученика к обучению. Ведь главное на современном этапе - это овладение способами самообразования, способами пополнения знаний. Он подталкивал учеников к работе не только с интернетовскими базами данных, но и постоянно требовал “вернуться в библиотеки”. Заведующий кафедрой без устали тормошил и своих коллег, рассматривал их как учеников: сколько работ, проводя заседания кафедры, он рекомендовал прочесть...
У каждого талантливого исследователя всегда в запасе, а точнее в подсознании - новые аспекты, проблемы, задачи, которые требуют развития. Задачу труднее поставить, чем ее решить. Н.С. Мироненко - мастер постановки задач! Его студенты и аспиранты щедро получали эти “окна развития” - конкурентоспособность стран, география диффузии инноваций, геоконфликтология, проблемы освоения пространства и ресурсов Мирового океана и т.д. Считается, что профессор часто перехваливал отдельных учеников, впадал в превозношение любимчиков. Представляется, что это не эмоциональный “перехлест”, скорее это любовь к тем темам, научным задачам, которые он находил и ставил и над которыми вместе с “любимчиками” углубленно работал. И хотя эти “перехваленные” и не оставались потом в лоне науки, но в формировании их личностей доля Н.С. Мироненко очень значительна.
Библиометрический подход к анализу научного творчества. Профессор Н.С. Мироненко - крупный ученый, внесший немалый вклад в развитие отечественной экономической, социальной, политической и рекреационной географии, признанный лидер целого ряда инновационных направлений исследований; автор более 200 научных и учебно-методических работ, в том числе целого ряда фундаментальных монографий, учебников и учебных пособий. Изучение этого богатого научного наследия позволяет не только выявить этапы творческого пути, но и проследить их взаимосвязь, взаимообусловленность, качественную и содержательную интенсивность.
Не претендуя на всю полноту и глубину исследования, предлагаем анализ с использованием библиометрического метода на базе данных только формирующихся, несовершенных, но вполне официальных систем - Истина МГУ, “Интеллектуальная система тематического исследования научно-технической информации МГУ имени М.В. Ломоносова” и РИНЦ, “Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU” [http://elibrary.ra; http://istina.msu.ru].
Количество и аритмия. Всего в системе Истина МГУ, согласно нашим подсчетам, зафиксировано 185 научных и учебно-методических произведений Н.С. Мироненко, в том числе 73 в журналах, включая 51 из списка ВАК. И этому, вероятно, надо верить, так как профессор собственноручно готовил материалы для очередного переизбрания на должность заведующего кафедрой в начале 2014 г., для чего ныне требуется предоставление распечатки из Истины МГУ. Хотя, наверняка есть и упущения, неполнота данных, что связано, например, с трудностями отслеживания частоты переиздания книг. Кроме того, ученый, очевидно, утратил информацию или просто забыл внести целый ряд материалов, которые готовил для различных энциклопедических изданий, включая “Энциклопедия туриста”, 1993; “Новая российская энциклопедия”, с 2003; словарь-справочник “Социально-экономическая география: понятия и термины”, 20134; и ряд других.
Анализ общего числа публикаций - без учета масштаба произведений - показывает высокую научную “продуктивность” профессора и постоянную заряженность на поиск. В среднем за 43 года научной карьеры (19712014 гг.) выходило по 4,3 труда в год! И это, еще раз подчеркнем, включая и крупные достижения - монографии, учебники, учебно-методические пособия. Но за средними показателями закономерно стоит столь типичная для любой творческой личности неравномерность активности, хорошо вписывающаяся в хронологию “жизненного цикла” ученого.
Первый небольшой всплеск в публикационной активности отмечается в период подготовки Николаем Семеновичем диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук на тему “Проблемы рекреационного районирования Причерноморья социалистических стран” (рис. 1.1). После ее защиты в 1974 г. и сразу последовавшей длительной командировки для работы на Кубе наблюдается некоторый спад, но далее, после возращения на Родину, налицо уже многолетний повышательный тренд. Он, кстати, фиксирует и своего рода отложенную отдачу наработок в виде целого ряда материалов по “стране вечного лета”5.
Рис. 1.1. Общая публикационная активность Н.С. Мироненко, 1971-2014 гг.
Составлено по: [Истина МГУ].
Второй максимум в карьере ученого отмечается в 1986 г. (12 публикаций), в преддверии защиты диссертации на соискание ученой степени уже доктора географических наук на тему “Рекреационная среда зарубежных европейских стран-членов СЭВ (принципы и методы социально-географического исследования)”. После успешной в 1987 г. реализации этого проекта в публикационной активности Н.С. Мироненко наступает пятилетка относительного затишья, хотя и с традиционным выполнением стандартной нормы - не менее 2-4 статей в год. Такое затишье тесно связанно с эпохой реформаторства в стране в “лихие 90-е”, переходным периодом в жизни всей кафедры - от страноведения к глобалистике; от изучения экономической географии стран только “социалистического лагеря” к гораздо большему и практически неисследованному отечественными географами объекту - мирового хозяйства.
Энтузиазм в освоении неизведанного в пору наступления истинной зрелости ученого находит выражение в очередном сильном повышательном тренде в числе публикаций. Оно достигает пика в 2004 г., когда вышло в свет 14 материалов как сольных, так и в соавторстве. Последние были подготовлены, в том числе с завершающими диссертации аспирантами И.В. Пилипенко, И.Л. Прыгуновой, М.Ю. Сорокиным, А.В. Федорченко6. В последующие годы после такого апофеоза и вплоть до ухода из жизни, несмотря ни на что, публикационная активность профессора остается в пределах средней многолетней нормы - 4,3 труда в год.
Многообразие научных интересов - одна из важных сторон Н.С. Мироненко как истинного ученого. Его талант раскрылся в апробации и развитии целого ряда исследовательских направлений. При тематическом анализе общего числа публикаций, безусловно, выделяется первая любовь профессора - рекреационная география (рис. 1.2). Не случайно на ее долю приходится почти треть всех публикаций. Ровно V4 материалов посвящена изучению проблем в области географии мирового хозяйства, закономерностям формирования территориальной структуры глобальной экономики. Отчасти “не повезло” двум другим направлениям, традиционно пестуемым Николаем Семеновичем, - страноведению и геополитике. Каждый из разделов занимает около 10% в суммарном реестре трудов. И если вторым направлением профессор увлекался и в 2000-е гг., то страноведение, по которому долгое время читал курс лекций на географическом факультете МГУ, подготовил сериал статей и ряд учебных пособий, практически оставил. Но понятно, что все его произведения по изучению проблематики географии мирового хозяйства строились с учетом глубокого знания социальной, экономической и политической географии многих стран, особенно крупных.
Рис. 1.2. Распределение публикаций Н.С. Мироненко по исследовательским направлениям, 1971-2014 гг.
Составлено по: [Истина МГУ].
На фоне генеральных исследовательских линий профессора как бы в тени остается раздел “Прочие направления”, хотя аккумулирует практически 1/4 всех публикаций. Дело в том, что в него пришлось включить разнородные по тематике и одновременно разнокалиберные по качественной и смысловой нагрузке материалы. Это, с одной стороны, журнальные статьи из раздела “Хроника”, посвященные, например, официальным юбилеям отдельных персоналий и кафедр географического факультета МГУ; различные методические разработки7, учебные программы отдельных курсов, рецензии на книги и т.п. Но, с другой стороны, в раздел вошли многие фундаментальные произведения, в том числе по изучению теоретических аспектов социально-экономической географии8. Так или иначе, но весомость раздела “Прочие направления” лишний раз и однозначно подчеркивает разносторонность интересов Николая Семеновича в области социально-экономической географии.
Эволюция структуры научных интересов. Понятно, что сферы научных интересов Н.С. Мироненко с течением времени видоизменялись. Первый, самый ранний этап - с 1971 г. - момента появления первой публикации “Географические проблемы Причерноморского рекреационного района (Крыма)” в соавторстве с И.Т. Твердохлебовым9 - до начала 1980-х гг. - однозначно можно именовать монотематическим. Подавляющая часть научной продукции в это время посвящена изучению проблем в рамках рекреационной географии. Хотя на протяжении периода налицо нарастание интереса к познанию и иных областей социальной и экономической географии, что выражается в росте значимости в структуре публикаций раздела “Прочие направления” (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Изменение тематической структуры публикаций Н.С. Мироненко по пятилетним периодам, 1971-2014 гг.
Составлено по: [Истина МГУ].
Второй этап, замыкающийся рамками 1980-х гг., ознаменовывается дополнением рекреационно-географического блока исследований, очевидно, не без влияния авторитета и идейного багажа И.М. Маергойза, страноведческим. Третий этап - период первой половины 1990-х гг. - с одной стороны, судя по сокращению общего количества публикаций, сложный, переломный, а с другой - поисковый, информационно-накопительный и одновременно наиболее разнообразный по тематике статей. На схеме хорошо читается максимум научной многовекторности деятельности уже полновесного профессора Московского университета. В это время выходят новые работы и по рекреационной географии, и по страноведению, и уже появляются первые творения по геополитике и географии мирового хозяйства.
С конца 1990-х гг. в творчестве заведующего кафедрой географии мирового хозяйства Н.С. Мироненко открывается новый этап - “эра глобалистики”. Интересы к исследованиям в сфере геополитики, в сфере географии глобальной экономики постепенно вытесняют и перекрывают все прочие. На данную проблематику в структуре публикаций приходится уже до 4/5 всех материалов. Условный пятый этап научных исследований, начиная со второй половины 2000-х гг., характеризуется постепенным затуханием интереса к геополитике. В этот период уже до 2/3 всех публикаций выполняется исключительно по проблематике географии мирового хозяйства.
Венцы поисковых периодов. В контексте периодизации научного творчества Н.С. Мироненко любопытно отметить, что практически все этапы он закреплял фундаментальными трудами, как бы ставил жирную точку. Причем всегда подводил определенную черту исследованиям учебными изданиями, отражающими в определенной мере связь университетской науки и образования, нацеленность на передачу накопленных знаний потомкам. Так, первый этап, завершился изданием в 1981 г. в соавторстве с И.Т. Твердохлебовым учебного пособия “Рекреационная география”, в котором “заложены научные основы миграционной рекреации, исследуются факторы формирования этой новой отрасли хозяйства и специфика ее территориальной организации” [Мироненко, Твердохлебов, 1981, с. 2]. Эта работа привлекла внимание своим интегративным характером, поскольку в ней впервые была сделана попытка обобщения понятийного аппарата рекреационной географии и проанализированы методологические вопросы этой науки [Продолжаем начатое..., 2011, с. 22-23]. Она доныне остается настольной книгой обучающихся во многих вузах по специальностям, связанным с туризмом и отдыхом.
Второй этап ознаменовался выходом в свет в 1993 г. учебного пособия “Методика страноведческого исследования” в соавторстве с С.С. Каринским и Н.А. Слукой, годом позже отмеченного премией Д.Н. Анучина. В его основе, как указывал в предисловии сам Н.С. Мироненко, лежат методические разработки И.М. Маергойза, который особое внимание уделял формированию представлений о территориальной структуре хозяйства страны как предмета экономико-географического страноведения. Основная идея, которой подчинены все темы книги, состоит в раскрытии пространственной организации (структуры) страны как результата взаимодействия ее территориальных элементов общественного и природного характера [Методика страноведческого исследования, 1993, с. 3].
Определенные итоги третьего и четвертого этапов творческой деятельности Н.С. Мироненко зафиксированы в неоднократно переиздававшемся учебнике для вузов “Геополитика и политическая география”, подготовленного в соавторстве с В.А. Колосовым10. Причем во многих рецензиях, например, профессора С.Н. Раковского, отмечается, что это очень своевременная и, прежде всего, крупная научная работа [Раковский, 2011]. В своем разделе “Геополитика. Модели и процессы формирования геополитического пространства мира” Н.С. Мироненко развивает подход, который называет “геополитикой взаимодействия, а не конфронтации”, касается фактически большинства главных актуальных проблем мировой политики и экономики; предлагает ряд новых или по-новому сформулированных геополитических сценариев, принципиальных положений мирового развития в конце ХХ в. При этом концепции, модели, теоретические построения и обобщения подкреплены тщательно подобранными фактами, что в сумме выводит на новый уровень систематизации и периодизации развития геополитической мысли. Самостоятельное значение имеет создание обобщенной картины геополитического положения России.
Последний этап “увенчивается” изданием в 2006 г. редкостной книги “Введение в географию мирового хозяйства. Международное разделение труда”, основанной на многолетнем опыте чтения профессором одноименного курса лекций; а в 2012 г. - учебника “География мирового хозяйства”, подготовленного всем коллективом кафедры под общей редакцией и авторстве важнейших разделов Н.С. Мироненко11. Эти работы служат единым проводником в раскрытии теоретических, методических, отраслевых и пространственных проблем мирового хозяйства на основе развития международного разделения труда в условиях процессов интернационализации и глобализации.
Открытия в оценке результативности изысканий. Очень высокий авторитет Н.С. Мироненко как ученого, значимость и результативность его исследований хорошо отражает реакция профессиональной аудитории через ссылочный аппарат. Несмотря на то, что система РИНЦ на 07.02.2015 фиксирует у профессора в графе “Число публикаций автора с учетом статей, найденных в списках литературы” только 33 работы, а в графе “Число публикаций автора в РИНЦ” - всего 19, “Суммарное число цитирований автора” составляет более 700 (!), а величина Индекса Хирша - 5. Его труды цитируются в публикациях 271 журнала самой разной тематики, в десятках диссертаций, научных сборников, трудов конференций и пр. При этом совершенно очевидный тренд - перманентный рост популярности произведений. Отметим, что данные на последние даты, 2013-2014 гг., не показательны, так как сведения об упоминаниях работ традиционно поступают в систему с большим опозданием.
Определенной неожиданностью стали результаты анализа рейтинга популярности отдельных трудов профессора Н.С. Мироненко по числу ссылок. Максимальное количество баллов набирает его совместный труд с В.А. Колосовым “Геополитика и политическая география: учебник для вузов” разных лет издания. Очевидно, такое первенство связано с пионер- ностью тематики для новой России, особой востребованностью произведения среди многочисленного студенческого контингента, как географического профиля, так и новообразованных факультетов вузов, готовящих политологов, и, конечно, особым качеством, четкостью и ясностью изложения непростого материала. Второе место занимает “старинное” учебное пособие “Рекреационная география”, подготовленное вместе с И.Т. Твердохлебовым более тридцати лет назад, которое смело можно отнести к классике жанра. На этом фоне несколько озадачивает меньший интерес читательской аудитории к работам последней (по срокам) разрабатываемой Н.С. Мироненко темы - географии мирового хозяйства. Отчасти объяснение этому можно найти, с одной стороны, в уникальности и элитарности направления, а с другой - в малом тираже изданий и слабой доступности для массового читателя основных его работ. Очевидно, что форма чисто кафедральных, “внутренних” сборников трудов далеко не оправдывает себя с точки зрения распространения идей и популяризации проблематики. И это урок на будущее!
Вместо заключения. Профессор Н.С. Мироненко, запомнившийся прежде всего, как большой труженик, добрый, скромный и отзывчивый человек, в многочисленных авторских трудах оставил мощный “задел”, “точки опоры” для дальнейших размышлений и проведения изысканий в широком поле экономической, социальной, политической и рекреационной географии, для совершенствования программ учебно-образовательной деятельности на так любимой им кафедре географии мирового хозяйства. Заданные им векторы ждут своих “драйверов”. Из числа совершенно конкретных “заветов” учителя явно выделяется вопрос подготовки к переизданию учебника по географии мирового хозяйства, о котором он неоднократно говорил на протяжении последних месяцев. Причем переиздание, по его мысли, должно быть не обычным обновлением и расширением, а созданием новой версии учебника, который отразит новую эру глобализационного развития. Можно считать это главным научным завещанием нам, его коллегам и ученикам.
1 Опубликовано в журнале “Региональные исследования”. - 2015. - № 1 (47). - С. 160-168.
2 Кружалин В.И., Мироненко Н.С., Зигерн-Корн Н.В., Шабалина Н.В., Аигина Е.В., Голубчиков Ю.Н., Тульская Н.И. География туризма: учебник. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 336 с.
3 Проблемы геоконфликтологии. В 2 т. / Под ред. Н.С. Мироненко. - М.: “Пресс-Соло”, 2004.
4 Энциклопедия туриста. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - 607 с.; Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник. - Смоленск: Ойкумена, 2013. - 328 с.
5 Мироненко Н.С. Развитие туризма на Кубе // Бюллетень Института экономики мировой социалистической системы АН СССР. - М.: ИЭМСС, 1997. - С. 17-25; Миланова Е.В., Мироненко Н.С., Иньигес Л. Опыт ландшафтно-рекреационного анализа на примере района Виньялес (Западная Куба) // Вестн. Моск. ун-та, Сер. 5, География, 1980, № 5. - С. 41-50; и др.
6 Например, Мироненко Н.С., Пилипенко И.В. Конкурентоспособность малых высокоразвитых стран Западной Европы на мировом рынке прямого инвестирования // Вестн. Моск. ун-та, Сер. 5, География, 2004, № 1. - С. 11-17; Мироненко Н.С., Денисенцев А.С. О политической геоконфликтологии как области географического знания // Проблемы геоконфликтологии. В 2 т. Т 1. - М.: Пресс-Соло, 2004. - С. 12-24; и др.
7 Например, Мироненко Н.С., Полян П.М., Трейвиш А.И. Исаак Моисеевич Маергойз (к 100-летию со дня рождения) // Вестн. Моск. ун-та, Сер. 5, География, 2009, № 4. - С. 3-6; Бабурин В.Л., Мироненко Н.С. К методике маршрутных наблюдений // Вестн. Моск. ун-та, Сер. 5, География, 1986, № 5. - С. 98-102.
8 Мироненко Н.С. Концепция синтеза в современной географии // Глобус, 1992, № 2; Вольский В.В., Мироненко Н.С., Хрущев А.Т. Экономическая, социальная и политическая география в Московском университете: состояние и пути развития // Вестн. Моск. ун-та, Сер. 5, География, 1997, № 4. - С. 3-12; Мироненко Н.С. Глобализация и география // Сб. тр. Труды XII съезда РГО. Т 1. - СПб, 2005. - С. 61-67; и многие др.
9 Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Географические проблемы Причерноморского рекреационного района (Крыма) // Сб. науч. тр. “Проблемы географии Крыма”. - Симферополь: Таврида, 1971. - С. 18-25.
10 Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 479 с.
11 Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства. Международное разделение труда: учебное пособие для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2006. - 239 с.; География мирового хозяйства: учебник для студентов высших учебных заведений / Ред. проф. Н.С. Мироненко. - М.: Трэвэл Медиа Интернэшнл, 2012. - 352 с.