МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС: ИСПЫТАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ - МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ: УСИЛЕНИЕ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ СТРАН И РЕГИОНОВ МИРА

География мирового хозяйства: традиции, современность, перспективы - 2016 год

МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС: ИСПЫТАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ - МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ: УСИЛЕНИЕ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ СТРАН И РЕГИОНОВ МИРА

Е.В. РОМАНОВА

Международная миграция населения1, вызванная как войнами и конфликтами, так и процессами глобализации, социальной трансформации и климатическими изменениями, - тема, которая давно получила в европейских странах внешнеполитическое измерение и переросла в ранг ключевых задач в повестке дня ЕС. Война в Сирии, спровоцировавшая поток беженцев, усилила волны миграции из других горячих точек мира. В 2015 г. более 1255 тыс. беженцев подало в странах ЕС прошения о предоставлении убежища2 (рис. 5.1), что более чем в 2 раза превышает число заявлений годом ранее [Asylum in the EU Member States]. За первые три месяца 2016 г. в страны ЕС прибыло уже около 160 тыс. новых беженцев, хотя это и меньше, чем в 2015 г. [IOM, 2016].

Рис. 5.1. Число поданных ходатайств о предоставлении убежища в странах ЕС на 2015 г.

Источник: [Евростат, 2016]. Составитель: Л.А.Кадилова.

Около трети всех обращений подали сирийцы (около 363 тыс. чел.), что также превышает показатель 2014 г. в 2 раза. Почти половина из них была зарегистрирована в Германии (158,7 тыс.). Сирийцы составили наибольшую часть соискателей в 12 странах ЕС. Число заявок от афганцев увеличилось в 4 раза в сравнении с 2014 г., а иракцев - в 7 раз. Таким образом, выходцы из этих трех стран составили половину от общего числа всех проситителей (рис. 5.2) [Asylum in the EU Member States]. Хотя самое большое число беженцев приехало в Германию, самая высокая нагрузка по числу прибывших мигрантов на душу населения выпала на Венгрию, где на 1 млн жителей пришлось 17,7 тыс. заявок. Далее следовали Швеция (16 тыс.), Австрия (почти 10 тыс.), Финляндия (5,9 тыс.) и Германия (около 5,4 тыс.). В среднем по ЕС в 2015 г. на 1 млн жителей пришлось около 2470 обращений [Migrant crisis]. Беженцы и мигранты стремятся попасть прежде всего в богатые страны Западной и Северной Европы, которые, в свою очередь, призывают разделить бремя приема переселенцев более равномерно между странами Евросоюза.

Рис. 5.2. Гражданство беженцев и мигрантов в страны ЕС в 2015 г.

Составлено по: [данные Евростат, 2015 г.].

Три измерения солидарности. В договоре о создании ЕС записано, что он призван “усиливать солидарность между народами государств-членов ЕС на основе их истории, культуры и традиций” (преамбула договора). В тексте договора отмечены “общая сущность солидарности государств- членов” (статья 2) и “содействие солидарности между поколениями и государствами-членами - [как] цель международной политики ЕС” (статья 3, параграф 3) [Bendiek, Neyer, 2016].

Страны ЕС прошли длительный путь от Европейского объединения угля и стали (1952 г.) до Европейского союза (1993 г.)3. Ныне в рамках договоров ЕС функционирует Экономический и валютный союз (1990 г.)4, а также реализуется Общая внешняя политика и политика безопасности (1999 г.), координируемая в рамках межправительственного подхода. Значительным вкладом в развитие европейской солидарности стал процесс расширения задач структурных фондов и Фонда сплочения в рамках региональной политики ЕС в пользу вошедших в его состав в 2004 г. восьми экономически более отсталых стран Восточной Европы, а также Мальты и Кипра. На деле оказалось, что страны ЕС по-разному понимают солидарность. Так, переход на Единый внутренний рынок (Единый Европейский акт, 1986 г.) стал возможен только в обмен на выделение дополнительной финансовой поддержки для менее развитых стран и регионов с целью сглаживания обострившейся конкуренции для местных производителей. Сложно продвигаются общеевропейские решения в рамках концепции “Социальной Европы”. Европейцы не могут прийти к соглашению по созданию общеевропейских механизмов в социальной политике, например, единому регулированию страхования по безработице, как и введению других инструментов.

Сегодняшний миграционный кризис стал новым испытанием европейской солидарности для стран-членов интеграционного объединения, расколов их преимущественно по линии “Восток - Запад” [How is the migrant crisis..., 2016]. Можно говорить о европейском, космополитическом и националистическом подходах к урегулированию этого кризиса [Bendiek, Neyer, 2016].

Европейский подход опирается на общеевропейские ценности, которые страны-члены обязались поддерживать и развивать. Его разделяют Германия, Нидерланды и Швеция. Этой же позиции придерживается и Франция, но негативные тренды в ее экономике объясняют довольно сдержанное отношение к расширению присутствия в стране и без того значительного числа иностранцев5. Позиция Франции объясняется также усилением активности радикальных исламистов в стране6[Kempin, 2016].

Хотя Германия, как крупнейшая страна ЕС, предпринимает масштабные усилия в поисках общеевропейского урегулирования миграционного кризиса, политика правительства А. Меркель не находит однозначной поддержки в стране. Особенно обострили ситуацию беспорядки, организованные мигрантами арабской внешности в новогоднюю ночь 2016 г. в Кельне. Эти события шокировали немецкое общество, а популярность А. Меркель серьезно пошатнулась [Noten fur deutsche Spitzenpolitiker..., 2016]. Раскол в обществе по вопросу о приеме мигрантов также объясняет, почему правительство Германии стремится урегулировать миграционный кризис. Накануне парламентских выборов 2017 г. оно пытается не дать возможность перехватить инициативу партиям, делающим антииммиграционные заявления7.

Космополиты” осуждают европейский подход, так как не всем беженцам может быть оказана помощь в равной степени. Они призывают страны ЕС следовать правилам Женевской конвенции по правам беженцев8, а также сотрудничать с Агентством по делам беженцев при ООН [Bendiek, Neyer, 2016]. На их взгляд, реализовать принципы солидарности могут только международные и неправительственные организации. Так, организация по защите прав человека Human Rights Watch констатировала полный провал европейской политики по урегулированию кризиса беженцев [Desperate migrants plead.]. Организация “Международная амнистия” обвинила ЕС “в развороте спиной к глобальному кризису беженцев и игнорировании международных обязательств” [EU-Turkey migrant deal..., 2016].

В то время как Германия призывает страны ЕС объединить усилия, на востоке Евросоюза нарастают евроскептические настроения, проявляется националистический подход к урегулированию миграционного кризиса. Для восточных европейцев барометром в процессе принятия политических решений являются скорее национальные ценности и опыт. Это связано с относительной социально-экономической отсталостью этих стран, чувствительными последствиями финансового кризиса в “еврозоне”. Здесь наблюдается апатия населения к реформированию европейской интеграции в связи с ограниченными возможностями влияния на этот процесс. В странах Восточной Европы велико опасение, что приток экономических мигрантов может негативно повлиять на их менее защищенные рынки труда. Оказывает влияние и восприятие конфликта интересов с западноевропейскими странами. В образе Запада доминирует Германия, и лидеры стран Восточной Европы не без основания видят за инициативами ЕС в сфере миграционной политики попытки Германии навязать свою позицию по аналогии с инициативой урегулирования задолженности стран Южной Европы за счет евробондов из бюджета ЕС или лоббирование Берлином решения о снижении выбросов СО2 на 40% к 2030 г. в рамках европейской климатической политики [Deutscher Kurs..., 2015]. При этом некоторые восточноевропейские лидеры (в частности, министр внутренних дел Чехии М. Хованец) ругают немцев за непоследовательность в урегулировании миграционного кризиса [Lang, 2015].

Однако не стоит сводить неприятие наплыва беженцев в страны Восточной Европы, по выражению болгарского политолога И. Крастева, к “дефициту соучастия”, так как скепсис их правительств опирается на общественно-политические реалии и восприятие обществом ситуации в них. После второй мировой войны в Восточной Европе сложился отличный от западных норм опыт интеграции этнических меньшинств. Регион, несмотря на трансформацию и модернизацию, сохраняет иные ценностные ориентиры, более традиционные и менее космополитические, чем на Западе [Lang, 2015]. Таким образом, за кулисами дебатов о солидарности в вопросе регулирования миграционного потока кроется в том числе конфликт идентичности, культурные и социально-экономические различия между странами ЕС.

Культурные и социально-экономические барьеры европейской солидарности. На системные различия культурных ценностей обратил внимание американский социолог Р. Инглхарт, который уже более 30 лет собирает обширный материал на основе регулярных опросов в странах Европы. Его анализ показывает четкую связь ценностных установок населения с традиционной религией и политическим прошлым. Так, те, кто разделяют традиционные ценности, отрицательно относятся к абортам, разводам, эвтаназии и суициду. Для традиционных обществ характерны чувство национальной гордости и националистические взгляды, низкий уровень доверия и толерантности. Для таких обществ важна материальная и физическая безопасность. Популярность ценностей выживания больше проявляется в православных странах, в меньшей степени - в католических и еще в меньшей - в протестантских [Inglehart-Welzel, 2016].

Для обществ, разделяющих ценности самовыражения, особую значимость приобретают необходимость защиты окружающей среды и соблюдение гендерного равенства, толерантность к иностранцам и представителям сексуальных меньшинств, а также растущая потребность в принятии решений по экономическим и политическим вопросам. Религия и традиционные семейные ценности играют меньшую роль. Общество спокойнее реагирует на разводы, аборты, однополые браки и эвтаназию.

Р. Инглхарт пришел к выводу, что с повышением уровня социально-экономического развития в странах Западной Европы жизненные ориентиры людей меняются от материальных и конформистских в пользу нематериальных ценностей, что способствует экономическому росту и в то же время социальной сплоченности и демократизации [Welzel, Inglehart, Klingemann, 2003]. Данные ученого убедительно демонстрируют связь ценностных установок, экономического прогресса и эффективности государства. Проведенные нами расчеты по оценке зависимости уровня благополучия от показателя толерантности в обществе выявили высокую корреляцию между средней заработной платой9 и долей населения, положительно относящегося к мигрантам (0,77)10. Таким образом, группа стран, где доходы населения выше, имеет и более высокую степень доверия к мигрантам.

Quo vadis иммиграционная политика ЕС? Современная политика ЕС в отношении мигрантов и беженцев опирается на Дублинское соглашение11, которое регулирует перемещение беженцев между странами ЕС. Согласно ему, за процедуру предоставления политического убежища отвечает то государство, которое оказалось для беженца страной въезда на территорию ЕС12. Проблема регулирования потока беженцев возникла задолго до нынешнего миграционного кризиса, когда Суд ЕС в 2011 г. запретил Греции нарушать Дублинское соглашение. Это решение было принято на фоне пересмотра в 2005 г. законодательства, установившего минимальные стандарты, гарантированные в странах ЕС при предоставлении убежища [Trauner, 2016]. Пограничные страны ЕС в результате оказались в невыгодном положении. Под натиском беженцев и из опасений их несправедливого распределения Греция, Италия и Венгрия прекратили регистрацию и стали пропускать их дальше в страны Западной и Северной Европы. При этом Сербия, а следом и Венгрия организовали даже транзитное транспортное сообщение для беженцев внутри своих стран. Это объясняет, почему только 6,6% всех заявок (около 19 тыс.), поданных в странах ЕС, попали под действие Дублинского соглашения13.

Одностороннее нарушение соглашений спровоцировало “эффект домино”. Германия приостановила действие Дублинского соглашения на своей территории, не отправляя назад на внешние границы ЕС тех сирийских беженцев, кто уже достиг ее границ, и ввела их регистрацию. Для многих беженцев это стало сигналом, чтобы продолжить свой путь именно в страны Западной и Северной Европы. С сентября 2015 г. на территорию Германии ежедневно стали прибывать тысячи беженцев. Германское правительство было вынуждено ввести пограничный контроль, тем самым временно приостановив действие Шенгенского соглашения [Die EU ist die einzige Antwort]. Подобная реакция последовала и в других странах - в Австрии, Франции, Бельгии, Дании, Норвегии14. Не имея возможности направлять беженцев далее в Германию, Венгрия прекратила их доступ на свою территорию, растянув колючую проволоку на границе с Сербией15. Следом границы закрыли Македония и Хорватия, пропуская лишь небольшую часть сирийцев и иракцев.

В результате перекрытия границ на внешних рубежах ЕС образовались многотысячные палаточные лагеря, в которых беженцы были вынуждены ожидать развития ситуации. Страны ЕС оказались перед острой необходимостью поиска быстрого и эффективного решения нарастающей гуманитарной катастрофы. Пакет принятых в сентябре 2015 г. мер включал урегулирование положения уже прибывших на территорию ЕС беженцев и предусматривал их будущее перераспределение между странами16. Были введены квоты на прием беженцев для каждой страны с учетом численности населения, уровня развития и числа уже зарегистрированных в ней беженцев. Предложено использовать следующую формулу распределения беженцев: R = 40% (население) + 40% (ВВП) + 10% (доля безработных) + 10% (число уже поданных ранее прошений). Согласно расчетам, по странам это должно было выглядеть следующим образом (в %): 6,6-10,5 - Германия, Франция, Италия и Великобритания; 3,4-4,9 - Испания, Польша, Нидерланды и Румыния; 2,4-3,2 - Бельгия, Швеция, Австрия, Чехия, Венгрия, Дания, Португалия, Финляндия, Ирландия и Болгария; 1,7-2,2 - Словакия, Люксембург, Литва, Мальта, Словения, Эстония, Латвия, Греция, Хорватия и Кипр.

В настоящее время четыре страны - Германия, Швеция, Италия и Австрия - существенно превзошли предложенные квоты (рис. 5.3). Бельгия, Нидерланды, Греция и Финляндия практически полностью реализовали план. Остальные страны план по квотам не выполнили. Фактически правительства восточноевропейских стран ЕС, а также Финляндия, Испания и Португалия отказались от использования модели, согласившись только на добровольный принцип принятия беженцев. Венгрия и Словакия даже подали иск в Европейский суд против распределения беженцев по квотам в декабре 2015 г., но он был отклонен. Великобритания, Ирландия и Дания поддержали план, но только на особых для себя условиях (с меньшей долей беженцев). Великобритания фактически отказалась от квот, но премьер-министр Д. Кэмерон сообщил, что страна готова принять до 20 тыс. сирийцев в следующие пять лет [Migrant crisis...]. Однако британцы в ответ в июне 2016 г. проголосовали на референдуме за выход из состава ЕС. Результаты референдума означают необходимость пересмотра квот без участия Великобритании. В результате вместо намеченного перераспределения 66,4 тыс. беженцев только 218 из них были вывезены из Греции в другие страны. Из Италии были вывезены 279 беженцев из 39,6 тыс. [Lee, 2015]. После неудачных попыток быстрого возврата нелегальных мигрантов квотирование провалилось.

Рис. 5.3. Позиция стран по вопросу выделения квот, квоты на перераспределение беженцев и число одобренных заявлений о предоставлении убежища в 2015 г. в странах ЕС.

Источник: [Евростат, 2016]. Составитель: Л.А. Кадилова

Европейская комиссия признает необходимость изменения правил, регулирующих потоки мигрантов. С 1999 г. страны ЕС пытаются договориться о создании Общеевропейской системы регистрации беженцев (Common European Asylum System, CEAS), но различия в подходах не дают утвердить общие законы и процедуры по предоставлению убежища. Система должна обеспечить стандартизацию процедуры размещения и рассмотрения прошений, доступ на рынок труда и механизмы интеграции беженцев [Senge, 2015]. Уже функционирует общеевропейский банк данных “EURODAC”, в котором хранятся отпечатки пальцев всех зарегистрированных в странах ЕС заявителей [Fltichtlingspolitik..., 2016]. Согласно данным комиссии, процесс регистрации постепенно налаживается. Если в сентябре 2015 г. в Греции только 8% мигрантов сдавали отпечатки пальцев, то в январе 2016 г. - уже около 78%. В Италии за те же пять месяцев этот показатель увеличился с 36% до 87%. Однако это лишь частично улучшило ситуацию из-за пробуксовки с организацией центров регистрации на внешних границах ЕС (“hotspots”). Процесс регистрации подразумевает следующие шаги: предоставление убежища, перемещение внутри ЕС или возврат за пределы ЕС [Bachega, 2016].

В ноябре 2015 г. по инициативе Германии страны ЕС и Турция обсудили план ускоренной реадмиссии мигрантов без права на ходатайство о предоставлении убежища в странах ЕС. По новому соглашению с Турцией, предложенному ЕС в марте 2016 г., нелегально прибывшие после 20 марта 2016 г. на территорию ЕС мигранты будут высланы обратно в Турцию. ЕС предоставит Турции до 3 млрд евро для организации лагерей беженцев на ее территории [Mardell, 2016]. В обмен на возвращенных в Турцию беженцев ЕС предложил принять до 72 тыс. сирийцев напрямую из этой страны по принципу одного за одного, хотя очевидно, что убедить европейские страны принимать новых беженцев будет непросто [EU soll 250.000 Fltichtlinge..., 2016]. Согласно соглашению, в обмен на реадмиссию Турция получает безвизовый режим со странами ЕС уже в 2016 г. Это позволит почти 80 млн турецких граждан путешествовать (но не работать) в странах Шенгенской зоны. При этом отдельные страны ЕС не поддерживают соглашение из-за позиций антииммиграционных партий в своих странах. “Турецкий вопрос” не только расколол страны ЕС, но значительно ухудшил германо-турецкие отношения.

Из прибывших в 2015 г. на территорию ЕС 1,8 млн мигрантов с помощью агентства “Фронтекс” было возвращено 3,5 тыс.17 Из Греции отправили домой около 16 тыс. беженцев, еще около 3,5 тыс. мигрантов вернулись сами на добровольной основе. На фоне миллионного притока беженцев эта цифра оказалась незначительной [Lee, 2015]. С учетом миграционного кризиса Еврокомиссия в конце 2015 г. наметила план радикальных реформ “Фронтекса” с целью превратить агентство в полноценную пограничную службу с постоянным штатом в 1 тыс. чел. и еще 1,5 тыс. резерва. Бюджет организации должен вырасти в 2017 г. более чем вдвое - с нынешних 142 млн до 320 млн евро [Frontex...]. Европейская пограничная служба и береговая охрана получат более широкие полномочия, чем “Фронтекс”. Они смогут вмешиваться в ситуацию на границе без запроса от государств - членов ЕС [Миграционный кризис..., 2016]. Одновременно в мае 2015 г. Совет министров ЕС принял решение о развертывании морской операции “EUNAVFOR Med” для уничтожения бизнеса торговцев и контрабандистов, перевозящих людей через Средиземное море в Европу. Военные суда собирают разведданные о контрабандистах, а также спасают людей [Потемкина, 2015].

На период с 2014 по 2020 гг. Европейская комиссия создала Фонд по делам беженцев, мигрантов и интеграции с капиталом в 3,14 млрд евро. Отдельно для перераспределения беженцев комиссия выделяет еще 780 млн евро. В помощь Греции из этих средств выделено 148 млн евро, включая 80 млн евро из бюджета Агентства по делам беженцев при ООН для создания инфраструктуры по приему беженцев и 21 млн евро из средств МОМ [IOM, 2016]. С целью уменьшения миграционного давления на ЕС Еврокомиссия анонсировала создание многоцелевого фонда с уставным капиталом около 2 млрд евро для экономического развития стран Африки. Среди ключевых мер - обучение персонала, предоставление грантов на открытие малого бизнеса [ЕС создает фонд..., 2016].

Несмотря на предпринимаемые финансовые и операционные меры по урегулированию кризиса, страны ЕС так и не достигли консенсуса в условиях, когда Дублинское соглашение фактически не работает. Попытки пересмотра законодательства ЕС в сфере урегулирования пребывания и регистрировании беженцев не увенчались существенным успехом. Инициативе Еврокомиссии и Европарламента по либерализации правил регулирования миграций воспрепятствовало большинство стран - членов ЕС.

Заключение. В начале 2016 г. поток беженцев в Европу несколько сократился, но до урегулирования кризиса пока еще далеко. Решение по квотам так и не было утверждено. Отдельные страны ЕС (Австрия, Дания, Венгрия, Великобритания) принимают решения в одностороннем порядке. Британцы, не согласные с общеевропейской иммиграционной политикой, проголосовали на референдуме за выход из ЕС.

Приверженцы космополитического подхода также недовольны общеевропейскими решениями. Они считают, что освободить Грецию и Италию от бремени иммиграции можно будет только тогда, когда Турция и североафриканские страны, названные “безопасными”, начнут тесно сотрудничать с ЕС, чтобы гарантировать беженцам надлежащие условия проживания в их отечествах.

Хотя ЕС и Турции удалось несколько сдержать новую волну беженцев, из-за возражений некоторых европейских стран пока не ясны перспективы создания безвизового пространства с Турцией. На фоне переговоров Германия - инициатор соглашения с Турцией - свела германо-турецкие отношения к историческому минимуму.

Пробуксовка политики в отношении беженцев началась за несколько лет до самого кризиса. Остается открытым вопрос, смогут ли страны ЕС проводить общеевропейскую миграционную политику в духе европейской солидарности, соблюдая Женевскую конвенцию по правам беженцев, или же большинство стран вслед за Великобританией выберут националистический подход и станут решать миграционные проблемы по одиночке.


1 Под мигрантами в данной работе подразумеваются экономические мигранты и беженцы, потенциально ищущие политического убежища.

2 Первые обращения

3 Сегодня в составе 28 стран.

4 Общую валюту евро ввели 19 стран ЕС.

5 Доля безработных во Франции в начале 2016 г. превысила 10% от трудовых ресурсов, что более чем в два раза выше, чем в Германии. Среди коренного населения Франции в возрасте от 15 до 24 лет доля безработных составляет около 26%, а среди общин иностранцев этот показатель достигает уже 39%.

6 После терактов в Париже в декабре 2015 г. было объявлено чрезвычайное положение. Увеличилась популярность правоцентристских партий, в особенности “Национального фронта” во главе с М. Ле Пен. Эта партия в первом туре региональных выборов в конце 2015 г. добилась исторического максимум в 27,9% голосов, хотя и не получила большинства ни в одном округе во втором туре [Kempin, 2016].

7 Опасения у правящих кругов вызывает образованная в 2013 г. популистская консервативная и евроскептическая партия “Альтернатива для Германии”, которая уже сумела выиграть несколько региональных выборов, а также активизировавшееся с конца 2014 г. на фоне миграционного кризиса националистическое движение “Пегида” (Патриотические европейцы против исламизации Запада; нем. Patriotische Europaergegen die Islamisierung des Abendlandes, PEGIDA), выступающее за ограничение притока мусульман в Германию.

8 Женевская конвенция обязывает не дискриминировать беженцев, предоставлять им достойные условия жизни, возможности трудоустройства и образования. Подробнее см.: [http://www.un.org/ru/documents/ded_conv/conventions/refugees.shtml].

9 Посчитано как соотношение суммарной заработной платы к числу занятых в экономике с учетом продолжительности рабочей недели [OECD. Stat., 2015].

10 Данный показатель отражает число респондентов, отметивших, что место их проживания является благоприятным для иностранцев.

11 Дублинское соглашение страны ЕС заключили в 1990 г. (вступило в силу только в 1997 г.). Его подписали 12 стран ЕС. С тех пор его актуализировали два раза в 2003 и 2013 гг. [Bachega, 2016]. Последняя обновленная версия (“3-е Дублинское соглашение”) действует на территории всех стран ЕС, а также Швейцарии, Норвегии, Исландии и Лихтенштейна [Dubliner Ubereinkommen, 2016].

12 Таким образом исключается возможность одновременной или поэтапной подачи заявок в разных странах ЕС, а за процедуру рассмотрения прошения о предоставлении убежища для каждого беженца отвечает только одна конкретная страна. Если прошение подано не в стране первичного въезда в ЕС, то заявитель может быть арестован и снова депортирован в страну первого въезда.

13 Согласно Женевской конвенции, в 2015 г. половина подавших заявления (593 тыс.) получили статус беженцев. Поскольку процедура согласования получения статуса беженца длится в среднем полгода, многие из них подали заявления еще в прошлые годы. При этом почти треть (32,4%) заявок в 2015 г. была отклонена. Еще по 17,8% случаев принято формальное решение для дальнейшего разбирательства [Asylum in the EU Member States, 2016].

14 Австрия также ввела в одностороннем порядке дневные квоты на подачу первичных ходатайств о предоставлении убежища.

15 В парламенте Венгрии был утвержден законопроект, разрешающий применять вооруженные силы страны для контроля за перемещением беженцев.

16 Временное освобождение от участия в программе переселения предусматривалось только в форс-мажорных обстоятельствах, например, в случае природной катастрофы. Было предложено установить механизм перераспределения беженцев на постоянной основе [Germany, Italy call..., 2016].

17 “Фронтекс” (от фр. Frontieres exterieures, полное название - European Agency for the Management of Operational Cooperation at the External Borders of the Member States of the European Union) - агентство ЕС побезопасности внешних границ.






Для любых предложений по сайту: [email protected]