География мирового хозяйства: традиции, современность, перспективы - 2016 год
ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ МИГРАЦИЙ - МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ: УСИЛЕНИЕ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ СТРАН И РЕГИОНОВ МИРА
Б.А. ГИТЕР, А.А. АКОПЯН, П.Н. ИВАНОВ, Г.В. НЕДАЕВ, Д.С. ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, П.Я. ХАНУКАЕВА, С.М. ХУБУЛОВ
Ускорение процесса глобализации и макрорегиональной интеграции2 в конце XX в. на фоне развития воздушного и других видов транспорта обеспечили значительные возможности для международной миграции, ставшей существенным фактором мирового развития. В начале XXI в., когда геополитические факторы в мирохозяйственной системе стали доминировать, рост международной миграции приобрел взрывной характер. Процесс настолько масштабен и многообразен, что описать его только в черно-белых красках не представляется возможным. Отдельно отметим, что миграция не всегда носит стихийный характер. Иногда она определяется целенаправленной политикой государства, например, привлечением дешевой рабочей силы. Значительный рост мигрантов в развитых странах Европы, отличающихся по национальному, религиозному составу, социально-культурным особенностям, во многом размывает традиционное понятие национального государства.
Интернационализация образования — неотъемлемая часть глобализации. Международная студенческая миграция - вид долгосрочной организованной внешней миграции, переселение в другую страну на срок от 12 месяцев и более [Spring, 2009]. Она открывает доступ к образовательным, карьерным и творческим ресурсам различных стран. Сформированный международный рынок образования - значимая составляющая мировой экономики, а доходы от предоставления образовательных услуг иностранным гражданам вносят большой вклад в экономику некоторых государств. При этом студенческая миграция - это не только денежный доход, но и интеллектуальный капитал. Молодые люди, получающие образование, - это будущее тех стран, в которых они собираются вести свою деятельность. Чем больше специалистов из разных сфер сможет привлечь страна, тем более конкурентоспособна и успешна она будет. Отслеживание миграционных потоков именно этой категории позволит увидеть, какие страны смогут стать лидерами по накоплению интеллектуального капитала, где будут созданы наукоемкие производства и где имеются лучшие условия для получения высококачественного высшего образования.
Поражает масштаб явления. По данным ЮНЕСКО, с 1936 г. по 2012 г. число студентов, обучающихся за границей, возросло в 15 раз: с 0,3 млн до 4,5 млн [OECD, 2014]. Только в колледжи и университеты США, по данным Института международного образования, в 2014/2015 учебном году поступило почти 1 млн иностранных граждан. В США в 2014 г. иностранные студенты принесли экономике более 30 млрд долл., по сравнению с 2013 г. эта цифра увеличилась более чем на 3 млрд [Cantwell, 2015]. Согласно прогнозам, к 2025 г. число студентов, обучающихся за рубежом, достигнет 7,2 млн чел. Глобальный характер этого процесса подтверждается обширной географией международного студенческого обмена.
Страны-члены ОЭСР принимают примерно 85% всего потока иностранных студентов [Varghese, 2008]. По их абсолютному числу среди макрорегионов мира явно выделяется Европа. В 2009 г. здесь в вузах обучалось 840 тыс. иностранцев. Однако в значительной степени этот показатель обусловлен студенческой миграцией внутри ЕС. На уровне стран первенствуют США, чуть отстает Великобритания (рис. 5.4). Лидер по эмиграции международных студентов - азиатский регион. На его долю приходится более половины (53%) всех студентов в мире, выбравших учебу за рубежом. Удельный вес Западной Европы достигает 23%; далее следуют Африка (12%), Латинская Америка и страны Карибского бассейна (6%) и Северная Америка (3%) [OECD, 2014]. Отметим, что потоки студентов, как правило, направлены из менее развитых в более развитые страны; в частности, из развивающихся стран и государств с переходной экономикой в страны-члены ОЭСР. При этом многие студенты стремятся остаться в выбранной ими стране после окончания срока обучения: устроиться на работу и получить гражданство. Таким образом, студенческая миграция может приводить к утечке умов. Например, в Германии, Австралии, Канаде, Франции, Нидерландах, а также Чехии доля иностранных студентов, оставшихся после окончания обучения, превышает 25%. Лидером по этому показателю является Канада - 33%.
Рис. 5.4. Страны-лидеры по числу иностранных студентов, 2012 г. (% от общего числа в мире).
Источник: [UNESCO, 2013].
Мощные сдвиги в миграционной обстановке Чехии. Во второй половине XX в. она характеризовалась как относительно стабильная. Ежегодный объем иммиграции составлял в среднем 12-15 тыс. чел., а эмиграции - 6-8 тыс. чел. После вступления страны в ЕС эти параметры быстро и существенно прогрессировали. Так, только в 2004 г. в нее прибыло почти 54 тыс. чел. (максимум в 2007 г. - 104 тыс.) и чуть более 15 тыс. чел. убыло. С тех пор в Чехию ежегодно приезжает не менее 20 тыс. мигрантов [Czech Demographic Handbook, 2014]. Параллельно отмечается рост и международной миграции с образовательной целью. За последние 15 лет число иностранных студентов в Чехии стабильно увеличивается (рис. 5.5). Если в 2000 г. на территории страны проходили обучение около 4 тыс. иностранцев, то сейчас - в 10 раз больше. В 2013 г. было зарегистрировано 40,5 тыс. иностранных студентов из 145 государств, что составляет почти 10% от всех обучающихся в местных вузах [UNESCO Institute for Statistics].
Рис. 5.5. Рост числа иностранных студентов в Чехии в 2000-2013 гг., чел.
Источник: [UNESCO, 2013].
Высшее образование - услуга, продаваемая на международном рынке образования. Следовательно, можно вычислить отношение экспорта услуги к ее импорту, т.е. отношение числа иностранных студентов, получающих образование в стране, к числу граждан страны, получающих образование за рубежом. Этот коэффициент (баланс студенческой миграции) подсчитан для ряда стран (рис. 5.6). Если по абсолютным показателям предоставления услуг высшего образования иностранным студентам Чехия значительно уступает таким европейским странам как Германия, Франция и Испания, то по отношению студенческой иммиграции к студенческой эмиграции превосходит их. Это говорит о том, что предоставление образовательных услуг иностранным гражданам играет значимую роль в высшем образовании страны. По этому показателю Чехия опережает своих основных конкурентов в Восточной Европе: Польшу и Венгрию, а также Россию. В то же время она сильно отстает от мировых лидеров - Австралии, Великобритании и США.
Рис. 5.6. Баланс студенческой миграции в странах мира, 2013 г., тыс. чел.
Источник: [UNESCO, 2013].
Другой способ оценить роль международной студенческой миграции - расчет доли иностранных студентов от общего числа мигрантов в стране, что позволяет проследить корреляцию общей и “учебной” миграции. По данным Национального статистического агентства, в 2013 г. в Чехии было зарегистрировано 439,2 тыс. мигрантов, среди которых у 431 тыс. чел. имелось право пребывания на территории страны сроком на 12 месяцев или более. Вторая цифра более подходит для изысканий, так как студенты обычно приезжают на 1-2 года. В 2013 г. в Чехии проживало 40,4 тыс. иностранных студентов, следовательно, практически 10% мигрантов в стране - это молодежь, приехавшая для получения более качественного и специализированного высшего образования.
Географическая структура образовательной миграции Чехии. Более 70% иностранных студентов на территории Чехии приходится всего на три страны - соседнюю Словакию (57,8%), Россию (10,6%) и Украину (4,9%). В свою очередь, местная молодежь получает образование преимущественно в Словакии (43,9%), Германии (11%), Великобритании (9,9%), Польше (6,4%) и США (5,9%) (рис. 5.7). Получается, что почти половина студенческой миграции сугубо локальная - между двумя странами ранее существовавшей Чехословакии. В остальном существуют тенденции, во-первых, приема на обучение лиц из менее развитых по отношению к Чехии стран, таких как Россия, Украина и Казахстан; во-вторых, ориентация чешских студентов на страны с традиционно высоким уровнем образования - Германию, Великобританию и США. Чешское образование считается более престижным, чем словацкое, поэтому поток словацких студентов в Чехию выше, чем чешских в Словакию. Более того, необходимо учитывать фактор “географической комфортности” обучения. Так, например, словацкие студенты могут при желании возвращаться на выходные домой.
Рис. 5.7. Международный студенческий обмен между странами Европы и Чехией, 2015 г.
Источник: [UNESCO, 2013].
Не менее важно сравнить географические структуры оборота общей и студенческой миграции в Чехии. Таблица 5.9, показывает их высокое подобие. Основу общего миграционного потока составляют четыре страны - Словакия, Украина, Вьетнам и Россия; их суммарный вес составляет 65-75%. Отметим, что высокое число вьетнамцев объясняется тесными отношениями между странами бывшего социалистического лагеря. В 1950-е гг. жителей Вьетнама приглашали на работу в Чехословакию, сейчас на территории Чехии проживает второе поколение вьетнамских мигрантов.
Таблица 5.9
География общей и студенческой миграции в Чехии, 2013 г.
Общая миграция, % |
Студенческая миграция, % |
||||
Страна |
В Чехию |
Страна |
В Чехию |
Страна |
Из Чехии |
Украина |
24,2 |
Словакия |
57,8 |
Словакия |
44,0 |
Словакия |
21,1 |
Россия |
10,6 |
Германия |
11,0 |
Вьетнам |
13,2 |
Украина |
4,9 |
Великобритания |
9,8 |
Россия |
7,2 |
Казахстан |
3,4 |
Польша |
6,4 |
Польша |
4,5 |
Вьетнам |
2,4 |
США |
5,9 |
Германия |
4,3 |
Белоруссия |
1,5 |
Франция |
5,2 |
Болгария |
2,1 |
Великобритания |
1,2 |
Австрия |
3,4 |
США |
1,3 |
Германия |
1,1 |
Нидерланды |
1,6 |
Румыния |
1,6 |
Португалия |
1,0 |
Дания |
1,4 |
Молдавия |
1,3 |
Норвегия |
0,9 |
Швейцария |
1,3 |
Источник: [UNESCO, 2013].
Поток входящей студенческой миграции локализуется на уровне только двух стран - Словакии и России (почти 70%). Отдельно отметим, что доли Словакии и России выше в студенческой миграции, а доли Украины и Вьетнама - в общей. Из этого можно сделать вывод о том, что граждане более развитые страны больше заинтересованы в получении образования и возвращении на родину. Численность чешских студентов, обучающихся за рубежом, более чем в три раза меньше числа студентов, приезжающих в Чехию, и за 2013 г. составила 12,5 тыс. Сохраняется важная роль Словакии, куда за образованием едет более 40% чехов. За ней следуют страны, занимающие более высокие позиции на мировом рынке образовательных услуг. В первой десятке нет ни одной развивающейся страны в отличие от первой десятки стран, поставляющих студентов в Чехию.
Для полноты оценки международных студенческих миграций в Чехии важно рассмотреть место страны на трех территориальных уровнях: среди блока экономически наиболее развитых стран мира, среди стран Европы и в своем регионе - Восточной Европе. Однако во всех случаях следует помнить о малых размерах и относительно небольшом населении страны. В первую десятку стран мира по численности студентов-иностранцев традиционно входят США, Великобритания, Австралия, Франция, Германия, Россия, Япония, Китай, Италия, Австрия3, где расходы на высшее образование очень значительны4. Их число в Чехии в 2013 г. - 40,1 тыс. (25-е место), что значительно меньше, чем в странах-лидерах (табл. 5.10).
Таблица 5.10
Рейтинг стран мира по численности и доле иностранных студентов, 2013 г.
Место |
Страна |
Число иностранных студентов, тыс. чел. |
Место |
Страна |
Доля иностранных студентов, % |
1 |
США |
784,4 |
1 |
Австралия |
23,0 |
2 |
Великобритания |
416,7 |
2 |
Австрия |
19,1 |
3 |
Австралия |
249,9 |
3 |
Новая Зеландия |
16,2 |
4 |
Франция |
239,3 |
4 |
Швейцария |
14,6 |
5 |
Германия |
196,6 |
5 |
Люксембург |
12,0 |
6 |
Россия |
138,5 |
6 |
Великобритания |
11,6 |
7 |
Япония |
135,8 |
7 |
Дания |
9,6 |
8 |
Китай |
96,4 |
8 |
Чехия |
9,5 |
9 |
Италия |
82,5 |
9 |
Франция |
9,1 |
10 |
Австрия |
70,9 |
10 |
Нидерланды |
8,5 |
Источник: [UNESCO, 2013].
Если учитывать в рейтинге только развитые страны, основываясь на критериях МВФ, то Чехия занимает уже 16-е место [IMF World Economic Outlook]. В Восточной Европе страна однозначно опережает своих “ближайших” конкурентов; ее позиция выше, чем у Венгрии или Польши, хотя численность населения, например, Польши в четыре раза больше, чем Чехии. Учитывая это, особо стоит обратить внимание не на абсолютные, а на относительные показатели. Так, по доле иностранных студентов от общего числа студентов в стране Чехия занимает 8-е место в мире (9,5%). Выше в рейтинге находятся лишь небольшие страны с малочисленным населением (Дания, Люксембург) и страны переселенческого типа (Австралия, Новая Зеландия). Такие гиганты современного образования, как США, Германия, Франция, находятся во второй десятке стран [UNESCO, 2013].
Чехия — важный игрок на региональном и субрегиональном уровнях международного рынка высшего образования. Страна не может составить серьезной конкуренции на мировом рынке высшего образования, но занимает неплохие позиции в его европейском сегменте, особенно в “постсоциалистическом пространстве”. Главный конкурент Чехии - Германия, государственная система высшего образования которой обеспечивает богатый выбор бюджетных программ для обучения иностранцев как на немецком, так и на английском языках, грантов, стажировок и пр. В Чехии же все гораздо скромнее. На сегодняшний день бесплатное образование доступно лишь на чешском языке, а программ на английском языке пока недостаточно. Все это делает Германию более привлекательной для широкого круга потенциальных студентов со всего мира. Она “перетягивает” значительную часть потенциальных студентов из-за рубежа.
И все же за последние 30 лет Чехия сделала большой рывок в направлении повышения качества и разнообразия высшего образования. Сегодня в стране насчитывается 28 государственных и 48 частных университетов. Неоспоримый лидер среди них как по числу студентов, так и значимости диплома - Карлов университет в Праге - один из старейших университетов Европы, хотя, согласно международному рейтингу университетов “QS World University Rankings”, лучший вуз Чехии занимает лишь 244-е место в мире (2014 г.)5. Помимо него, ключевыми учреждениями высшего образования считаются Высшая школа экономики (Прага), Чешский земледельческий университет (Прага), Чешский технический университет (Прага), технические университеты в Либереце и Брно, Остравский университет.
Выводы. Проведенный анализ позволяет утверждать, что Чехия существенно уступает мировым лидерам по аттрактивности системы высшего образования для иностранцев, хотя достаточно хорошо известна за рубежом, даже в самых отдаленных странах. В этой сфере страна конкурентоспособна лишь в Восточной Европе, где серьезно опережает своих соседей. Закономерно, что студенческая миграция в Чехию сильно локализована. Половина ее потока сосредоточена между Чехией и Словакией, 70% иностранных студентов в Чехии родом из трех стран - Словакии, России и Украины. Оценивая перспективы, вероятно, можно говорить о двух траекториях развития рынка высшего образования в Чехии. Первая - диверсификация географии экспорта образовательных услуг с повышением привлекательности местного образования для неславянских стран, в частности, для студентов из стран Азии. Вторая - сохранение и усиление позиций образовательных связей Чехии со странами Восточной Европы, чему благоприятствуют культурная и языковая близость, относительно низкая стоимость обучения и проживания, ряд иных моментов.
1 Данная статья - плод исследовательского проекта по теме “Миграция” во время студенческой практики в Чешской Республике. Благодаря помощи преподавателей природоведческого факультета Карлова университета под руководством профессора И. Бичика были собраны необходимые материалы и выделена более узкая тема - изучение студенческих миграций.
2 Так; создание Евросоюза и заключение Шенгенского соглашения устранили барьерные функции границ в рамках “еврозоны” и способствовали значительному увеличению числа мигрантов.
3 Из них только Россия и Китай не относятся к наиболее экономически развитым странам мира.
4 В 2013 г. на первую пятерку лидеров мирового рынка образования в сумме приходится почти половина всех иностранных студентов в мире.
5 Для сравнения лучший в Германии Гейдельбергский университет занимает в том же рейтинге 49-ю позицию.