ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ТРАНСПОРТА - МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

География самостоятельная подготовка к ЕГЭ

ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ТРАНСПОРТА - МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Одна из ведущих отраслей мирового хозяйства — это транспорт (от лат. transport — переношу, перемещаю, перевожу). Доля транспорта в мировом ВВП колеблется от 4 до 9%. В отличие от сельского хозяйства и промышленности он не создает в процессе производства новый продукт, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество.

Продукция транспорта — это перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения. Масштабы транспортных операций представляют показатели соответственно грузооборота и пассажирооборота.

Грузооборот — экономический показатель объема работы транспорта, равный произведению веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах.

Пассажирооборот — показатель объема перевозки пассажиров, исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта и измеряется в пассажиро-километрах.

Сеть транспортных коммуникаций характеризуется протяженностью железнодорожных путей сообщения, нефтепроводов и нефтепродуктов и автомобильных дорог общего пользования, в том числе с твердым покрытием.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему.

Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится свыше 100 млрд. т грузов и более 1 трлн. пассажиров. В этих перевозках участвуют свыше 650 млн. автомобилей, 40 тыс. морских судов, 10 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов. Общая длина транспортной сети мира, без морских трасс, составляет около 50 млн. км.

Оценку уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения производят с помощью показателей — длины (протяженности) и густоты транспортной сети (последняя определяется как отношение длины путей к единице площади территории или к определенному количеству жителей); доли того или иного вида транспорта (в %) в транспортной работе (в общем грузообороте).


Таблица 36


Протяженность транспортной сети мира (в тыс. км)


Железные дороги

Автомобильные дороги

Внутренние водные пути

Трубопроводы

Воздушные пути

1200

24 000

550

1700

8500


Густота транспортной сети — характеристика транспортной сети определенной территории; отношение общей длины транспортной сети к площади этой территории. Густота транспортной сети измеряется в км/км2 или км/тыс. км2 территории. Густота транспортной сети может рассчитываться для одного вида транспорта. Так, например, густота железнодорожных путей составляет: в Австрии — около 70 км путей на 1000 км2 территории, в Германии — более 95, Венгрии — более 85, а в Бельгии 115 км путей на 1000 км2 территории, а Чешской Республике — 120! Для сравнения: в России этот показатель — составляет 5 км; в Канаде — 5,8 км; в США — 24 км на 1000 км2 территории.

В структуре мирового грузооборота лидирует морской транспорт (62% грузооборота).

В мировом пассажирообороте лидером является автомобильный транспорт.

В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большего диаметра. Повышается качество транспортной сети — дублируются транспортные коммуникации мирового значения: прокладываются нефтепроводы, автомагистрали параллельно каналам, другим путям сообщения (например, созданы нефтепроводы параллельно Суэцкому и Панамскому каналам, Транспиренейская автомагистраль вдоль Гибралтарского пролива и др.). Формируются контейнерные системы перевозок грузов (в контейнерах в настоящее время перевозится около 40% основных грузов). Трансконтинентальные контейнерные мосты представляют собой комбинацию морского транспорта с маршрутами железнодорожных составов и автопоездов — контейнеровозами (Транссибирский, Япония — восточное побережье США, Трансамериканский, Западная Европа — Ближний и Средний Восток); создание транспортных коридоров (полимагистралей) для перевозок грузов через территорию нескольких государств (например, в Европе выделено девять, в России — два транспортных коридора: Берлин—Варшава—Минск—Москва—Нижний Новгород, Хельсинки—Санкт-Петербург—Москва—Киев—Одесса с продолжением до Новороссийска и до Астрахани).

Между отдельными регионами и странами в развитии транспортной сети существуют большие различия.

Подавляющая часть всех транспортных средств и путей сообщения сосредоточена в развитых странах. На них приходится значительная доля грузооборота и пассажирооборота мирового транспорта. Развивающиеся страны гораздо хуже, чем развитые, обеспечены транспортом.

Региональные транспортные системы имеют свои особенности. Можно говорить о транспортных системах Северной Америки, Зарубежной Европы, стран СНГ, Южной, Восточной и Юго-Западной Азии, Латинской Америки, Австралии и т. д.

Среди региональных транспортных систем особо выделяются система Северной Америки, лидирующая в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту большинства видов транспорта, а также система Зарубежной Европы, превосходящая системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения. Единая система стран СНГ (10% мировой транспортной сети) занимает первое место по общему объему грузооборота.

В остальных регионах мира — в развивающихся странах Африки, Азии и Латинской Америки транспортные системы находятся на стадии формирования. Там еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты довольно слабо либо вообще отсутствуют (железные дороги, трубопроводный транспорт и др.).

Гужевой транспорт — вид транспорта, использующий в качестве тяги силу животных (лошадей, волов, верблюдов, оленей, собак и др.).

Основные виды современного транспорта — сухопутный, водный и воздушный.

Важнейшими видами сухопутного транспорта являются железнодорожный, автомобильный и трубопроводный.

Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) — 16% и по пассажирообороту (после автомобильного) — 11%. По общей длине сети дорог (около 1,2 млн. км) он уступает не только автомобильному, но и воздушному транспорту. Главная функция железнодорожного транспорта — перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличительная особенность — регулярность движения независимо от погоды и времени года.

По протяженности сети железных дорог (эксплуатационная длина железнодорожных путей, в тыс. км) ведущие позиции в мире занимают крупнейшие (по размерам территории) страны: США (194,7), Россия (87,2), Китай (71,6), Индия, (63,5), Канада (49,4), а также Германия (45,5), Австралия (41,6), Аргентина (34,5), Франция (32,7), Бразилия (31,5). На долю этих стран приходится более половины общей длины железных дорог мира.

Страны Северной Америки и Западной Европы перенасыщены железными дорогами, а некоторые страны Африки и Азии их вообще не имеют, например Афганистан, Чад, Нигер.

В целом в мире идет сокращение протяженности сети железных дорог, особенно в развитых странах. Новое их сооружение ведется лишь в отдельных странах (Россия, Китай и др.).

По густоте железных дорог лидируют европейские страны (плотность их в Бельгии составляет 115 км на 1 тыс. км2), в то же время густота железнодорожной сети в среднем по странам Африки составляет всего 2,7 км на 1 тыс. км2.

Европейские страны также опережают всех по уровню электрификации железных дорог. Лидерами по этому показателю являются Швейцария (электрифицировано 100% железных дорог), Великобритания (78%), Швеция (77,7%), Нидерланды (73,1%), Италия (70,7%), Австрия (61%). В России этот показатель составляет чуть больше половины.

По длине электрифицированных железных дорог первое место в мире занимает Россия, затем идут Германия, Франция, Италия, Польша, Индия, Китай.

В отдельных регионах и странах мира железные дороги имеют разную колею. В странах СНГ колея более широкая, чем в странах Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азии. Не соответствует западноевропейской колея некоторых других государств (например, Финляндии, государств Пиренейского полуострова). В целом до 3/4 протяженности дорог мира приходится на западноевропейскую колею.

По грузообороту лидирующие позиции в мире занимают США, КНР и Россия, по пассажирообороту — Япония (395 млрд. пассажиро-км), КНР — 354, Индия — 320, Россия — 192, Германия — 60 млрд. пассажиро-км.

В ряде развитых стран (США, Япония, Германия, Франция и др.) созданы сверхскоростные (со скоростью более 200 км/ч) железные дороги. Железные дороги стран СНГ, зарубежной Европы, Северной Америки в рамках своих регионов соединены в единые транспортные системы.

Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках пассажиров (обеспечивает 80% мирового пассажирооборота), а также грузов на короткие и средние расстояния.

По протяженности автомобильные дороги занимают первое место в мировой транспортной сети (70% общей длины всех путей сообщения). Длина таких дорог особенно велика в США (6,5 млн. км), Индии (3,3), Бразилии (1,7), Японии (1,2), Китае (1,8). В первую десятку стран мира по этому показателю входят Германия, Италия, Франция, Великобритания, Россия, Канада, Испания.

Густота автодорог в мире составляет 180 км на 1000 км2 территории. По этому показателю лидируют страны Европы (Италия, Венгрия, Австрия, Великобритания и др.). В Азии он наиболее высок в Сингапуре.

В мировом транспортном парке автомобильный парк занимает первое место. Общее количестве автомобилей в мире превышает 650 млн. Около 80% их сконцентрировано в странах Северной Америки, Западной Европы и Японии.

Главный показатель уровня автомобилизации той или иной страны — количество легковых автомобилей, приходящееся в среднем на 1000 жителей. Первое место в мире по этому показателю занимают США (более 600 автомобилей). Во многих странах Западной Европы, в Канаде, Австралии, Японии на 1000 жителей приходится от 300 до 500 автомашин, в России — примерно 100, а в Китае с его огромным населением — всего 3. В большинстве развивающихся стран, особенно африканских, этот показатель также очень низок.

В США также самый высокий грузооборот автомобильного транспорта.

В отдельных странах и регионах мира (СНГ, Зарубежной Европе, Северной Америке) автомагистрали образуют единые транспортные системы, как государственные, так и международные.

Трубопроводный транспорт служит для транспортировки жидких, газообразных и твердых видов продукции. В наибольших объемах по трубопроводам перемещаются природный газ, нефть и нефтепродукты. Первые нефтепроводы были построены в США в конце XIX века. В настоящее время страна лидирует по протяженности нефте- и газопроводов. Наряду с США самыми длинными трубопроводами обладают Россия и Канада. В Северной Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления. В Западной Европе трубопроводы проложены от морских портов к промышленным центрам. В России нефте- и газопровод проведены из районов Западной Сибири и Поволжья в европейскую часть страны и далее в Восточную и Западную Европу. Крупнейшие в мире магистральные трубопроводы проложены именно в России («Дружба», «Союз», «Сияние Севера»). Трубопроводы получили широкое распространение и в странах Ближнего и Среднего Востока.

По объему работы трубопроводного транспорта Россия превосходит другие страны (более половины мирового грузооборота этого вида транспорта). Себестоимость транспортировки по трубопроводам значительно ниже, чем, например, по железной дороге. Кроме того, этот вид транспорта обеспечивает стабильность перевозок, меньше загрязняет окружающую среду.

Водный транспорт — это морской и внутренний водный транспорт.

Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 3/4 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.).

Наряду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем (от франц. cabortage) в пределах своей страны. Большой каботаж — это плавание судов между портами разных морских бассейнов (например, Владивосток — Новороссийск, Новороссийск — Архангельск); малый каботаж — перевозки между портами одного и того же моря (Новороссийск — Туапсе).

По грузообороту (29 трлн. т/км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая, поэтому наиболее эффективно использовать морской транспорт при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях (малый каботаж) менее эффективны.

Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство: флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов, общим тоннажем 500 млн. брутто-регистровых тонн (бр.-рег. т). До энергетического кризиса середины 70-х гг. половину этого тоннажа составляли танкеры, но затем их доля заметно уменьшилась, тогда как доля сухогрузов возросла. Морские суда плавают под флагами почти 160 стран, но примерно 2/3 их общего тоннажа приходится на страны первой десятки.

Самые большие флоты имеют Панама, Либерия, Греция, Кипр, Багамские Острова (государство в Вест-Индии), Норвегия, Япония, Мальта, Китай, США. Однако мировое лидерство Панамы, Либерии, Кипра и Багамских Островов весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью США и западноевропейских стран (в том числе Франции, Великобритании, Германии), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.

Примерно 40% всего флота мира — танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов. Главные направления морских перевозок нефти осуществляются из района Карибского моря в США и Западную Европу, из стран Ближнего Востока в Западную Европу, США и Японию.

Среди океанических бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан, по побережью которого расположены крупнейшие морские порты мира: Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (Германия), Лондон (Великобритания), Марсель (Франция), Генуя (Италия), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия (США). Много крупных портов также и на побережье Тихого океана (Кобе, Тиба, Иокогама, Нагоя — Япония, Шанхай — КНР, Пусан — Республика Корея, Сидней — Австралия, Ванкувер — Канада и др.), а также Индийского океана (Карачи — Пакистан, Мумбаи и Калькутта — Индия, Коломбо — Шри-Ланка и др.). Наряду с универсальными есть порты, специализированные по вывозу нефти (например, в Персидском заливе Рас-Таннура — Саудовская Аравия, Мина-Эль-Ахмади — Кувейт и о. Харк — Иран; Амуай и Ла-Салина в Венесуэле), руды (Тубаран в Бразилии), угля (Ричардс-Бей в ЮАР), зерна, лесоматериалов и других грузов.

На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские каналы. Международное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.

Общее число морских портов на всех морях и океанах превышает 2,2 тыс. Но так называемых мировых портов, т. е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 50 млн. т грузов, всего немногим более 30.

Существенные изменения произошли с 1950 г. по настоящее время в составе государств — лидеров по грузообороту морских портов. Если в 1950 г. среди ведущих преобладали государства Западной Европы, то в настоящее время их потеснили страны Азии (Республика Корея, Индонезия, Сингапур, Китай). Мощный рывок в грузообороте морских портов совершила Австралия. Стабильна роль в морском грузообороте таких морских держав, как США, Япония, Нидерланды, Великобритания.

В большинстве своем крупнейшие порты мира принадлежат к числу универсальных.

Крупнейшие универсальные морские порты Европы — это Роттердам, Марсель, Антверпен, Лондон, Гамбург, Гавр, Генуя; Азии: Кобе, Токио, Тиба, Кавасаки, Иокогама, Нагоя, Осака, Куре, Китакюсю, Шанхай, Гонконг, Гаосюн, Сингапур; Африки: Александрия; Америки: Нью-Йорк, Новый Орлеан, Филадельфия, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Хьюстон, Ванкувер.

Крупнейшие специализированные порты: Харк — нефть, Рас-Таннура — нефть, Мина-Эль-Ахмади — нефть, Ричардс- Бей — уголь, Тампа — фосфориты, Тампико — нефть, Валдиз — нефть, Тубаран — железная руда.

Морские порты выполняют большие задачи в международных экономических связях. Через них проходят главные потоки самых массовых внешнеторговых грузов, особенно топлива и руд, а их бесперебойное поступление обеспечивает нормальную работу таких отраслей промышленности, как энергетика, металлургия, нефтепереработка, химия.

Внутренний водный транспорт. Для многих стран мира, кроме морского, большое значение имеет и речной транспорт, который использует судоходные реки, каналы и другие внутренние водоемы. Развитие и география внутреннего водного транспорта во многом определяются природными условиями страны. В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии. В Европе сеть транспортных водных путей образуют реки Сена, Рейн с притоками, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Волга, Дон и др.; в Азии — Ганг, Инд, Иравад, Янцзы, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена, Амур и др.; в Северной Америке — Миссисипи с ее притоками, реки Св. Лаврентия, Маккензи и др.; в Латинской Америке — Амазонка и Парана; в Африке — Конго, Нигер, Нил; в Австралии — Муррей с притоком Дарлинг.

Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира — это прежде всего Береговой канал (США), Великий канал (Китай).

Почти половина общей протяженности судоходных рек и каналов мира приходится на Россию, Китай, США и Бразилию.

По общему грузообороту внутренних водных путей первое место занимают США, второе — Китай, третье — Россия, далее следуют Германия, Канада и Нидерланды.

Внутренний водный транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.).

Воздушный транспорт играет важную роль в международных пассажирских перевозках, обеспечивает связи с труднодоступными районами. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, Германии. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов.

Самые большие аэропорты мира (от 30 до 70 млн. пассажиров в год) расположены в США, Великобритании, Японии, Франции, Германии. Эти же страны вместе с Австралией, Китаем, Россией, Канадой и Нидерландами образуют десятку ведущих (по пассажирообороту) воздушных держав мира.

Крупнейшие аэропорты мира: Международный аэропорт «Хартсфилд-Джексон» (Атланта, США), Чикагский международный аэропорт О'Хара (США), Международный аэропорт Хитроу (Лондон, Великобритания), Международный аэропорт Токио-Ханеда (Токио, Япония), Международный аэропорт Лос-Анджелеса (США).


Задания к разделу 4.7


1. Какой из регионов мира лидирует по густоте транспортной сети в мире?

1) Западная Европа

2) Северная Америка

3) Северная Африка

4) Южная Азия

2. Установите соответствие между морским портом и страной его размещения.

МОРСКОЙ ПОРТ СТРАНА

1) Нагоя А) Китай

2) Роттердам Б) Нидерланды

3) Шанхай В) Япония

Г) Канада

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.


1

2

3


3. Установите соответствие между морским портом и грузом, на транспортировке которого он специализируется.

ПОРТ ГРУЗ

1) Тубаран (Бразилия) А) нефть

2) Ричардс-Бей (ЮАР) Б) каменный уголь

3) Рас-Таннура В) медная руда

(Саудовская Аравия) Г) железная руда

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.


1

2

3






Для любых предложений по сайту: [email protected]