Общие подходы к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом

География подготовка к ГИА

Общие подходы к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом

Требования к подготовке выпускников основной школы по географии подразумевают не только овладение суммой базовых знаний и умений, но и сформированность способности самостоятельного применения этих знаний и умений в практической деятельности и современной жизни. Сформированность данных умений может проверяться в контексте решения географических задач, требующих установить причинно-следственные и пространственные связи между объектами и явлениями географической оболочки; сделать прогноз возможных изменений компонентов природы в результате человеческой деятельности; дать обоснованную оценку природных условий и ресурсов с определенной целью; определить свойства географических объектов и явлений в зависимости от их положения в географическом пространстве на основе знаний о пространственных взаимосвязях.

Анализ опыта проведения ОГЭ и ЕГЭ по географии показал, что для проверки уровня овладения продуктивными видами деятельности, сформированности умений применять географические знания и умения в новых ситуациях, приближенных к жизненным, наиболее эффективными являются задания с развернутым ответом.

Географические задачи с развернутым ответом строятся на материале курса географии основной школы. Их решение требует применения умения анализировать географическую информацию, представленную в разных формах; знаний о взаимосвязях между компонентами природы, населением и его хозяйственной деятельностью; комплексных знаний о природе, населении и хозяйстве отдельных территорий.

В экзаменационной работе по географии используются следующие разновидности заданий с развернутым ответом.

1. Задания на объяснение географических особенностей территорий, природных и социальных объектов и явлений. В этих заданиях проверяется умение объяснять особенности природы или хозяйства территории или умение использовать знания о географических закономерностях и взаимосвязях для определения территории или объекта с заданными в условии свойствами путем логических рассуждений.

Задание 14 (пример 1)

Полуостров Кейп-Йорк (штат Квинсленд, северо-восток Австралии), охвачен сильнейшими за последние 50 лет наводнениями. В зоне затопления оказалась огромная территория. Наводнение затронуло много городов штата. Масштабы экономических потерь исчисляются миллиардами долларов. В это же время на юго-западе Австралии, где установилась сухая и жаркая погода, на территории в 2000 га бушуют лесные пожары.

В какое время года Южного полушария и почему ежегодно идут проливные дожди на полуострове Кейп-Йорк?

Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе говорится о лете в Южном полушарии (декабрь–февраль) и о господстве влажных экваториальных воздушных масс.

ИЛИ

В ответе говорится о лете в Южном полушарии (декабрь–февраль) и о ветрах, дующих с Тихого океана, приносящих осадки.

Примеры ответов:

· Это субэкваториальный пояс. В феврале пояса атмосферного давления смещаются в Южное полушарие; на север, северо-восток Австралии приходят экваториальные воздушные массы. Идут дожди.

· Полуостров находится в субэкваториальном поясе, а летом там действуют экваториальные воздушные массы. Жарко и дожди каждый день.

· Это декабрь–февраль, так как экваториальные воздушные массы приносят ветры с океана.

2

В ответе говорится только о лете в Южном полушарии (декабрь–февраль) или только о господстве влажных экваториальных воздушных масс или только о ветрах, дующих с Тихого океана, приносящих осадки.

Примеры ответов:

· Дожди идут летом в Южном полушарии.

· Приходят экваториальные воздушные массы. Они влажные, поэтому идут дожди.

· Проливные дожди объясняются ветрами, дующими с Тихого океана.

1

В ответе ничего не говорится ни о лете в Южном полушарии (декабрь–февраль), ни о господстве влажных экваториальных воздушных масс, ни о ветрах, дующих с Тихого океана, приносящих осадки.

Примеры ответов:

· Там идёт много дождей, потому что воздух влажный.

· Потому что в центре Австралии засуха.

0

Максимальный балл

2

Задание 14 (пример 2)

Несмотря на принимаемые меры и проведение весьма дорогостоящих мероприятий по снижению выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, Норильск относится к числу городов России и мира с наиболее загрязненным воздушным бассейном. Особенно часто опасное превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе наблюдается в холодное время года (с ноября по март).

Какое производство является главным источником загрязнения атмосферы в Норильске? Объясните, почему опасные концентрации вредных веществ в воздухе чаще всего наблюдаются в зимнее время.

Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе говорится о производстве цветных металлов в Норильске и об особенностях атмосферных условий, связанных с повышен­ным атмосферным давлением.

Примеры ответов:

· Источником загрязнения воздуха в Норильске является Норильский горно-металлургический комбинат. В зимнее время на севере Сибири преобладает высокое атмосферное давление, и это способствует скоплению вредных веществ у земной поверхности.

· Завод в Норильске производит медь и никель. Зимой чаще всего наблюдается безветренная погода, препятствующая “проветриванию” города.

2

В ответе говорится только о производстве цветных металлов
в Норильске, но причина большего загрязнения воздуха в зимнее время не объясняется или объясняется неверно.

Примеры ответов:

· В Норильске развита цветная металлургия тяжёлых металлов. Это вредное производство. Зимой холодно, и приходится сильнее топить плавильные печи, чтобы плавить металл.

· Производство меди и никеля в Норильске является главным источником загрязнения атмосферы. В зимнее время
в атмосфере накапливается особенно много загрязняющих веществ.

ИЛИ

Причины повышения концентрации загрязнителей воздуха в зим­нее время указаны верно, но источник загрязнения воздуха
в Норильске не указан или указан неверно.

Примеры ответов:

· Воздух в Норильске загрязняет тяжёлое машиностроение. Зимой из-за Сибирского антициклона нет ветра, и бывает инверсия температуры.

· Норильск зимой находится в зоне действия антициклона, поэтому зимой более загрязнённый воздух.

1

В ответе ничего не говорится о производстве цветных металлов
в Норильске, а большее загрязнение атмосферы в зимнее время не объясняется или объясняется неверно.

Пример ответа:

· В Норильске много вредных для окружающей среды производств, зимой всегда дышать труднее, чем летом.

0

Максимальный балл

2

Задание 23 (пример 3)

АО “Котласский ЦБК” – “Котласский целлюлозно-бумажный комби­нат” (юг Архангельской области, город Коряжма) – крупнейшее в России предприятие по комплексной безотходной химической переработке древесины хвойных и лиственных пород. Котласский ЦБК вырабатывает более миллион тонн целлюлозы разных видов, сотни тысяч тонн печатной и технической бумаги, картона, древесноволокнистые плиты и другие виды продукции.

Объясните, какая особенность природно-ресурсной базы Архангельской области кроме хорошей обеспеченности водными ресурсами способствовала размещению в г. Коряжма целлюлозно-бумажного комбината. Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе говорится о хорошей обеспеченности лесными ресурсами.

Примеры ответов:

· Город Коряжма находится на реке Северная Двина, здесь много леса, еще есть тайга в соседних регионах.

· кроме этого, город находится в лесу, значит есть сырье.

· Город Коряжма обеспечен лесными ресурсами, так как находится на реке в таежной зоне.

1

В ответе ничего не говорится о хорошей обеспеченности лесными ресурсами.

Пример ответа:

· Здесь имеются трудовые ресурсы, и это главный фактор для развития данного производства.

0

Максимальный балл

1

В ответах на эти задания оцениваются полнота и правильность объяснения, которые определяются пониманием общих географических закономерностей; знанием географической специфики конкретной территории; умением применить данные знания для объяснения конкретных географических явлений.

2. Задания на определение (из нескольких предложенных) территории или объекта с заданными в условии географическими свойствами путем расчетов или логических рассуждений. В этих заданиях проверяется умение сравнить с помощью топографической карты пригодность территории для использования в заданных целях.

Задание 20 (пример 4)

Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке.

Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе говорится о том, что указанным требованиям больше всего отвечает участок 2, и приведено два обоснования, из которых очевидно, что учащийся может найти на карте шоссе, понимает различие в освещенности склонов северной и южной экспозиции и умеет определять их на карте.

Примеры ответов:

– Лучше всего выбрать участок 2. Он находится на южном склоне и расположен рядом с шоссе – удобно отвозить яблоки.

– Самый подходящий – участок 2, он находится на лучше всего прогреваемом склоне южной экспозиции, и рядом с ним проходит шоссе.

2

В ответе говорится о том, что больше всего подходит участок 2, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся может найти на карте шоссе или что он понимает различие в освещенности склонов северной и южной экспозиции и умеет определять их на карте.

ИЛИ

В ответе говорится том, что больше всего подходит участок 1 или 3, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, или что учащийся может найти на карте шоссе или понимает различие в освещенности склонов северной и южной экспозиции и умеет определять их на карте.

Примеры ответов:

– Участок 2, потому что он находится рядом с дорогой.

– Участок 1, потому что находится рядом с дорогой на склоне южной экспозиции.

– Участок 3, потому что он находится на склоне, хорошо прогреваемом солнцем и защищенном лесом от северных ветров.

1

В ответе назван участок 2 без обоснования или с неверным обоснованием.

ИЛИ

В ответе назван любой участок и приводится обоснование, из которого не следует, что учащийся может найти на карте шоссе, понимает различие в освещенности склонов северной и южной экспозиции и умеет определять их на карте.

Примеры ответов:

– Я думаю, это участок 2, потому что он ближе всего к югу.

– Участок 1 лучше, он ближе всего к деревне.

– С участка 1 неудобно возить урожай через реку, участок 3 закрыт лесом, значит, фермеру нужен участок 2.

0

Максимальный балл

2

В ответах на это задание оценивается не только полнота и правильность ответа, но и умение использовать географическую информацию, представленную в невербальной форме, для решения конкретной задачи.






Для любых предложений по сайту: [email protected]