Реформаторский курс П. А. Столыпина. Аграрная реформа - Накануне краха

Поурочные разработки к учебнику - «Россия в XX веке» 10-11 класс

Реформаторский курс П. А. Столыпина. Аграрная реформа - Накануне краха

Урок 21. Реформаторский курс П. А. Столыпина. Аграрная реформа

На уроке завершается изучение темы «Реформаторский курс П. А. Столыпина. Аграрная реформа».

План урока. 1. Опрос по теме «Реформаторский курс П. А. Столыпина». 2. Беседа на тему «Аграрная реформа». 3. Пояснения к домашнему заданию.

Примерный вариант опроса по теме «Реформаторский курс П. А. Столыпина»:

1. Какие реформы, кроме аграрной, предполагал провести П. А. Столыпин?

Реформы в области рабочего законодательства, в частности в области государственного страхования; реформы в области местного управления; решение вопросов земского самоуправления в Прибалтике, в Северном и Юго-Западном крае, Царстве Польском; реформы средней и высшей школы; полицейская реформа.

2. Удалось ли что-нибудь реализовать?

Почти ничего, потому что все проекты либо искажались до неузнаваемости, либо были блокированы Государственным советом.

3. Почему?

Подавление революции и усиление правого движения в самом обществе; в Государственном совете безоговорочно господствовали правые; новый избирательный закон способствовал такому «поправению» Думы, что она подчас становилась реакционнее самого премьера (например, в вопросе о Финляндии и др.). Кроме того, Столыпин лишился поддержки Николая II.

4. Сравните аграрные проекты В. К. Плеве, С. Ю. Витте и П. А. Столыпина.

В своем проекте В. К. Плеве выражал интересы в первую очередь помещиков. Его позиция сводилась к сохранению крестьянской общины, которая считалась опорой «порядка» в деревне, и к проведению экономической политики, направленной на поддержку государственными средствами и методами разорявшегося крупного дворянского землевладения. Государство должно было активно вмешиваться в аграрные отношения помещика и крестьянина, переориентировать политику Крестьянского поземельного банка для того, чтобы ослабить борьбу крестьян с помещиками и защитить интересы помещиков. С этой же целью должна была проводиться переселенческая политика, целью которой было, не лишая помещичьи хозяйства дешевых рабочих рук, избыток их направить в те районы страны, где имелась в достатке земля, и тем ослабить земельный голод в центре страны. С. Ю. Витте возражал против сохранения общинного землевладения, выступал за частную собственность на землю, за то, чтобы крестьянин чувствовал себя ее хозяином, за уравнивание крестьянства в правах с другими сословиями, предлагал активизировать деятельность Крестьянского банка, расширить выдачу банковских ссуд для всех желающих и способствовать переселению крестьян на неосвоенные земли. Проект П. А. Столыпина предусматривал выход крестьянина из общины и получение земли в собственность, создание фонда из части казенных и императорских земель, для покупки которых, а также для возможности покупки земель у помещиков Крестьянский банк давал денежную ссуду; переселение крестьян за Урал (для этого давались ссуды, создавались казенные склады сельскохозяйственных машин, агрономические консультации, оказывалась медицинская и ветеринарная помощь).

5. Какие социальные проблемы должна была, по-вашему, создать программа П. А. Столыпина?

С одной стороны, реформа способствовала бы появлению мелкого и среднего земельного собственника, расширению частной инициативы в сельском хозяйстве, давала возможность для развития буржуазии, с другой — реформа привела бы к быстрому социальному расслоению в крестьянской среде и обнищанию значительной части крестьянства, которое превратилось бы в люмпенов или вынуждено было бы, разорвав связи с общиной, искать работы по найму в деревне или в городе. Не имея нужной квалификации, они не смогли бы найти работу в городе, тем более что промышленность еще не полностью оправилась от последствий экономического кризиса. Массы бездомных и безработных людей грозили новыми социальными потрясениями.

Дальнейшее освоение нового материала можно построить в виде беседы, дополняя и комментируя ответы на вопросы, поставленные учащимся.

1. Когда и какими законодательными актами оформляются основы аграрной реформы?

9 ноября 1906 г. был издан указ, имевший скромное название «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Он разрешал крестьянину выход из общины. Проведение указа возлагалось на учрежденные губернские и уездные землеустроительные комиссии из чиновников, земских гласных и незначительного числа крестьян под председательством губернатора и уездного предводителя дворянства. В дальнейшем, дополненный и переработанный в III Думе, указ стал действовать как закон 14 июня 1910 г. 29 мая 1911 г. был принят закон «О землеустройстве». Закон расширил права и функции землеустроительных комиссий по образованию отрубов и хуторов. Землеустройство могло проводиться независимо от того, укреплена или нет надельная земля в собственность; селение, в котором было проведено землеустройство, автоматически объявлялось перешедшим к наследственному участковому землевладению. Эти три акта составили юридическую основу мероприятий, известных под названием «столыпинская аграрная реформа».

2. Какие возражения высказывались при обсуждении проектов реформы в различных инстанциях?

Проект закона (указ 9 ноября) Дума утвердила в первом чтении. Возражения были лишь по ряду вопросов. Кадеты, например, возражали против предоставления земским начальникам права решать вопрос об укреплении вопреки мнению крестьянского схода. Возник также вопрос — признавать ли укрепленные наделы личной или семейной собственностью. В контексте его обсуждения говорилось об опасности «пропивания» надела и разорения «домохозяином» своей семьи. Но против укрепления надела в семейную собственность выступил сам Столыпин. Крестьянские депутаты Думы в конце концов проголосовали за проект, но высказывались против насильственного разрушения общины. В Госсовете некоторые высказывались за право выхода из общины «без земли», оставляя общинную собственность на землю, считая, что указ может привести к значительному обезземеливанию крестьянства, но эта оппозиция «справа» была довольно малочисленна.

3. Какие трудности в реализации реформы возникли на практике?

Финансовая, противодействие самих крестьян-общинников, бюрократические проволочки.

4. Каковы результаты реформы?

По приблизительным подсчетам, всего из общины вышли около 3 млн домохозяев, что составляло несколько меньше трети от их общей численности в тех губерниях, где проводилась реформа. Из общинного оборота было изъято 22% земель.

«Огромное количество чересполосного укрепления шло в продажу. В 1914 году, например, было продано 60% площади укрепленных в этом году земель. Покупателем земли иногда оказывалось крестьянское общество, и тогда она возвращалась в мирный котел... Поскольку столыпинская реформа не разрешила аграрного вопроса и земельное утеснение должно было возрастать, неизбежна была новая волна переделов, которая должна была смести очень многое из наследия Столыпина. И действительно, земельные переделы, в разгар реформы почти приостановившиеся, с 1912 года снова пошли по восходящей».

Чтение по русской истории. — С. 183.

Домашнее задание. 1. Повторить § 16—18. 2. Подготовиться к письменному опросу.






Для любых предложений по сайту: [email protected]