Всемирная история 11 класс - методическое руководство
Развитие культуры во второй половине XX — начале XXI в. - КУЛЬТУРА
Цели
Обучения: показать взаимосвязь между развитием культуры и процессами в социально-экономической и политической жизни общества; повысить интерес учащихся к особо важным мировым культурным достижениям, поручив самостоятельно подготовить проекты, сообщения; сфокусировать усилия на выявлении и усвоении исторических закономерностей, терминов, причинно-следственных связей в развитии культуры.
Воспитания: прививать учащимся идеи гуманизма, уважения к правам человека, бережного отношения к демократическим ценностям; развивать умение объективно оценивать события и факты, обосновывать свою позицию.
Развития: способствовать развитию личности учащихся, учить ставить и решать проблемы, развивать память, речь, ее коммуникативные свойства.
Оборудование урока (см. с. 4).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: использование интерактивной доски, Интернета, интерактивные (мини-диспут), фронтальная беседа, обобщения, сравнения, самостоятельная работа по подбору материала для опережающих заданий, репродуктивные, частично-поисковые.
Основные понятия
Конформизм — приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей и господствующих мнений.
Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека.
Учитель проводит урок в кабинете информатики, используя Интернет.
Ход урока
1. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока. Учащиеся заранее подготовили проекты по темам, поэтому на уроке проводится их защита: Темы: Массовая культура и ее место в жизни людей. Наиболее успешные теории общественного развития: У. Ростоу, Дж. Гэлбрайта, Д. Белла. Экономические концепции. Роль СМИ в жизни современного общества. Формирование единого культурно-информационного пространства.
Выступления учащихся сопровождаются видеопрезентациями.
2. Обсуждение темы. Считается, что зачинателями массовой культуры были бизнесмены Голливуда (США). Они разработали целую систему производства фильмов, которые заполонили экраны.
Мини-диспут “Массовая культура”: аргументы — “за” и “против”.
Вслед за австрийским психологом З. Фрейдом большинство исследователей считают, что при потреблении массовой культуры действует механизм внушения и заражения. Человек как бы перестает быть самим собой, а становится частью массы. Он заражается коллективным настроением и тогда, когда слушает рок-музыку или смотрит фильм в большом зале, и тогда, когда сидит дома у телевизора, создавая себе кумиров из кинозвезд и ведущих телепрограмм.
Писательница Реталь Грегор писала: “Современный “массовый человек” смотрит на телевизор с таким же обожанием, как на икону. Прежние вероисповедания устаревают, на смену им приходят новые. Людям обязательно надо во что-то верить. Поэтому рано или поздно поп-культура вытеснит своего конкурента — религию”.
Среди отдельных слоев интеллигенции распространено мнение, что “массовая культура” по своей сути является псевдокультурой, так как в отличие от высокой (элитарной) культуры не способствует гуманистически-ориентированному социальному прогрессу и духовной эволюции человека. С другой стороны, сторонники массовой культуры называют ее культурой антиусталости, развлекательным искусством, позволяющим получить положительные эмоции, отвлечься от серьезных проблем, отдохнуть, “убежать от инфаркта”.
Вспомните, что такое плюрализм в политике. Можно ли говорить о плюрализме в культуре? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Рефлексия. Назовите главные тенденции современного развития западных стран; развивающихся стран.
4. Самостоятельная работа. Используя возможности Интернета, получить информацию о проблемах информационного общества. Обсудить полученную информацию.
5. Работа с ДМ.
6. Рефлексия. Особенности нового этапа развития культуры.
7. Домашнее задание: подготовка к повторительно-обобщающему уроку.