РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ИНДИЙЦЕВ - ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК

История Древнего мира - Методическое пособие 5 класс

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ИНДИЙЦЕВ - ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Урок может быть начат с изучения нового материала.

Другой вариант: Б 1-4.

Вопросы и задания:

Б. 1. Покажите на карте Индию, горы на ее границе, главные реки. Определите словами, где они расположены. 2. Расскажите о древнейших городах Индии, 3. Когда и почему стало возможным освоение долины Ганга? 4. Каких успехов в хозяйстве добились индийцы?


План изучения:

1. Религиозные верования древних индийцев. Учение брахманов о разделении людей на касты.

2. Письменность и научные знания.

3. Искусство древней Индии.


1. Подобно остальным народам древности, индийцы обожествляли силы природы. Высказав эту-мысль, учитель может для связи с пройденным предложить учащимся вспомнить, какие явления природы отразились в религиозных верованиях египтян. Выслушав ответ, он говорит:

«Древние индийцы также зависели от природы: боялись наводнений огромных рек, боялись ливневых дождей в долине Ганга и засухи в долине Инда. Им казалось, что природой управляют бог грома и молний, бог солнца и другие боги. В индийском сказании говорится, что бог солнца утром выезжает на небо на золотой колеснице, запряженной огненно-рыжими конями. Он разгоняет ночной мрак и несет людям свет и тепло».

Задание: Вспомните, как объясняли смену дня и ночи египтяне. Предположите, почему в египетском сказании бог солнца плывет на лодке, а не едет на колеснице. (Ученики обычно отмечают роль Нила в жизни египтян и лодок как средства передвижения. Наиболее сообразительные вспоминают, что поклонение солнцу и сказание о Ра возникли задолго до появления лошадей и колесных повозок в Египте.)

Индийцы представляли себе богов в облике знатных людей. Боги живут в небесных дворцах, носят роскошные одежды, сражаются и ездят на колесницах. Как у знати на земле, у них множество слуг.

В жертву богам приносили коней, коров, баранов, а также рисовые лепешки и творог. Приношения частично сжигались, остальное съедали люди (им казалось, что они приняли участие в совместной еде с богом). Индийцы верили, что, получив жертву, боги пошлют им здоровье и богатство.

Знакомя учащихся с кастами в Индии, можно использовать учебник. Один ученик читает материал (§ 19, п. 1 до конца 82-й страницы), учитель несколько раз прерывает его чтение, чтобы прикрепить к доске самодельную аппликацию «бог Брахма», сделать надписи (см. пособие, рис. 17) и сообщить ученикам дополнительные сведения о каждой касте.

Рис. 17. Учение бахрамов о сотворении людей. Аппликация и надписи мелом
Рис. 17. Учение бахрамов о сотворении людей. Аппликация и надписи мелом


1. Брахманы требовали к себе особого уважения, утверждая, что только они могут узнать волю богов и воздействовать на них в нужную для людей сторону. Только брахманы обладали правом совершать важнейшие жертвоприношения, получая за это щедрую плату. Убийство брахмана считалось большим преступлением, чем убийство любого другого человека. 2. Во вторую касту входили цари, военачальники, царские дружинники, сражавшиеся на колесницах, слонах и в конном строю. Им доставалась большая часть военной добычи. 3. Крестьяне-общинники входили в самую многочисленную, третью касту. Они служили в царской пехоте, платили налоги, но участия в управлении не принимали. 4. Шудры (значение слова не выяснено) не рабы, но сравнительно с тремя высшими кастами были неполноправны: долгое время шудрам не позволяли заниматься земледелием, скотоводством и торговлей. Поэтому они часто нанимались слугами, носильщиками, погонщиками скота, нередко занимались ремеслом.

Вопросы: 1. Как брахманы объясняли разделение людей на касты? Что называется кастой? 2. Могли ли касты образоваться при первобытнообщинном строе? Если нет, то почему? Дополняя ответы, учитель может рассказать о происхождении каст.

Когда в Индии возникло неравенство между людьми, появилась знать. Родовые старейшины издавна, по обычаю, приносили жертвы богам и считали обязанности жрецов наследственными в своих семьях. Потомки старейшин и образовали касту брахманов. Военными предводителями племен были вожди. У них появились отряды дружинников. Потомки вождей и их дружинников составили касту воинов. Все же остальные общинники - земледельцы и скотоводы - оказались в третьей касте. Так образовались три главные касты в Индии. Позже возникла четвертая: в нее вошли те, кто потерял по разным причинам связь со своим племенем и лишился защиты и помощи родичей. К этим людям относились как к чужакам, и их потомки стали шудрами. Подумайте, почему знатные индийцы не искали истинных причин происхождения каст (См.: Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Древняя Индия. М., 1969, гл. V).

Учитель объясняет, что деление людей на касты существовало одновременно с делением на рабов и свободных. Рабами могли стать члены любой касты (царские дружинники, попавшие в плен; крестьяне, не сумевшие вернуть долг, и т. д.). Индийцы, временно или навсегда ставшие рабами, по-прежнему принадлежали к той касте, в которой родились.

Отмечается, что «неприкасаемые» не входили ни в одну из основных каст (§ 19, п. 1).

В наши дни деление людей на касты отменено законом, но власть религиозных обычаев над людьми еще велика. Например, в современных индийских деревнях большинство крестьян не возьмут пищу и воду из рук человека низшей касты; если им захочется пить в чужом доме, то они льют воду из чашки в ладонь и пьют с ладони; курильщики не берут сигарету в рот, а сосут дым через кулак (вдруг чашку или сигарету держал в руках человек, стоящий ниже их по кастовому положению!).

2. Учитель напоминает ученикам значение слова «культура» (стр. 77). Он начинает изложение со знакомого учащимся факта: жители городов в долине Инда еще в III тысячелетии до н. э. владели письмом, которое впоследствии было забыто. Значительно позже индийцы создали письмо заново, при этом они использовали культурные достижения соседних народов.

При наличии времени проводится повторение по вопросам: «Где был создан древнейший алфавит? Что он собой представлял? Каковы его преимущества перед древнейшими системами письма? В чем недостатки?»

Выслушав ответы, учитель отметит, что индийцы выработали письмо на основе финикийского алфавита.

Индийцы писали на листьях пальмы. Срезанные листья они сушили и выглаживали, затем из них вырезали прямоугольные листы размером с тетрадку. В краях листов пробивали отверстия, протягивали через них шнур и связывали листы в пачки. Индийцы писали чернилами, изготовленными из сока сахарного тростника и сажи.

Крупнейшим научным достижением древней Индии было создание цифр и системы счета, которыми ныне пользуются в большинстве стран мира. Желательно объяснить преимущества индийской позиционной системы счета сравнительно, например, с римской системой.

Учитель пишет на доске одно и то же число индийскими и римскими цифрами «1808» и «MDCCCVIII». Он напоминает учащимся значение римских цифр и предлагает определить, какой способ записи более совершенен. Чем? Учащиеся способны отметить, что запись индийскими цифрами занимает меньше места. Учитель объясняет, что в индийской системе счета значение цифры зависит от того места, которое она занимает в числе. Так, например, в числе 1808 дважды встречается цифра 8. Сколько единиц в крайней справа цифре 8? (Восемь.) Сколько единиц в той же цифре, стоящей на третьем месте справа? (Восемьсот.) Созданный в Индии счет очень удобен, так как, пользуясь индийскими цифрами, гораздо легче производить арифметические действия.

3. При знакомстве с древнеиндийской литературой учитель может прибегнуть к объяснительному чтению учебника (§ 19, п. 3). При наличии времени читается также краткое содержание поэмы «Махабхарата» (стр. 81).

В учебнике упомянуты три типа архитектурных сооружений Индии: 1) пещерные храмы; 2) ступы, предназначенные для хранения религиозных реликвий (в учебнике дается описание ворот ступы); 3) колонны высотой около 12 м, обычно возведенные на открытом месте и не связанные непосредственно с какими-либо постройками. Учитель может* сам рассказать о пещерном храме или поручить одному из учеников прочитать о нем вслух (§ 19, п. 4); остальные учащиеся рассматривают рис. 1 на стр. 84. Затем учитель характеризует ступы:

- Индийцы, подобно другим народам, считали, что некоторые предметы обладают чудодейственной силой (например, книга или прядь волос, будто бы принадлежавшая богу). Для хранения этих предметов строились ступы. Первоначально это были небольшие земляные холмы, напоминающие по форме половину шара. Позднее такие холмы стали покрывать каменной или кирпичной кладкой. Ступа обносилась оградой с четырьмя воротами - на север, юг, восток, запад. Рассмотрите ворота ступы на рисунке учебника (стр. 85). Вы видите два столба значительно выше человеческого роста, перекрытые тремя поперечными брусьями, по форме напоминающими коромысло. На этом месте когда-то стояли резные деревянные ворота, но они обветшали и были заменены каменными. Искусные мастера повторили в камне форму деревянных ворот, украсили их скульптурой. Здесь изображены герои мифов, джунгли и слоны, пехота и колесницы, осада крепости.

Учитель напоминает, что в III в. до н. э. было создано огромное Индийское царство, объединившее почти всю страну. По приказу царя Ашоки в разных местах Индии воздвигались каменные столбы-колонны с высеченными на них законами и царскими указами. Самая знаменитая колонна была поставлена в долине Ганга. Она изготовлена из глыбы песчаника светло-серого цвета. Учащимся предлагается рассмотреть верхнюю часть колонны (стр. 85, рис. 2).

Она изображает цветок лотоса, над которым высечены из камня четыре льва. Звери повернуты спинами друг к другу, они смотрят во все стороны света, будто оберегая границы Индийского царства. В наши дни это изображение стало гербом Республики Индии.

Домашнее задание: § 19. Вопросы 2, 4 к § 19.






Для любых предложений по сайту: [email protected]