Социальная политика и народные движения первой четверти XVIII в. - РОССИЯ В ЭПОХУ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I

История России - Конец XVI-XVIII век - Поурочные разработки 7 класс А. А. Данилов, Л. Г. Косулина

Социальная политика и народные движения первой четверти XVIII в. - РОССИЯ В ЭПОХУ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I

Цели урока: определить причины и специфику социальных выступлений в первой четверти XVIII в.; рассмотреть основные городские, крестьянские, религиозные и национальные восстания, выявить их историческое значение.

Основные знания: предпосылки народного протеста в эпоху Петра I; причины и характер Астраханского восстания; особенности восстания под руководством К. А. Булавина; причины и значение башкирского восстания; причины и итоги религиозных выступлений; первые выступления работных людей, их причины и последствия; значение народных выступлений при Петре I.

Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, отрывки из романа А. Н. Толстого «Пётр Первый», настенная карта «Российская империя в первой половине XVIII в.».

Внутрипредметные связи: история России: народные движения в XVII в.

Персоналия: К. А. Булавин.

Ключевые понятия: работные люди, отходники, посессионные крестьяне.

Даты и событие: 1707—1708 гг. — восстание К. А. Булавина.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): показывать на исторической карте районы народных движений; характеризовать причины, участников и итоги восстаний; сравнивать народные движения первой четверти XVIII в. и аналогичные движения XVII в.; объяснять понятия: работные люди, отходники, посессионные крестьяне.

Основные сведения

Войны России Петровской эпохи тяжёлым бременем легли на народ. Крестьянство, помимо барщины и оброка, было обложено массой новых государственных повинностей и налогов. Кроме того, местные чиновники вводили дополнительные платежи и виды работ «на местные нужды». Произвол чиновников и администрации стал одной из причин народного гнева. Создание регулярной армии потребовало рекрутских наборов, отрывавших тысячи крестьян от их хозяйств. Десятки тысяч крестьян были силой направлены на строительство Санкт-Петербурга, возведение укреплений Азова, Таганрога, постройку каналов. На этих работах погибли тысячи людей. При освоении просторов Поволжья, Приуралья, Сибири происходил захват земель местного населения, оно облагалось налогами, насильственно обращалось в православие. По-прежнему жёстко преследовались старообрядцы.

Крайнее недовольство у народа вызывало насильственное введение европейских порядков. Поводов для массовых выступлений самых различных слоёв населения против власти было множество на протяжении всей Петровской эпохи.

Наиболее значительными и массовыми выступлениями в годы правления Петра I стали Астраханское восстание 1705—1706 гг., восстание под руководством К. А. Булавина, башкирское восстание 1705—1711 гг.

План изучения нового материала: 1. Причины народных восстаний. 2. Астраханское восстание. 3. Восстание К. А. Булавина. 4. Башкирское восстание. 5. Религиозные выступления. 6. Выступления работных людей. 7. Значение народных выступлений.

Ход урока

Перед изучением нового материала учитель организует повторительную беседу с учениками.

Вопросы для учащихся: 1. Какие повинности в XVII в. несло население России в пользу государства? 2. Как отразилось на положении крестьян крепостное право? 3. Какие новые формы эксплуатации населения стали применяться в первой четверти XVIII в.? Чем можно объяснить усиление эксплуатации населения при Петре I?

1. Учитель обращает внимание учащихся на то, какой ценой давались реформы Петра I, в какой мере и кто нёс тяжесть перемен, за счёт каких категорий населения, новых видов повинностей и налогов проходило становление империи. При обсуждении вопроса о подушной подати можно использовать фрагмент романа А. Н. Толстого «Пётр Первый»1.

В заключение можно задать учащимся вопросы: какие народные выступления XVII в. вы можете назвать? Чем они вам запомнились?

2. Основные факты Астраханского восстания раскрывает учитель, опираясь на материал учебника.

3. Восстание К. А. Булавина является основным пунктом плана урока, поэтому на него отводится большее количество времени. Учитель кратко характеризует состав участников восстания, используя карту «Российская империя в первой половине XVIII в.», показывает направления движения отряда К. А. Булавина. Особый акцент следует сделать на том, что это была борьба не только русских, но и украинцев. В связи с этим можно поставить перед учащимися проблемные вопросы: чем было недовольно украинское население? Чего оно добивалось от центральной власти?

Можно предложить учащимся работу с отрывком из «Прелестного письма» атамана Н. Голого в русские города и сёла (июль 1708 г.):

В русские города стольникам и воеводам и приказным людям, а в сёлах и в деревнях заказным головам и десятникам и всей черни. Никита Голый со всем своим походным войском челом бьёт. Стою я в Кулаковом стане и по Лазной, а со мной силы 7000 казаков донских, да 1000 запорожских казаков. А Семён Драный пошёл своею силою под Изюм, а с ним силы 10 000. А Некрасов пошёл на Саратов и на Козлов, а с ним силы 40 000. А сам наш войсковой атаман Кондратий Афанасьевич Булавин пошёл под Азов и Таганрог, а с ним силы бесчисленное множество и 2000 кубанцев и запорожцев и наших казаков. А нам до черни дела нет. Нам дело до бояр и людей, которые неправду делают. А вы, голытьба, идите изо всех городов конные и пешие, нагие и босые, идите не опасайтесь: будут вам кони и ружья, платье и денежное жалованье. А мы стали за старую веру и за дом Пресвятой Богородицы и за вас, за всю чернь... А вы, стольники и воеводы, и всякие приказные люди и заказные головы, не держите черни и по дорогам не хватайте, и пропускайте вы их к нам в донецкие города. А кто будет держать чернь и не будет пропускать, тем будет смертная казнь. А кто сие письмо станет в себе держать и будет таить или кто порвёт, тем людям будет смертная казнь.

Вопросы для учащихся: 1. С какой целью написано это письмо? Кому оно адресовано? 2. Достоверны ли приводимые данные о численности восставших? 3. Почему в письме содержится упоминание о «старой вере»? 4. Какой представляется главная идея, вокруг которой собрались восставшие? 5. Почему отряды восставших двигались в разных направлениях? К чему это могло привести?

По итогам обсуждения можно спросить у учеников: в чём вы видите причины разногласий в лагере восставших? К каким последствиям это могло привести? Почему для подавления восставших царь в условиях Северной войны направил такую большую армию (до 30 000 чел.)? Назовите черты сходства и различия восстания С. Разина и восстания К. Булавина.

4—6. Материал данных пунктов плана рассказывается учителем. Учащиеся выполняют задание 4 к § 17 рабочей тетради.

Свой рассказ учитель чередует беседой с учениками.

Вопросы для учащихся: 1. Почему в борьбу с центральной властью активно включились поволжские народы, в особенности башкиры? 2. Почему именно на период правления Петра I приходится подъём старообрядческого движения? 3. В чём вы видите особенности волнений работных людей на Урале?

7. Значение народных выступлений учащиеся рассматривают самостоятельно, читая соответствующий текст учебника и отвечая на вопросы: в чём состояли причины поражения восставших? Почему они не могли победить? Какие последствия для власти имели народные выступления?

Выводы. Народные выступления были единственным средством, заставлявшим власть менять свою политику в отношении различных слоёв населения. Так, казачьи выступления на Дону и в Запорожье отсрочили отмену казачьей автономии. Крестьянские восстания вынуждали власти не так активно вести розыск беглых крестьян и не увеличивать и без того тяжёлых повинностей. Национальные движения башкир, татар, удмуртов заставляли считаться с национальными традициями и обычаями народов России.

Первые выступления работных людей заставили царя в 1723 г. издать указ, в котором он требовал содержать работников «порядочно, без всяких напрасных нападков» и устанавливал новые, более справедливые нормы оплаты труда.

Домашнее задание: § 17, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1—3, 5—7 к § 17.


1 Толстой А. Н. Пётр Первый // Собр. соч. — М., 1959. — Т. 7. — С. 9—10, 57.






Для любых предложений по сайту: [email protected]