История России - Конец XVI-XVIII век - Поурочные разработки 7 класс А. А. Данилов, Л. Г. Косулина
Преобразования Петра I в области культуры - РОССИЯ В ЭПОХУ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I
Цели уроков: раскрыть учащимся содержание политики Петра I в области образования, науки и культуры; показать характер перемен в быте; определить значение культурного наследия Петровской эпохи в истории России.
Основные знания: особенности реформирования системы образования при Петре I; становление российской науки; особенности художественной культуры Петровского времени; новые явления в повседневной жизни населения России; значение культурного наследия Петровской эпохи для последующего развития страны.
Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, изображения Петропавловской крепости, зданий Адмиралтейства, Двенадцати коллегий, Летнего дворца Петра I, Дворца Меншикова в Санкт-Петербурге, репродукции картин И. Н. Никитина «Портрет Петра I», «Портрет напольного гетмана», «Пётр I на смертном ложе», музыкальный отрывок Марша Преображенского полка.
Внутрипредметные связи: Новая история: материальный и духовный мир человека XVIII в.; история России: культура XVII в.
Персоналии: Пётр I, Я. В. Брюс, Л. Ф. Магницкий, А. К. Нартов, Д. Трезини, Ф. Б. Растрелли.
Ключевые понятия: ассамблея, гравюра, кант, политес, кунсткамера, клавикорды, петровское барокко.
Даты и события: 1700 г. — введение нового летоисчисления; 1703 г. — начало выпуска первой официальной печатной газеты в России; 1710 г. — введение гражданского алфавита; 1714 г. — открытие первой в стране научной библиотеки; 1719 г. — открытие первого российского музея; 1724 г. — указ об учреждении Академии наук.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): характеризовать основные преобразования Петра I в сфере образования, науки, культуры и быта; объяснять значение Кунсткамеры, Академии наук, первой научной библиотеки для развития науки и образования в России; раскрывать значение понятий ассамблея (показывать роль ассамблей в реформировании российского быта), гравюра, кант, политес, кунсткамера, клавикорды, петровское барокко; оценивать петровские преобразования в сфере образования, науки, культуры и быта.
Основные сведения
При Петре I впервые сложились предпосылки для зарождения собственно российской науки и её дальнейшего развития.
Необходимость развития научных знаний объяснялась практическими потребностями государства и была связана с освоением огромных сибирских и дальневосточных просторов, поиском залежей полезных ископаемых, строительством новых городов, ростом мануфактурного производства и торговли.
Выдающееся значение имел выход в свет в 1703 г. «Арифметики» Л. Ф. Магницкого — энциклопедии математических знаний того времени.
Научные и технические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфей, строительстве зданий и крепостей.
В России стала формироваться система образования.
Школы вначале были бессословными: в них могли учиться дети из разных слоёв общества. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения, где готовили офицеров-специалистов, стали принимать только детей дворян. Дети крепостных крестьян в государственных школах учиться не имели права.
Большое значение для повышения уровня грамотности населения имела реформа алфавита.
Начала издаваться первая официальная русская печатная газета — «Ведомости».
Венцом петровских преобразований в области науки и просвещения явился указ 1724 г. об учреждении Академии наук (её открытие состоялось в 1725 г., уже после смерти императора).
При Петре I художественная культура заняла прочное место в духовной жизни. Она стала светской, более разнообразной в жанровом отношении, получила активную поддержку государства. Однако в целом культура носила переходный характер, сохраняя черты прежней эпохи.
По обилию новых явлений в повседневной жизни населения первая четверть XVIII в. не имеет аналогов в отечественной истории.
План изучения нового материала: 1. Образование. 2. Наука. 3. Художественная культура. 4. Перемены в быте. 5. Значение культурного наследия Петровской эпохи.
Из-за объёмности темы на её изучение целесообразно отвести два урока, на первом из которых рассмотреть пункты плана 1—3, на втором — 4—5.
Урок 1
1. Рассмотрение нового материала можно начать с постановки перед учащимися проблемно-повторительных вопросов: какие черты русской культуры сложились к началу XVIII в.? Какие политические и экономические задачи требовали обновления образования? В каких специалистах нуждалась страна в первой четверти XVIII в.? В какие страны отправляли дворянских детей на обучение? Чему они могли там научиться?
По ходу повторения материала и последующего рассказа учителя ученики выполняют задание 3 к § 18—19 рабочей тетради.
После рассказа учителя о Кунсткамере и её экспонатах учащимся задаются вопросы: какие именно предметы, представленные в Кунсткамере, позволяют говорить о ней как о первом российском музее? Каков был профиль этого музея?
По итогам рассмотрения данного пункта плана следуют вопросы учителя: что нового появилось в системе образования и книгоиздательском деле в первой четверти XVIII в.? С чем была связана реформа алфавита? Для чего была создана Академия наук? Каковы были её основные задачи?
2. Рассмотрение материала о научных достижениях следует начать с повторительной беседы, актуализирующей знания учащихся, полученные ими в ходе изучения Новой истории.
Вопросы для учащихся: 1. Какими научными достижениями в ведущих европейских странах был отмечен рубеж XVII— XVIII вв.? 2. Какие из этих достижений вы считаете наиболее важными? Знали ли о них в России? 3. Чем объяснялось особое внимание Петра I к развитию науки?
Основное содержание данного пункта плана учитель излагает в виде школьной лекции с привлечением иллюстративного материала.
3. Рассказ о художественной культуре Петровской эпохи строится вокруг основного тезиса: при Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни, хотя она и носила переходный характер.
Повествование о музыкальной культуре Петровского времени можно сопроводить прослушиванием музыкального отрывка Марша Преображенского полка, попросив учащихся определить по звучанию музыки, какие мотивы наиболее выразительно представлены в этом марше.
Об архитектуре учитель рассказывает, опираясь на изображения Петропавловской крепости, зданий Адмиралтейства, Двенадцати коллегий, Летнего дворца Петра I, Дворца Меншикова в Санкт-Петербурге, а также иллюстрации учебника (с. 155—157).
Говоря об изобразительном искусстве, следует обратить внимание на переход от традиционной в прежние времена гравюры к портретной живописи. Наиболее наглядно это можно показать на примере краткой биографии И. Н. Никитина — бывшего гравёра, ставшего одним из первых портретистов в России. Следует особо подчеркнуть, что он был одним из первых русских живописцев, получивших специальное образование в Италии.
Домашнее задание: в рабочей тетради: задания 1, 2, 4, 5 к § 18—19.
Урок 2
4. Перемены в быте — ключевой пункт урока. Его обсуждение можно предварить вопросами к учащимся: для чего нужны были перемены в повседневном быте? Каких категорий населения коснулись эти перемены при Петре I? Какие сословия не испытали на себе перемен? Почему?
В качестве практического задания ученикам можно предложить проанализировать отрывок из произведения «Юности честное зерцало» (с. 161—162 учебника).
Вопросы для учащихся: 1. Кому были адресованы советы из прочитанного вами отрывка? Из каких фрагментов текста это можно понять? 2. Каков был уровень культуры дворян в то время? 3. Нужны были бы все эти советы, если бы новая элита умела себя правильно вести?
5. Значение культурного наследия Петровской эпохи — итог всей темы. Изучение данного пункта плана проходит в форме беседы с учениками.
Вопросы и задания для учащихся: 1. Во второй половине XVII в. был издан указ о том, чтобы «дворяне и бояре иноземных обычаев не принимали, волос не стригли, одежды иностранные не носили». Как вы думаете, с какой целью был принят такой указ? Как должен был отнестись к нему Пётр I? Почему? 2. Расскажите о петровских преобразованиях в сфере науки и художественной культуры. Чем вы можете объяснить расцвет каменного строительства, сооружение богатых дворцов и памятников в последние годы царствования Петра I?
Выводы. Главными чертами развития культуры в эпоху Петра I стали усиление в ней светских начал и активное проникновение (и даже насаждение) западноевропейской культуры и образа жизни. Зарождалась и развивалась отечественная наука, оформилась система образования, наблюдался расцвет художественной культуры. Однако нововведения стали достоянием лишь высших слоёв населения. Основная часть народа воспринимала новые черты жизни не более как чудачества самого царя и своих господ.
Культура Петровской эпохи носила переходный характер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции патриархальной Руси.
Домашнее задание: § 18—19, вопросы и задания к ним. В рабочей тетради: задания 6—8 к § 18—19.