История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В 1725-1762 ГОДАХ
Тип урока |
Комбинированный |
Цель урока |
Охарактеризовать внутреннюю политику преемников Петра I |
Задачи урока |
Познакомить с переменами в системе центрального и местного управления; проследить этапы укрепления позиций дворянства; познакомить с новыми явлениями: а) в развитии крестьянского вопроса; б) в развитии мануфактурного производства. Продолжать работу над формированием умений и навыков сравнительного анализа |
Формы, приемы, методы |
Работа в группах; составление сравнительной таблицы |
Предполагаемый результат |
Знать: причины проводимых преобразований; направления внутренней политики преемников Петра I; основные понятия темы. Уметь: определять место и роль основных событий истории в 1725-1762 гг.; объяснять причины изменений во внутренней политике; анализировать результаты деятельности преемников Петра I |
Компетенции, УУД |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные |
Педагогические технологии |
Метод проблемного обучения, технология сотрудничества |
Оборудование и материалы |
Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями, портреты; рабочий лист |
Важные даты |
1726 г. - создан Верховный тайный совет (ВТС). 1736 г. - предоставление дворянам права самим определять меры наказания беглым крестьянам. 1736 г. - ограничение службы дворян до 25 лет. 1754 г. - отмена внутренних таможен. 1762-1764 гг. - указы, освободившие дворян от обязательной службы |
Организационная структура урока
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Оценивание, формы контроля |
Результат |
|
1. Opганизационный |
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Проверка домашнего задания (тест - см. Приложение 1) |
Проявляют интерес к материалу изучения. Представляют собственный опыт, собственные мысли |
Регулятивные, личностные |
Тест по вариантам |
Включение в учебный процесс |
|
2. Постановка целей и задач урока |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез |
Постановка проблемы: “При отсутствии внимательного изучения Русской истории XVIII века обыкновенно повторяли, что время, протекшее от смерти Петра Великого до вступления на престол Екатерины II, есть время печальное и недостойное изучения” (С. М. Соловьев) |
Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Пытаются доказать или опровергнуть высказывание, находят противоречие и обращаются за дополнительной информацией к учебнику |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Обмен мнениями |
Появление цели урока. Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу |
|
3. Актуализация знаний. 4. Первичное усвоение новых знаний. 5. Первичная проверка понимания. 6. Первичное закрепление |
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося |
Организация работы групп (рабочий лист - см. Приложение 2) |
Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы решения задания. Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал |
Учебно-познавательные, личностные, коммуникативные |
Сравнительная таблица (рабочий лист) |
Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности. формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений |
|
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Организация действия по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; - оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой |
Вопросы для беседы: 1. Чем были вызваны перемены в системе центрального и городского управления в 1725-1761 годах? 2. При каком правителе (1725- 1761 гг.) были усилены позиции дворянства? Почему? 3. Почему в эпоху дворцовых переворотов была изменена политика по отношению к дворянству? 4. Сравните государственную политику по отношению к дворянству в 1725-1761 годах со временем Петра I. 5. Охарактеризуйте политику, проводимую в отношении российского крестьянства в 1725- 1761 годах. 6. Действительно ли прав С. М. Соловьев: “...от смерти Петра Великого до вступления на престол Екатерины II, есть время печальное и недостойное изучения”? |
Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант. Делают окончательный вывод по высказыванию С. М. Соловьева из проблемного вопроса |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Ответы на вопросы, вывод |
Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения. Анализ личностных изменений в процессе учения |
|
8. Рефлексия |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива |
- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: • Сегодня на уроке я... • Самым полезным и интересным для меня было... • Я встретился с трудностью при... • У меня хорошо получилось... • Мне это необходимо для... • Строки самому себе... • Скажи комплимент данной теме... Домашнее задание: § 23, вопросы, задания, документы |
Анализируют деятельность по достижению цели |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Рефлексия с помощью клише |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование |
|
Приложение 1
Тест по теме “Внутренняя политика в 1725-1762 годах”
Вариант 1
1. Решающая сила при определении политики в данный период;
а) гвардия;
б) стрелецкое войско;
в) даточные люди;
г) Семёновский и Преображенский полки.
2. “Бироновщина” ассоциировалась как:
а) господство Тайной канцелярии;
б) активная борьба русского дворянства;
в) упрочение позиций высших сановников;
г) олицетворение засилия немцев в управлении государством.
3. Дворцовый переворот – это _______________________________________________
4. Борьба за престол в 1725 началась между двумя группировками:
а) высших сановников во главе с А. Д. Меншиковым;
б) родовитых сановников во главе с князем Д. М. Голицыным;
в) гвардейцев во главе с Г. Орловым;
г) иностранцев во главе с вельможей времени Петра I;
д) верно а) и б).
5. После смерти Анны Иоанновны престол унаследовал:
а) Иван Антонович - сын племянницы Анны Иоанновны;
б) Пётр Алексеевич - внук Петра I;
в) Карл Пётр Ульрих - племянник Елизаветы Петровны;
г) Елизавета Петровна - дочь Петра Великого.
6. При вступлении на престол Елизавета Петровна:
а) провозгласила возвращение к порядкам своего отца;
б) отменила смертную казнь;
в) объявила о расширении прав и привилегий дворянства;
г) ограничила права и привилегии дворян.
Вариант 2
1. Период правления Анны Иоановны вошёл в историю как:
а) правление временщиков;
б) “бироновщина”;
в) правление верховников;
г) “орловщина”.
2. Гвардия использовалась:
а) для личной охраны императора;
б) охраны приграничных земель;
в) организации военных экспедиций в другие страны.
3. Кондиции - это _______________________________________________
4. Выражение “слово и дело” связано:
а) с деятельностью Тайной канцелярии;
б) с осуществлением реформ государственного аппарата;
г) с деятельностью кабинета министра.
в) с Разбойным приказом;
5. При Елизавете Петровне государственными делами занимались:
а) Б. К. Миних;
б) А. И. Остерман;
в) П. И. Шувалов;
г) К. Г. Разумовский.
6. Целью создания Верховного тайного совета было:
а) лучшее управление государством;
б) ограничение власти Сената;
в) продолжение реформ Петра Великого;
г) усиление тайного контроля за деятельностью высших сановников;
д) верно а) и б).
Приложение 2
Рабочий лист по теме “Внутренняя политика в 1725-1762 годах”
Император |
Реформы управления |
Вольности дворянства |
Крестьяне |
Предпринимательство |
Екатерина I (1725-1727) |
||||
Пётр II (1727-1730) |
||||
Анна Иоанновна (1730-1740) |
||||
Елизавета Петровна (1741-1761) |
||||
Пётр III Фёдорович (1761-1762) |
Группа 1. Задание. Какие изменения произошли в государстве в области управления? Реформы управления. (Учебник, с. 175-176.)
Группа 2. Задание. Какие изменения произошли в государстве в отношении дворян? Вольности дворянства. (Учебник, с. 176-178, 181-182.)
Группа 3. Задание. Какой была политика государства в эпоху дворцовых переворотов по отношению к крестьянству? (Учебник, с. 178. Крестьяне.)
Группа 4. Задание. Какие изменения произошли в государстве в городском управлении? (Учебник, с. 178-179.)
Группа 5. Задание. Какие изменения произошли в государстве по отношению к казакам? (Учебник, с. 179-180. Казачество.)
Группа 6. Задание. Какие изменения произошли в государстве в отношении предпринимательства? (Учебник, с. 180. Мануфактурное производство.)