История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год
БЫТ И ОБЫЧАИ XVIII ВЕКА
Тип урока |
Урок-путешествие |
Цель урока |
Сформировать представления о повседневной жизни жителей России в конце XVIII века |
Задачи урока |
На основе работы с текстом учебника, презентацией узнать о быте и обычаях XVIII века в России; установить логические связи между сословными различиями и особенностями быта России ХУШ века; в ходе коллективного обсуждения осознать взаимосвязь между политическим, социально-экономическим и культурным развитием России XVTII века |
Формы, приемы, методы |
Фронтальная работа в паре, индивидуальная работа |
Предполагаемый результат |
Знать: особенности быта и обычаи разных сословий России XVIII века. Уметь: сравнивать жизнь и быт россиян разных сословий; воссоздавать сословно-исторический образ России XVIII века |
Компетенции, УУД |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные |
Педагогические технологии |
Метод проблемного обучения, технология сотрудничества |
Оборудование и материалы |
Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями |
Основные понятия |
Быт, повседневная жизнь |
Организационная структура урока
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Оценивание, формы контроля |
Результат |
|
1. Opганизационный |
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
- Сегодня у нас с вами урок-путешествие. Но путешествовать мы будем не в пространстве, а во времени. И перенесемся с вами в конец XVIII века. Посмотрим, как жили различные слои населения в этот период времени. Тема сегодняшнего урока “Быт и обычаи русского народа в конце XVIII века”. Вопросы: - Скажите мне, что такое “быт”? - Что мы прежде всего подразумеваем под повседневной жизнью? |
Проявляют интерес к материалу изучения. Представляют собственный опыт, собственные мысли |
Регулятивные, личностные |
Ответы на вопросы |
Включение в учебный процесс |
|
2. Постановка целей и задач урока. 3. Актуализация знаний |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез |
Задание: найдите среди слов те, которые относятся к жизни людей XVIII века. Вопросы: - Почему вы выбрали именно эти слова? - К каким сферам жизни отнесем выбранные слова? |
Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Работа по заданию (презентация) |
Появление цели урока. Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу |
|
4. Первичное усвоение новых знаний |
Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания |
Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. - Сегодня на уроке речь пойдет об этих составляющих быта людей, живших в XVIII веке. Предоставляю слово своим помощникам, которые подготовили небольшие сообщения о жизни различных слоев населения XVIII века. Организует выступления обучающихся с одновременным показом презентаций |
Получают в результате самостоятельного исследования новое знание. Анализируют ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы. Выступают с сообщениями, которые заранее подготовили сами |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Сообщения обучающихся, просмотр подготовленных презентаций |
Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета |
|
5. Первичная проверка понимания |
Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи |
- Есть ещё одна сторона жизни народа. Это досуг. Чем же занимались в свободное время разные слои населения? Давайте посмотрим, чем занимались в часы досуга высшие слои населения. Откройте учебник на странице 265-267. Прочитайте и ответьте на вопросы: 1. Как же проводили досуг простые люди? 2. Много ли у них было свободного времени? 3. Почему? 4. Чем занимались в свободное время люди низших слоев населения? 5. Назовите праздники, которые отмечали люди в XVIII веке? |
Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал |
Учебно- познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные |
Работа индивидуально с текстом параграфа, ответы на вопросы |
Умения ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи |
|
6. Первичное закрепление |
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление |
- Сделайте вывод, как изменился быт разных слоев населения в России в течение XVIII века |
Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Ориентируются в информации. Проводят самооценку, выбирают задания соответствующего уровня |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные |
Работа с историческими документами текста учебника |
Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений |
|
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Организация действия по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; - оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой |
Тест на закрепление изученного материала |
Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Работа с вопросами теста (презентация) |
Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах ее достижения. Анализ личностных изменений в процессе учения |
|
8. Рефлексия |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива |
- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: • Сегодня на уроке я... • Самым полезным и интересным для меня было... • Я встретился с трудностью при... • У меня хорошо получилось... • Мне это необходимо для... • Строки самому себе... • Скажи комплимент данной теме... Домашнее задание: § 33, записи, подготовить сообщение “Рецепт с кухни... XVIII века” (по желанию) |
Анализируют деятельность по достижению цели |
Учебно-познавательные, личностные |
Рефлексия с помощью клише |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование |