История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год
ОКОНЧАНИЕ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ
Тип урока |
Комбинированный |
Цель урока |
Сформировать представление о Смутном времени в российской истории |
Задачи урока |
Показать неустойчивость власти периода Смутного времени; охарактеризовать роль народных масс в процессе выхода из политического кризиса |
Формы, приемы, методы |
Фронтальная работа в паре; тесты |
Предполагаемый результат |
Знать: проблемы внутренней и внешней политики русского государства; основные события. Уметь: определять место и роль основных событий Смуты; объяснять причины Смуты, давать оценку происходящим событиям; анализировать результаты политических действий; высказывать свое мнение о политических деятелях периода Смуты |
Компетенции, УУД |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные |
Педагогические технологии |
Метод проблемного обучения, технология сотрудничества |
Оборудование и материалы |
Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями, презентация |
Основные понятия |
Самозванцы, интервенция, тушинцы, народное ополчение, гражданская война, “семибоярщина”, “Совет всея Земли” |
Основные даты и события |
1598-1605 гг. - царствование Бориса Годунова. 1605-1606 гг. — царствование Лжедмитрия I. 1606 г. - восстание Ивана Болотникова. 1606-1610 гг. — правление Василия Шуйского. 1608-1610 гг. — Лжедмитрий II. 1610-1612 гг. - правление “семибоярщины”. 1608-1609 гг. — оборона Троице-Сергиева монастыря. 1609 г. — начало польской интервенции. 1609-1611 гг. — оборона Смоленска |
Организационная структура урока
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Оценивание, формы контроля |
Результат |
1. Организационный |
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Знакомит обучающихся с термином:гражданская война — наиболее острая форма внутренней борьбы в государстве, сопровождается массовым кровопролитием, наличием нескольких полярных течений, следование которым может расколоть семью, общество. Как правило, одни и те же идеи разделяются различными слоями общества. События гражданской войны привели к расколу российского общества. - Можно ли события, происходящие в России начала XVII века, назвать гражданской войной? Свой ответ обоснуйте |
Проявляют интерес к материалу изучения. Проявляют знания по домашнему параграфу (отвечают на вопросы параграфа) |
Регулятивные, личностные |
Проверка домашнего задания по вопросам параграфа |
Включение в учебный процесс |
2. Постановка целей и задач урока |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез |
Проблемный вопрос: - Закончилась ли гражданская война в России с разгромом армии Ивана Болотникова? Докажите свою точку зрения |
Выдвигают варианты формулировок и обсуждают проблему. Анализируют |
Учебно- познавательные, коммуникативные, личностные |
Работа по заданию |
Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу |
3. Актуализация знаний |
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося |
Организация самостоятельной работы по параграфу. • Пункт 1. Распад тушинского лагеря. Вопросы: 1. Каким образом на территории России оказались шведские войска? 2. Подумайте, что хотел сказать автор XVII века Иван Тимофеев, когда писал: “Кто так безумен, как мы, от века неслыханно - волков и овец волками отгонять; известно, что они по природе такие же, и пришли на землю нашу не оборонять нас от прочих (врагов), щадя овец, но чтобы самим больше тех насытиться овцами...”. Согласны ли вы с его мнением? 3. Почему польский король Сигизмунд III объявил войну России? 4. Кто возглавил русско-шведское войско, освобождавшее Москву от “тушинцев”? |
Демонстрируют знания и умения по теме. Организуют поиск противоречий и ответов на вопросы |
Учебно- познавательные, коммуникативные, личностные |
Работа с текстом учебника по группам. Обсуждение результатов |
Фиксация имею- щихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности |
4. Первичное усвоение новых знаний |
Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания |
Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Организация самостоятельной работы по параграфу. • Пункт 2. “Семибоярщина”. Вопросы: 1. Что, на ваш взгляд, стало причиной свержения Василия IV Шуйского? 2. Почему новое правительство получило название “семибоярщина”? 3. На каких условиях королевич Владислав призывался на русский престол? 4. “Впустив врага в Москву, Семибоярщина совершила акт национального предательства. Потоками крови заплатил за это русский народ” |
Получают в результате самостоятельного исследования новое знание. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы |
Учебно- познавательные, коммуникативные, личностные |
Работа с текстом учебника по группам. Обсуждение результатов |
Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно- познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений |
5. Первичная проверка понимания |
Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи |
Организация работы с картой “Польско-шведская интервенция”. Вопросы: 1. Проследите, какие русские территории были захвачены польскими и шведскими войсками к лету 1611 года. 2. Подумайте, почему Швеция перешла к открытой интервенции, нарушив договор? |
Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал |
Учебно- познавательные, коммуникативные, личностные |
Работа с картой |
Умение доказать и отстоять свою точку зрения |
6. Первичное, закрепление |
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление |
Организация работы творческих групп по ответам на домашнее задание (сообщения): • Деятельность первого и второго ополчения. • Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. • Земский собор 1613 года |
Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Ориентируются в информации |
Учебно- познавательные, информационные, коммуникативные |
Работа творческих групп по домашнему заданию |
Умения ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи. Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Организация действия по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; - оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой |
Подведение итогов. - Уроки и итоги Смуты: • Противоречия между отдельными группами вылились в гражданскую войну, осложненную иностранной интервенцией; Россия сохранила государственность и независимость благодаря патриотическим силам ее народа. • События Смуты временно затормозили процесс закрепощения крестьян. Одновременно эти события показали необходимость для руководства страны считаться с мнением народа, о чем свидетельствовало обращение к авторитету “Совета всей земли” или Земского собора. При всей ограниченности возможностей народного представительства оно существовало. • Особенностью было и то, что в борьбе с интервентами совместно с русскими участвовали многие народы России. После тяжелых испытаний Россия не распалась и осталась многонациональной страной |
Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант |
Учебно- познавательные, коммуникативные, личностные |
Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения. Анализ личностных изменений в процессе учения |
|
8. Рефлексия |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива |
- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: • Сегодня на уроке я... • Самым полезным и интересным для меня было... • Я встретился с трудностью при... • У меня хорошо получилось... • Мне это необходимо для... • Строки самому себе... • Скажи комплимент данной теме... Домашнее задание: § 3, вопросы и задания, документы |
Анализируют деятельность по достижению цели |
Учебно- познавательные, коммуникативные, личностные |
Рефлексия с помощью клише |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование |