Социально-экономическое развитие в 1820—1850-е гг. - РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

История России XIX век - Поурочные разработки 8 класс

Социально-экономическое развитие в 1820—1850-е гг. - РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Цель урока: показать неэффективность крепостнической системы хозяйства в условиях начавшегося промышленного переворота и развития капиталистических отношений в промышленности и торговле.

План урока: 1. Противоречия хозяйственного развития. 2. Начало промышленного переворота. 3. Помещичье и крестьянское хозяйство. 4. Финансовая политика Е. Ф. Канкрина. 5. Торговля. 6. Итоги социально-экономического развития.

Основные понятия: кризис крепостнической системы; мануфактура; фабрика; промышленный переворот; расслоение крестьянства; машинное производство; экономический уклад; рабочий класс; буржуазия; товарно-денежные отношения; «капиталистые» крестьяне; ассигнации.

Основные даты: 1830—1840-е гг. — начало промышленного переворота в России; 1837 г. — ввод в строй первой железной дороги в России; 1839—1843 гг. — финансовая реформа Е. Ф. Канкрина.

Персоналии: Е. Ф. Канкрин; Морозовы; Гарелины.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIXвек»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997.

Литература для учителя: Бурышкин П. А. Москва купеческая. — М., 1990; Кузьмичев А., Петров Р. Русские миллионщики: Семейные хроники. — М., 1993; Предпринимательство и предприниматели России: От истоков до начала XX в. — М., 1997; Соловьева А. М. Промышленная революция в России в XIX в. — М., 1990; Энциклопедия купеческих родов. — М., 1997.


Методические приемы организации урока

Повторение; тестирование; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения; рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения; работа с документальным источником; постановка вопросов и задания для последующего обсуждения (собеседования); понятийный диктант; подготовка докладов и сообщений.


Дополнительный материал для учителя

Царскосельская железная дорога в России (1837 г.) соединила Петербург с Царским Селом (ныне г. Пушкин) и Павловском. Ниже дано описание этой дороги, составленное на основании свидетельства современников. Царскосельская дорога открыта для движения в 1837 г. и является, таким образом, первой железной дорогой в России. Поезда по ней ходили еще с осени 1836 г., но только от Царского Села до Павловска, и, за неприбытием из Англии паровозов, тяга была конная.

Положение об учреждении общества акционеров для сооружения дороги было высочайше утверждено 21 марта 1836 г. Учредителями, церемониймейстером гр. Алексеем Бобринским, негоциантами Бенедиктом Крамером, Иваном-Конрадом Плитом и австрийским дворянином Герстнером был собран капитал в 3 милл. р. При утверждении положения учредители обязались подпиской иметь на «паровых экипажах» колокольчики или другие «предвещательные знаки» и не допускать приезжающих в С.-Петербург по железной дороге выходить из экипажей на расстоянии между заставой, в которую они въедут, и конторою, где будут осматривать их виды. 5 сентября 1838 г. в 11 часов ночи поезд раздавил крестьянина Петрова, вследствие чего состоялось высочайшее повеление не дозволять паровозам ездить позднее 9 часов вечера.

Торжественное открытие дороги, в присутствии всех министров и дипломатического корпуса, состоялось 30 октября 1837 г. Первым поездом управлял сам Герстнер. Плата за проезд в первые годы была до Царского Села 2 р. 50 к. ассигнациями в карете 1-го рода, 1 р. 80 к. — в дилижансе и 80 к. в простом открытом дилижансе «для простого народа», соответственно нынешним разделениям вагонов по классам.

Известен рассказ о том, как имп. Николай Павлович первый раз проехал по новой железной дороге: государь приказал поставить на платформу свой экипаж, сел в него и поехал из Царского в Павловск. Впоследствии император ездил обыкновенно по железной дороге в отдельном купе 1 класса.

Сохранилось довольно любопытное описание движения поездов в первые годы открытия дороги от Царского до Павловска, сделанное Бурьяновым:

«Теперь отправимся к прекрасному павильону, построенному у выезда из Царского Села в Павловск; он деревянный, щегольской архитектуры, окружен клумбами благоухающих цветов и «эспланадами», покрытыми красным песком. Здесь можно найти обширные залы для прогулки, вкусный обед, блестящее приятное общество. Для чего тут собралась публика? — Для того, чтобы ехать по «железной» дороге в Павловск в экипажах, движимых паровой машиной или «паровозом», как называет эту машину писатель наш Н. И. Греч, наименовавший судно, движимое на воде силою паров, «пароходом», которому это название сохранилось...

В Англии, Америке, Франции, отчасти в Австрии ныне устроены железные дороги, которые, как и здесь, состоят из насыпи, покрытой поперечными бревнами; на них лежат чрезвычайно длинные железные колеи с уступами для колес экипажей, в которых ездят путешественники. У нас в 1836 г. г. Герстнер, английский дворянин, устроил отличную железную дорогу между Царским Селом и Павловском и между Петербургом и Царским Селом. Со временем Москва соединится с Петербургом также посредством железной дороги.

Вот идет «паровоз» с трубой, из которой валит дым; машина тащит за собой несколько повозок, в которых помещается более 300 человек; сила равна силе 40 лошадей; в один час она пробегает пространство в 30 верст. От Царского до Павловска 5 верст пробегает ровно в 71/2 минут. К машине приделана труба другого рода, в нее, в продолжение пути, кондуктор трубит, остерегая зрителей. Длинная вереница экипажей прилажена к паровозу: вот огромный дилижанс, вот берлины, шарабаны, широкие крытые повозки с 6 рядами скамеек, на 5 человек каждая; вагоны, повозки, открытые для помещения такого же числа пассажиров; вот огромные фуры и телеги для разной клади; вот ряд роспусков для перевозки животных, как-то: лошадей, коров, овец, телят и птиц домашних; вот чаны для разных жидкостей, буфеты для съестных припасов. Сядем в один из экипажей. Знак подан. Музыка заиграла, дым повалил из чугунной трубы паровоза; деревянные дома, речка промелькнули и убежали назад... Часовая стрелка едва успела пройти 7 1/2 минут, и мы в Павловске. Посмотрите на колеса наших экипажей: средняя часть, или внутренность, состоит из чугуна, а наружность выкована из железа, чтобы они при быстрой езде не лопнули».


Вопросы и задания для собеседования:

1. Какие черты свидетельствуют о дальнейшем кризисе крепостнической системы?

2. Как соотнести эти черты с неуклонным поступательным развитием российской экономики в эти годы?

3. Какие принципиально новые черты появились в эти годы в развитии отечественной экономики?

4. Какие новые явления появились в эти годы в социальном развитии России?

5. Что вы знаете о многоукладной экономике?

6. Какие уклады хозяйства преобладали в экономике России в эти годы? Почему?

7. Назовите особенности промышленного переворота в России. Чем их можно объяснить?

8. С каких отраслей хозяйства начался промышленный переворот в России? Почему?

9. Какая железнодорожная линия в России стала первой? Почему именно это направление было избрано первым?

10. К каким итогам привело начало промышленного переворота в России?

11. Какие капиталистические черты приобрело в эти годы помещичье и крестьянское хозяйство? Чем это можно объяснить?

12. В чем состояло главное звено финансовой реформы Е. Ф. Канкрина?

13. Какие новые явления происходили в развитии торговли? Что свидетельствовало о развитии капиталистических отношений в этой сфере?

14. Что такое фабричные центры? Чем они отличались от городов, от сел?

15. Дайте общую оценку социально-экономического развития России в 1825—1855 гг.


Темы докладов и сообщений:

1. Кризис крепостнической экономики России во второй половине XIX в.

2. Начало промышленного переворота в России.

3. Первые железные дороги России.

4. Российское купечество в первой половине XIX в.

5. Внешняя торговля России в первой половине XIX в.


Домашнее задание: § 11 учебника, вопросы и задания к нему; документы и задания к ним в конце параграфа. Рабочая тетрадь: задания и упражнения к § 11.






Для любых предложений по сайту: [email protected]