Внешняя политика Николая I в 1826—1849 гг. - РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

История России XIX век - Поурочные разработки 8 класс

Внешняя политика Николая I в 1826—1849 гг. - РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Цель урока: оценить международное положение России в указанные годы и, исходя из этого, рассмотреть основные, направления внешней политики страны. Показать истоки кризиса в отношениях между Россией и ведущими странами Запада в эти годы.

План урока: 1. Россия и революции в Европе. 2. Русско-иранская война 1826— 1828 гг. 3. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. 4. Обострение русско-английских отношений. 5. Кавказская война. 6. Россия и Центральная Азия.

Основные понятия: автономия; парламент; «международный жандарм»; уния; горцы; мюридизм; имам; имамат; газават.

Основные даты: 1830—1831 гг. — польское восстание; 1826—1828 гг. — русско-иранская война; 1828—1829 гг. — русско-турецкая война; 1817 г. — начало Кавказской войны.

Персоналии: К. В. Нессельроде; И. Ф. Паскевич; А. П. Ермолов; И. И. Дибич; П. Х. Витгенштейн; Шамиль; В. А. Перовский.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997.

Литература для учителя: Киняпина Н. С. Внешняя политика России первой половины XIX века. — М., 1963; Блиев М. М., Дегоев В. В. Кавказская война. — М., 1994.


Методические приемы организации урока

Повторение; тестирование; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения; рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения; работа с документальным источником; постановка вопросов и задания для последующего обсуждения (собеседования); понятийный диктант; подготовка докладов и сообщений.


Дополнительный материал для учителя

К. В. Нессельроде о внешней политике России при Николае I. Отрывки из мемуаров русского министра иностранных дел, канцлера К. В. Нессельроде (1780—1862), написанных в 1854 г.

...Эту систему предписывали своим министрам императоры: Павел, Александр и Николай. Даже императрица Екатерина, в последние годы своего царствования, в ту минуту, когда французская революция внезапно заменила вопросами общественными дела чисто политические, была принуждена направить всю тяжесть своих сил на поддержание принципа порядка.

Его величество император Николай, менее нежели который-либо из его предшественников, мог принять иную систему.

Царствование свое начал он подавлением в самой России ужасного бунта. Через пять лет ему пришлось укрощать возмущение в Польше, более опасное и ожесточенное.

С этой минуты его путь явственно был ему начертан.

Соседние державы: Австрия, Пруссия, Германия — были средоточием или целью революционных предприятий, подобных предыдущим, и он по необходимости был принужден заключить союз с государями и материальными силами поддерживать их против безначалия. Вследствие этой же самой причины на его нравственную опору могли полагаться и все прочие государи, как бы они ни были отделены от нас, если только вступали в борьбу с безначалием — общим врагом всех престолов.

Следуя этой политике и подчиняя ей свои союзы, император не делал выбора: он невольно повиновался не чувствам личного предпочтения, но требованиям, внушаемым ему чувствами самосохранения.

Ненадежное положение Польши, происки эмиграции вменяли ему это решение, и он поставил его себе в непреложный закон. Государь не добровольно, как выражается автор, служил Австрии и Пруссии. Он нисколько не жертвовал Россиею выгодам Австрии или Пруссии. Он только отстаивал свой собственный дом, утушая пожар у соседей.

Вот настоящая, практическая точка зрения, с которой должно смотреть на принцип действия нашей политики. Она достаточно выясняет положение, принятое императором относительно Европы, и в особенности те услуги, которые его величество оказал Австрии, нравственно — в Италии, и материально — в Венгрии...

...Воздержимся от всякого крутого поворота в образе действия; в особенности будем избегать всякого пути, который шел бы вразрез с консервативными началами, составляющими нашу силу. Поступать иначе значило бы хвататься за ненадежное, опасное оружие, рано или поздно обращающееся против тех же правительств, которые им действуют.


Правила армии Шамиля

Около 1845 г. Шамиль созвал в Авдии съезд командного состава своей армии. На этом съезде был принят письменный наказ о правилах, действующих в армии Шамиля. Правила эти составлены советником Шамиля Гаджи-Юсуфом. Ниже приводится часть этих правил — «Положение о наибах» (наиб — один из старших военачальников, предводитель крупного отряда).

Подлинный текст написан по-арабски, русский перевод сделан при помощи Амир- хана, в продолжение 20 лет бывшего секретарем Шамиля.


Положение о наибах

1. Должно быть исполняемо приказание имама, все равно — будет ли оно выражено словесно или письменно, или другими какими-либо знаками; будет ли оно согласно с мыслями получившего приказание, или не согласно, или даже в том случае, если б исполнитель считал себя умнее, воздержнее и религиознее имама.

2. Должно быть приводимо в исполнение приказание его по всем необходимым делам, как, напр., выход на войну или на работу, подобно тому, как исполняется приказание самого имама, без лицемерия. Неисполнивший сего наиб низводится на должность начальника сотни.

3. Когда в чьем-либо наибстве произойдет несчастье, прочие наибы должны спешить на помощь, как только узнают о том, без замедления, и оказать должную помощь, забыв все враждебные отношения друг к другу. Не исполнивший сего наиб низводится на должность начальника сотни .

4. Не должно быть оставляемо без взыскания, когда кто будет порицать имама или этот низам, или службу наибов. Виновный в таком порицании наказывается выговором при народе.

5. Не должно наговаривать [одному наибу на другого] перед имамом, хотя бы они знали друг о друге в действительности предосудительные поступки.

6. Не должно быть беспечными относительно охранения страны своей и границ днем и ночью, не взирая на то, находятся ли границы в безопасности или в опасности от вторжения неприятеля.

7. Не должны одобрительно относиться к мнению народа, клонящемуся к нарушению порядка в делах необходимых, как-то: в постройке оборонительных стен, в защищении границ, пресечении неприятелю путей и прочего. Виновный в этом наиб низводится на должность начальника сотни.

8. Должны удерживать себя и сослуживцев своих от взяточничества, потому что взяточничество есть причина разрушения государства и порядка. Взятка отбирается, поступок оглашается и виновный арестовывается на 10 дней и 10 ночей.

9. Если войска отправятся в какую-нибудь страну с имамом или с тем, кому он поручит предводительство над ними, то они должны идти в порядке, куда поведет их старший, — каждая часть под значком наиба своего, отнюдь не смешиваясь с другими частями. Нарушитель порядка сего наказывается публичным выговором.

10. Если случится, что обстоятельства сражения заставят сделать нападение или обратиться в бегство, то этого не следует делать врассыпную, в беспорядке, и не должны оставлять сзади себя имама или его поверенного на произвол судьбы; напротив, должны окружить его и не делать без него ни одного шагу вперед. Виновный наиб смещается и записывается в низам [т. е. в рядовые].


Вопросы и задания для собеседования:

1. Чем можно объяснить тот факт, что при Николае I Россия играла ведущую роль в европейской политике?

2. Почему Николай I считал своим «важнейшим долгом» подавление революционного движения в других странах Европы? На какие международные договоренности при этом он опирался?

3. Почему восточное направление внешней политики стало при Николае I одним из важнейших?

4. Чем можно объяснить резко отрицательную реакцию Николая I на попытки заключения унии 15 немецких государств в 1849 г.?

5. Какие международные последствия имела победа России в войне с Ираном?

6. Какие международные последствия имело заключение Адрианопольского мирного договора?

7. Как вы считаете, мог ли быть долговечным союзнический договор между Россией и Турцией 1833 г.? Почему?

8. Чем вы можете объяснить причины обострения англо-русских противоречий в 30-е гг. XIX в.? К каким последствиям оно привело?

9. В чем вы видите причины начала Кавказской войны?

10. Что было главным положением идеологии мюридизма? 11. Какие последствия имела Кавказская война для России, для горских народов? 12. Почему интересы России и Англии столкнулись в Центральной Азии?

13. В чем вы видите причины активного продвижения России в Центральную Азию при Николае I?

14. Каковы, на ваш взгляд, итоги и результаты внешней политики России в эпоху Николая I?

15. Чего удалось и чего не удалось добиться императору Николаю I во внешней политике?

16. Как, на ваш взгляд, были взаимосвязаны активная внешняя политика и устойчивое поступательное развитие России в эти годы?


Темы докладов и сообщений:

1. К. В. Нессельроде.

2. Россия и революционная Европа при Николае I.

3. Генерал А. П. Ермолов.

4. Истоки Кавказской войны.

5. Поход В. А. Перовского на Хиву.


Домашнее задание: § 12 учебника, вопросы и задания; документы и задания к ним в конце параграфа. Рабочая тетрадь: задания к § 12. Атлас: показать основные события внешней политики 1825—1855 гг.






Для любых предложений по сайту: [email protected]