Войны за объединение Италии и Германии - Национальные войны и «революции сверху»

Новая история 1800-1900 8 класс - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Войны за объединение Италии и Германии - Национальные войны и «революции сверху»

Внутрипредметные связи. Революционная организация «Молодая Италия». Идеи объединения Италии и Германии. Внешняя политика Наполеона III.

Основные факты и понятия. Война за независимость Италии (1859—1861), роль Сардинского королевства. Деятельность Кавура. Дж. Гарибальди. Объединение Германии вокруг Пруссии. Деятельность Бисмарка. Образование Северогерманского союза (1867 г.).

План урока

1. Война за независимость Италии и ее итоги.

2. Деятельность О. фон Бисмарка по подготовке объединения Германии.

3. Образование Северогерманского союза.

Ход урока

1. Учитель напоминает ученикам о том, что идеи создания единых национальных государств в Италии и Германии активно обсуждались еще в 30-е гг. XIX в. В течение последующих лет делались отдельные шаги на этом пути (создание «Молодой Италии», Таможенного союза в Германии, деятельность Франкфуртского национального собрания и т. п.). После революций 1848—1849 гг. национальные движения в этих странах усилились.

Далее учитель рассказывает о событиях, приведших к объединению Италии. Их можно последовательно выписывать на доску или в тетрадь, в результате чего получится хронологическая таблица. В последнем столбце учащиеся самостоятельно определяют и фиксируют значение того или иного события. По ходу работы целесообразно использовать карту «Национальные войны. Объединение Германии и Италии».


Процесс объединения Италии


Дата

Событие

Значение события

Апрель — июль 1859 г.

Вторая война за независимость Италии с Австрией

Австрия потерпела поражение и отказывалась от Ломбардии, которая должна была быть передана Сардинии

Сентябрь 1859 г.

Плебисциты в ряде государств центральной Италии

По результатам плебисцитов они были присоединены к Пьемонту. Это был первый шаг к образованию единого Итальянского королевства

Март 1860 г.

Договор Пьемонта с Францией

Франция признала присоединение к Пьемонту государств центральной Италии в обмен на уступку провинций Савойя и Ницца

Май 1860 г.

Поход «Тысячи» под руководством Гарибальди на Сицилию

Захватили Королевство Обеих Сицилий, Неаполитанское королевство, северную часть Папского государства, которые вошли в состав единой Италии

Февраль 1861 г.

Выборы общеитальянского парламента

Создание первого единого государственного органа

Март 1861 г.

Объявление о создании Итальянского королевства во главе с королем Виктором Эммануилом

Завершение в общем процесса создания единого государства. В него не вошли Венеция и Папская область с Римом


Учитель может также предложить учащимся дополнительные вопросы и задание.

1. Движение за объединение Италии получило название «рисорджименто», что в переводе с итальянского означает «возрождение». Объясните, почему оно стало так называться.

2. Какую роль в объединении Италии сыграл К. Кавур?

3. Почему французский император Наполеон III помогал итальянцам во Второй войне за независимость? Какие цели он преследовал?

4. Какую роль сыграл поход «Тысячи» Гарибальди?

При изучении первого вопроса можно выполнить задания 1, 2, 4 на с. 72—73, 76 в рабочей тетради.


2. Деятельность Отто фон Бисмарка по подготовке объединения Германии можно изучать на основе сообщения учащегося. Деятельность Бисмарка будет изучаться в дальнейшем в § 21—22 и § 24, поэтому целесообразно построить работу таким образом, чтобы знания учеников о нем постепенно расширялись и углублялись, выстраивались в определенной последовательности. Для этого можно использовать памятку для характеристики исторического деятеля. На уроках ученики будут фиксировать сведения о Бисмарке, а затем смогут составить целостный рассказ об этом выдающемся человеке и его деятельности.

Памятка для характеристики исторического деятеля

1. Опишите внешний облик исторической личности.

2. Охарактеризуйте исторические условия и общественную среду, в которой формировались взгляды, жизненные ценности человека, его воспитание и образование.

3. Назовите черты характера и качества личности, которые помогали историческому деятелю в достижении поставленных им целей.

4. Охарактеризуйте его деятельность, цели и средства их достижения.

5. Узнайте, какая оценка исторической личности и ее деятельности давалась современниками и историками. Выскажите свое мнение об этой личности.

Помимо материалов учебника, можно использовать дополнительную информацию.


Комментарий для учителя

Отто фон Бисмарк родился в 1815 г. в небольшом дворянском имении недалеко от Берлина в семье юнкера средней руки. Следуя семейной традиции, он должен был стать военным, но мать мечтала видеть сына дипломатом, и Отто поступил на юридический факультет Геттингенского университета. Закончив образование уже в Берлинском университете, он попытался поступить на дипломатическую службу. Но без поддержки влиятельных лиц это было невозможно, поэтому Бисмарк стал чиновником судебного ведомства. Однако служба не задалась. После нескольких столкновений с начальством он оставил должность и отправился в деревню управлять двумя отцовскими имениями. Его одаренность проявилась и здесь — вскоре он стал преуспевающим помещиком.

Это был человек необычайно волевой, физически выносливый, с громовым голосом, презирающий человеческие слабости. Его политические взгляды сформировались к середине века: он был ярым монархистом. Впоследствии один из его сподвижников так сформулировал политическое кредо Бисмарка: «Сила преобладает над правом!»

Бисмарк побывал в Петербурге и Париже в должности посла и понял, что для борьбы с Австрией лучшие союзники — Россия и Франция. На российского царя ум, воля, работоспособность и монархические убеждения прусского посла произвели столь сильное впечатление, что он предложил ему перейти на русскую службу. Но Бисмарк видел свое будущее только на родине.

24 сентября 1862 г. дипломат, сторонник юнкерской контрреволюции и применения силы в революции 1848—1849 гг., Отто фон Бисмарк был назначен министром-президентом Германии.

О. Бисмарк обладал всеми характерными чертами юнкерской касты, к которой он принадлежал по происхождению и по убеждениям. Неизменно повторяя, что он «прежде всего пруссак и лишь во вторую очередь немец», Бисмарк всю жизнь преданно служил прусской короне и был горячим сторонником господства Пруссии в Германии. Будучи человеком здравого ума, обладая богатым политическим и дипломатическим опытом, Бисмарк оказался одним из немногих консервативных политиков, сумевшим верно оценить экономическую, внутри- и внешнеполитическую ситуацию, сложившуюся в эпоху объединения Германии. Ревностно отстаивая независимость и суверенитет прусской монархии, он отлично понимал, что времена изменились и для успешного экономического развития Германии необходимо преодоление раздробленности, поэтому требование создания единого национального государства следует поддержать.

Бисмарк отчетливо осознавал главную задачу: под руководством прусской монархии осуществить объединение Германии и вместе с тем помешать революционным действиям масс. Разъясняя оппозиционной палате депутатов свою линию, Бисмарк заявил, что речи о «моральных завоеваниях» с помощью либеральной политики лишены всякого смысла: «Не на прусский либерализм взирает Германия... Не речами и не постановлениями большинства решаются великие вопросы времени — это была большая ошибка 1848 и 1849 годов, — а железом и кровью».


3. Вопрос об образовании Северогерманского союза можно изложить кратко, опираясь на знания учеников о предшествующих попытках создания различных германских союзов в первой половине XIX в. На карте «Национальные войны. Объединение Германии и Италии» (с. 195) видно, какие территории вошли в этот союз, а какие — нет. Результаты работы над данным вопросом можно записать в рабочей тетради, выполнив задание 5 на с. 76.

image58

1. Какие княжества и территории вошли в Северогерманский союз в 1867 г.?

2. Какие германские государства не вошли в этот союз и почему?

3. Какое германское государство было самым большим в составе Северогерманского союза? Какую часть территории оно занимало?

Подводя итоги изученному, учитель подчеркивает, что процессы объединения Италии и Германии к концу 60-х гг. не были завершены. Этим государствам еще предстояло присоединение ряда территорий.

Творческое задание. От имени одного из деятелей объединения Италии или Германии (К. Кавура, Дж. Гарибальди, О. Бисмарка) обоснуйте выбранный путь объединения страны и свою роль в этом процессе.






Для любых предложений по сайту: [email protected]