Западноевропейская культура - ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА - МИР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Новая история XIX в. Россия в XIX в. 8 класс - Поурочное планирование

Западноевропейская культура - ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА - МИР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Цель уроков: дать представление о важнейших достижениях культуры Западной Европы первой половины XIX в.

Основное содержание: Открытия в области математики, астрономии, физики и химии. Прогресс в земледелии. Развитие техники в металлургии, машиностроении, транспорте и связи.

Романтизм и критический реализм в литературе. Театр. Изобразительное искусство. Архитектура. Музыка. Правовые, нравственные, религиозные взгляды народов Европы. Разобщенность европейской и других мировых культур.

Основные понятия: романтизм, критический реализм.

Личность в истории: Ч. Диккенс, О. Бальзак, Г. Гете.

Оборудование урока: альбомы по искусству XIX в., слайды, диапозитивы, видеофильмы.

План урока:

1. Проверка знаний.

2. Романтизм и критический реализм в литературе.

3. Изобразительное искусство.

4. Музыка.

Ход урока

Методические советы: уроки могут быть построены в двух вариантах. При первом — после проверки знаний учащихся по развитию техники XIX в. учитель читает лекцию по заявленной теме, используя имеющийся иллюстративный материал. По разделу «Изобразительное искусство» возможна работа с иллюстрациями учебника. Во втором варианте вместо лекции лишь вступительное слово, в котором кратко перечисляет основные достижения культуры указанного периода, а восьмиклассники защищают свои творческие работы (рефераты), посвященные деятелям культуры Европы XIX в. При выборе второго варианта темы для докладов (рефератов) даются учащимся заранее, на первых уроках в начале сентября. Во избежание сосредоточения учащихся лишь на биографических сведениях в своих сообщениях, заранее продумайте темы для рефератов, ограничьте их упоминанием одного-двух произведений писателей, художников, композиторов.

Общие требования к разработке реферата

1. Продумайте тему работы, в общих чертах определите ее содержание, набросайте предварительный план.

2. Составьте список литературы, которую следует прочитать, читая ее, отмечайте и выписывайте все, что должно быть включено в работу.

3. Разработайте как можно более подробный окончательный план и возле всех пунктов и подпунктов укажите, из какой книги или статьи следует взять необходимый материал.

4. Во вступлении к работе раскройте значение темы.

5. Последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы, разъясняйте основные положения, подкрепляйте их конкретными примерами и фактами.

6. Проявляйте свое личное отношение: отразите в работе собственные мысли и чувства.

7. Старайтесь писать грамотно, точно, кратко; разделяйте текст на абзацы, не допускайте повторений.

8. В пронумерованных подстрочных списках укажите, откуда взяты приведенные в тексте цитаты и факты.

9. В конце работы сделайте обобщающий вывод.

10. Самокритично прочитайте свою работу и зафиксируйте все замеченные недостатки; перепишите работу набело (Завуч. 2000. № 7. С. 61).

Эти требования можно поместить в методический уголок для сведения учащихся.

1. Проверку знаний можно провести в форме игры «Кто хочет стать отличником». Правила игры следующие. Весь класс участвует в отборочном туре. С учителем, выступающим в роли ведущего, играет тот школьник, который первым справится с заданием отборочного тура. Ему задаются пять вопросов, за правильный ответ начисляется по одному баллу. «Несгораемой» является оценка «три» за три правильных ответа. У школьника есть возможность дважды в ходе ответов воспользоваться подсказками: помощью класса и 50/50, когда учитель уберет два неправильных ответа. Правильные ответы выделены полужирным шрифтом.

I тур

Отборочный тур: расставьте эти изобретения в хронологическом порядке: а) изобретение паровоза б) изобретение токарного станка; в) изобретение парохода в) изобретение радио(Изобретение токарного станка; изобретение парохода; изобретение паровоза; изобретение радио).

1. Первый пароход совершал регулярные рейсы по реке: а) Миссисипи; б) Миссури; в) Гудзон; г) Волге.

2. Как называется вращающаяся печь для выплавки стали: а) конверт; б) конвертер; в) мартен; г) домна.

3. Телефон изобрел: а) Александр Белл; б) Александр Попов; в) Сэмуэль Морзе; г) Чарльз Гудийр.

4. В какой стране стал миллионером Альфред Нобель, на доходы от состояния которого основана Нобелевская премия: а) Швеция; б) Швейцария; в) США; г) Россия.

5. «Народный автомобиль» в США создал: а) Орвид Райт; б) Генри Форд; в) Готлиб Даймлер; г) Карл Бенц.

II тур

Отборочный тур: расставьте эти изобретения в хронологическом порядке:

а) изобретение кинематографа;

б) изобретение фотографии;

в) изобретение динамита;

г) изобретение бездымного пороха.

(Изобретение фотографии; изобретение бездымного пороха; изобретение динамита; изобретение кинематографа.)

6. Между какими городами была проложена первая железная дорога в истории человечества:

а) Ливерпулем и Манчестером;

б) Вашингтоном и Нью-Йорком.

в) Стоктоном и Дарлингтоном;

г) Петербургом и Москвой.

7. Первый пароход назывался по фамилии женщины: «Клермон». Ее звали: а) Катарина; б) Елизавета; в) Мария; г) Виктория.

8. Первый электровоз тянул поезд на промышленной выставке в: а) Париже; б) Берлине; в) Лондоне; г) Нью-Йорке.

9. Какой французский инженер начал постройку Суэцкого канала: а) Эйфель; б) Шарль; в) Лессепс; г) Жаккар.

10. Науку о планеризме создал: а) Н. Можайский; б) О. Райт; в) де Розье; г) О. Лилиенталь.

2. Вопрос можно раскрыть, комментируя следующую таблицу:

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТИЛИ XIX в.


Классицизм

Романтизм

Реализм

Недопустимо смешивать в одном произведении трагическое и комическое, пафос и шутку. Обращение к искусству древних Греции и Рима. Герой подчиняет личные интересы общественным

Уводил читателей в мир необычайных событий и людей. Воспевал свободу человеческой личности. Герой — мятежный одиночка. Общество его не понимает или вообще отвергает

Отражает подлинные проблемы общества и содействует его прогрессивному развитию. Одна из разновидностей — натурализм


Затем следует защита рефератов восьмиклассниками. Домашнее задание: А. А. Кредер, § 33—35; А. Я. Юдовская, § 22—24.






Для любых предложений по сайту: [email protected]