Новая история XIX в. Россия в XIX в. 8 класс - Поурочное планирование
Промышленная революция и изменения в обществе - СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. - МИР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в
Цель уроков: дать представление о взаимосвязи экономического развития и общественной жизни в европейских странах.
Основное содержание: Социально-экономические отношения. Проблема личности, общества и закона в формирующимся индустриальном обществе.
Основные понятия: промышленный пролетариат, забастовка, средний класс, урбанизация, полиция, среда обитания.
План урока.
1. Проверка знаний.
2. Рабочее движение.
3. Капиталисты и средний класс.
4. Быт и нравы в период промышленной революции.
5. Историческое значение промышленной революции.
Ход уроков
Проверка знаний в устной или письменной форме.
Вопросы: почему развитие транспорта и связи в первой половине XIX в. предопределило наступление промышленной революции? Расскажите об основных достижениях в развитии транспорта и связи в XIX в. Раскройте сущность второго этапа промышленной революции. Какие новые отрасли промышленности появились в XIX в.? С чем связано их появление?
Письменный опрос возможен в двух вариантах. По карточкам — параллельно с устным опросом учитель раздает нескольким учащимся карточки, на которых предлагает заполнить правую или левую часть — дать определение термину или назвать термин по определению.
Промышленная революция — скачок в развитии производительных сил.
Индустриальное общество — общество, в котором завершен процесс создания крупной, технологически развитой промышленности и соответствующих ей социальных и политических структур.
Товарное производство — форма общественного производства, при котором продукты изготовляются для продажи (обмена).
Модернизация — становление и развитие индустриального общества, его способность к самоусовершенствованию.
Работа с терминами: промышленный пролетариат — наемные рабочие фабрик и заводов, жившие за счет продажи своей рабочей силы. Забастовка (станка) — организованное прекращение работы, сопровождающееся выдвижением экономических или (и) политических требований к владельцам завода, фабрики, правительству страны.
Далее или организуется самостоятельная работа с учебником, или учитель объясняет и просит записать в тетрадь для наглядности следующую схему:
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОРГАНИЗОВАННОГО РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ
|
1. Вопрос о промышленных капиталистах и среднем классе раскрывается через работу с учебником. В учебнике А.А. Кредера естЬ интересные сведения об Альфреде Круппе и Эндрю Карнеги, в учебнике А. Я. Юдовской — поучительные данные о Сесиле Родсе.
Средний класс — объединение представителей различных слоев общества — мелкой буржуазии, служащих частных и государственных компаний, лиц «свободных профессий» (инженеры, изобретатели, врачи, преподаватели, журналисты, юристы), — одним из главных признаков принадлежности к которому являются устойчивое материальное положение и поддержка существующей власти.
Средний класс, сформировавшийся в XIX в., продолжает быть основой государственности большинства развитых стран мира и сейчас. Возможна связь с новейшей историей России. Учитель предлагает детям ответить на вопросы: представители каких профессий сегодня в нашей стране составляют средний класс? Почему среди российского среднего класса нет представителей большинства профессий, характерных для стран Запада? Чем это может грозить для России?
2. Вопрос изучается в процессе работы с учебником: А. Я. Юдовская, § 4 «Ах, эта непостоянная мода!» и «Новые развлечения»; А. А. Кредер, § 2 «Изменение образа жизни людей в условиях промышленной революции».
3. Возможна запись опорной схемы:
Облегчение труда человека |
Увеличение производительности труда |
Вступление западной цивилизации в новый этап развития |
Изменилась социальная структура общества |
Историческое значение промышленной революции |
Развитие капитализма — типа общества, основанного на частной собственности и рыночной экономике |
Подорваны основы старого порядка |
Создана возможность установления господства промышленно развитых стран во всем мире |
Главное богатство — промышленные предприятия и транспорт |
Домашнее задание: А. А. Кредер, § 2; А. Я. Юдовская, § 3.