СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ — СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.

Всемирная история 9 класс с 1914 г. по настоящее время - разработки уроков

СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ — СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.

Цели урока:

Образовательная: охарактеризовать послевоенное политическое и социально-экономическое развитие государств по пути социализма; выяснить причины внутренних политических и социально-экономических конфликтов, приведших к краху социалистического строя.

Развивающая: дать исторический анализ развитию данных стран в 1945—1990 гг.

Воспитательная: воспитание гуманизма и миролюбия, уважения к стремлению народов к самостоятельному развитию.

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия: карта “Вторая мировая война”, карта-атлас учебника, диафильм “Пражская весна”, схемы, таблицы, иллюстрации: “Казахстан во взаимоотношениях со странами Восточной Европы”, “Страны мира во второй половине ХХ в. (1945—2000 гг.)”.

Основные понятия: Восточная Европа, народная демократия, экономическая стратегия командно-административной системы, система тоталитарного социализма, Пражская весна, “качание направо-налево”, либерализация экономики, “власть толпы”.

Во время занятия проверяется пройденный материал:

1. Дайте характеристику экономической интеграции и Общего рынка.

2. Какова причина создания Европейского и Валютного союзов?

Преподаватель начинает урок, показывая на карте страны Центральной и Юго-Восточной Европы (Польшу, ГДР, Венгрию, Чехословакию, Югославию, Албанию).

1. Почему в довоенный период эти государства относились к Восточной Европе?

2. Что пережили эти страны в годы войны?

3. Что повлияло на внутреннее развитие стран Восточной Европы?

Учащиеся, опираясь на материал, пройденный в 8 классе, отвечают на вопросы. Преподаватель должен дополнять ответы, если они недостаточно точные.

Называя признаки демократических перемен в государствах Восточной Европы в 1945—1946 гг., определить сходные черты со странами Западной Европы:

1) восстановление парламентского режима;

2) многопартийная система;

3) обязательное избирательное право;

4) принятие конституций;

5) реализация аграрных реформ;

6) наказание военных преступников;

7) наказание политических преступников и их сторонников.

• Утверждение однопартийной политической системы. Вся власть сосредоточивалась в исполнительных органах власти, которые объединялись с коммунистическим партийным аппаратом.

• Свобода и права граждан провозглашались формально и не соблюдались в реальной жизни. Вместо народной демократии установился тоталитарный социализм.

• В сфере экономики во всех государствах начался процесс индустриализации. Кроме Чехословакии и ГДР, все остальные страны оставались аграрными. Промышленность, финансовая сфера, торговля национализировались. Система управления хозяйственной сферой входила в систему государственного управления. Государствами правила командно-административная верхушка. Частнособственнические, свободные рыночные отношения были полностью упразднены.

В сфере производства экономическая стратегия опиралась на индустриализацию. Развивалась тяжелая промышленность, строились крупные комбинаты, мощные электростанции.

В 1970—1980 гг. стала проявляться убыточность модели индустриализации. Огромные материальные, энергетические и трудовые затраты ослабили экстенсивное производство. НТР, мини-процессоры, компьютеры, системы управления, вычислительная техника в скором времени создали новую основу для материально-технических орудий производства. Так как в странах Восточной Европы утвердилась консервативная административная система, то они не приняли новшеств научно-технической революции, и уровень производства в них оставался прежним.

Все это привело страны Восточной Европы с системой тоталитарного социализма к кризису.

Противоречия в странах Восточной Европы и возникавшие там акции протеста подавлялись войсками СССР и других социалистических стран. Например: восстание в Польше и ГДР в 1953 г., в Венгрии в 1956 г., в Чехословакии в 1968 г. (Пражская весна).

Далее следует отметить, что СССР и страны Восточной Европы не вошли в новый период НТР, и в них возникла необходимость возрождения экономики.

В государственном управлении стали принимать участие новые партии, была внедрена многопартийная система. Особое значение имела реформа по изменению социально-экономической структуры и политической системы.

На доске начертить, в каких направлениях проводились реформы.

Реформы в странах Восточной Европы:

— либерализация плановой рыночной экономики в регулировании цен;

— установление полноценных товарно-денежных отношений;

— изменение форм собственности;

— упразднение командно-административной системы.

В этот период левые политические силы и бывшие коммунистические партии стали терять свой авторитет, вместо них появились социалистические партии. В 1996—1997 гг. в Польше, Болгарии, Венгрии, Румынии и других странах социал-демократические группы снова стали терпеть поражение, и к власти пришли новые политические силы.

О последствиях либерализации экономики и перехода к рыночным отношениям стран Восточной Европы можно судить по следующим факторам (табл. 20).


Таблица 20


Государства

Результаты реформ

Польша

1. Ускорен переход к стабилизации экономики.

2. В 1955 г. был снижен уровень инфляции, и страна вскоре достигла европейского уровня развития.

3. В стране царила безработица.

4. Обострились социальные противоречия.

5. В 1966 г. на президентских выборах представители левых сил одержали победу, а на партийных выборах в октябре 1991 г. победили правые.

Болгария

1. Правительство, возглавляемое социалистами, ставило препоны реформам.

2. Социально-экономическое положение было очень тяжелым.

3. В стране наступил голод.

4. Началась волна финансовых банкротств (внешний долг превысил 10 млрд. долларов).

5. В 1997 г. президентом был избран представитель правой оппозиции.

6. Были проведены внеочередные парламентские выборы.

Албания

1. Уровень политической культуры был низким.

2. Не было демократических веяний.

3. В 1997 г. в стране разразился политический кризис. “Власть толпы” разрушила государственные институты, ввергла страну в хаос, доведя народ до состояния гражданской войны.

Польша и Югославия

Широкое развитие получила кооперация сельского хозяйства.

Чехия, Словакия и Венгрия

Появились новые формы кооперативов.

Румыния

Широкое распространение получили кооперативы.

Болгария

Существовал двусторонний вариант. С одной стороны, сохранились частные кооперативы, с другой — сформировались частнособственнические фермерские хозяйства.

Чехословакия в 1990 г.

Революционные процессы перешли в национальные и этнические столкновения.

Югославия (Сербия и Черногория остались в составе Федерации)

Разделилась на несколько независимых государств: Словению, Боснию, Герцеговину, Македонию, Хорватию. Религиозный состав народа различен: католики, мусульмане, православные.


В 1991—1992 гг. начались территориально-этнические столкновения. В 1999—2000 гг. судьба албанцев в Косово потрясла все мировое сообщество.

На последнем занятии нужно рассказать о социально-экономических изменениях во взаимоотношениях между государствами, раскрыть сущность социальных реформ, а также реформ в свободном развитии страны.


Домашнее задание. 1) охарактеризовать страны Центральной и Юго-Восточной Европы; 2) на контурной карте выделить Югославию; прочитать источники и документы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]