СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.

Всемирная история 9 класс с 1914 г. по настоящее время - разработки уроков

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.

Цели урока:

Образовательная: охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие страны после Второй мировой войны; раскрыть сущность командно-административной системы СССР, приведшей к распаду страны; показать достижения и недостатки в развитии Советского государства; дать характеристику развития современной России по пути демократии.

Развивающая: дать критическую оценку историческим событиям, отдавая дань достижениям страны; представить объективную характеристику социалистическому строю, сравнивая с приоритетами развития современной РФ.

Воспитательная: воспитание интернационализма и уважения к стремлению народов к суверенному развитию.

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия: политическая карта мира, учебный атлас, контурная карта, графики, диаграмма, схематические иллюстрации, таблица.

План изучения темы:

1. Территориальные изменения, социально-экономическое, политическое развитие СССР в 1945—1953 гг.

2. Последствия сталинской политики.

3. Н. С. Хрущев. Наступление “оттепели” — 1953 г.

4. Вопросы войны и мира во внешней политике СССР.

5. ХХ съезд КПСС — февраль 1956 г.

6. Октябрьские события 1956 г. Л. И. Брежнев и его реформы.

7. Советский Союз в 1960—1984 гг.

8. СССР в 80—90-х годах. Политика перестройки М. С. Горбачева.

9. Деформация демократизма в национальном вопросе.

10. Широкое распространение взяточничества и казнокрадства.

11. Кризис в Компартии.

12. Попытка переворота Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП) и ее провал.


Схема 5



Объяснение новой темы можно начать с вопроса:

Какие меры должны были осуществиться в социально-экономическом развитии СССР в период первой послевоенной пятилетки?

Ответы учащихся дополняет преподаватель.

Политика Сталина нанесла ущерб не только Советскому Союзу, но и другим странам. Эта система была осуждена при Н. С. Хрущеве.

Вопросы экономической интеграции социалистических стран решались Советом экономической взаимопомощи (СЭВ), куда входили СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия и другие государства.

В 1950 г. был заключен союз с КНР; политические, военные вопросы между социалистическими странами рассматривались Варшавским договором (ОВД).

1953 г. — окончание Корейской войны. В мае 1955 г. СССР подписал соглашение о восстановлении независимости Австрии.

Записываются задачи ХХ съезда КПСС:

— увеличение промышленного производства;

— введение семичасового рабочего дня;

— проведение пенсионной реформы.

Основные положения из доклада Н. С. Хрущева на ХХ съезде КПСС в 1956 г.:

1) разоблачение культа личности Сталина;

2) оправдание жертв репрессий;

3) возвращение некоторых народов на свою историческую родину;

4) восстановление насильственно переселенных автономий: Калмыцкой, Чечено-Ингушской, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской АССР;

5) освоение целинных земель;

6) решение вопросов посева кукурузы;

7) выделение из союзного бюджета дотаций Казахстану, Туркмении и Узбекистану.

В области культурной жизни общества: в 1958 г. было принято Постановление “Об укреплении связи школы с жизнью”. Срок обучения был продлен до 11 лет. Начиная с 9 класса 2 ч в неделю учащиеся занимались производственной практикой.

Используя эти факты, составить хронологическую таблицу о достижениях Советского Союза во второй половине 1950 г. и в 1960—1965 гг.

1950—1960 гг.: началось освоение космоса. 1961 г. — полет в космос Ю. Гагарина.

В мирных целях началось освоение атомной энергии. Быстрыми темпами развивалась химическая промышленность.

В 1962 г. выполнена программа реорганизации партийного руководства. Разделение партийной организации на две части — промышленную и сельскохозяйственную.

В 1964 г. Н. С. Хрущев ушел с поста главы государства, и Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л. И. Брежнев.

В 1965 г. были произведены реформы:

1) сокращение плановых показателей;

2) создание фондов материального поощрения на местах производства;

3) введение на производстве продуктового налога;

4) прекращение заключения на предприятиях договорных планов.

Преподаватель должен дополнить тему сообщением об экономических изменениях в стране и улучшении жизненного уровня трудящихся.

Второе занятие начинается с того, что учитель напоминает учащимся о том, что в конце 70-х годов советские войска были введены в Афганистан, в результате чего мировой авторитет СССР резко упал. В странах Восточной Европы были установлены ракеты средней дальности. СССР стал вмешиваться во внутренние дела африканских стран.

В середине 80-х годов Советский Союз, находясь в экономическом, социальном и политическом кризисе, искал пути выхода из него.

В январе 1987 г. было принято решение о введении в стране гласности. Стали укрепляться нормы правового государства, гражданского общества. Было разрешено создавать свободные союзы, партии.

В июле 1990 г. на ХХVII съезде КПСС Б. Н. Ельцин сообщил о своем выходе из рядов партии, и его почин был поддержан мэрами Москвы и Ленинграда Г. Поповым и А. Собчаком. Впоследствии около 4 млн. человек вышли из рядов КПСС. Прекратили свою деятельность комсомольские и пионерские организации.

Последний вопрос темы посвящен проблемам перестройки, начатой М. С. Горбачевым. Продолжить тему следующими вопросами:

1. С какими требованиями казахская молодежь вышла в декабре 1986 г. на Площадь Республики?

2. Как были встречены требования молодежи?

3. Какой ущерб нанесли декабрьские события авторитету СССР?

4. Кто требовал ухода М. С. Горбачева с поста главы государства?

После ответов учащихся преподаватель рассказывает о провозглашении независимости Российской Федерации. Президентом России стал Б. Н. Ельцин.

Августовские события (19—21 августа) 1991 г. и их последствия даются в качестве домашнего задания. Используя дополнительный материал, подготовить сообщение по этому вопросу.

Расширить тему материалами о Беловежском соглашении в декабре 1991 г. и образовании СНГ. В результате на месте бывшего СССР образовались 15 новых независимых государств, развивающихся по собственному пути.

В продолжение темы — рассказ о подписании в Алма-Ате 21 декабря 1991 г. Договора о создании СНГ руководителями Азербайджана, Казахстана, Российской Федерации, Армении, Таджикистана, Белоруссии, Молдавии, Туркмении, Узбекистана и Украины. С этого дня были образованы государства Содружества, однако пути их развития были различными.

Используя дополнительный материал, преподаватель рассказывает о мерах, предпринимаемых в республиках Средней Азии и Казахстана по выходу из экономического кризиса.

В 1993 г. в состав СНГ вошла Грузия, однако в 2008 г. вышла из него. 8 июля 1994 г. Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан подписали Соглашение о создании единого экономического пространства.

Президент РК Н. А. Назарбаев в целях экономической интеграции стран СНГ выступил с идеей создания Евразийского союза.

В январе 1995 г. Н. А. Назарбаев предложил руководителям СНГ проект создания Союза единого экономического пространства.

29 марта 1996 г. в Москве представители Беларуси, Кыргызстана, Российской Федерации объявили об углублении интеграции в экономической и гуманитарной сферах.

В июне 1998 г. Главный совет межгосударственного экономического организационного комитета был перенесен из Москвы в Алматы, а ранее, 28 апреля 1998 г., на основе формулы “4 + N” к интеграционному единству присоединился Таджикистан.

На заседании руководителей стран СНГ 29 апреля 1999 г. Н. А. Назарбаев предложил реформировать исполнительные органы.

В заключение следует рассказать о перспективах Казахстана в области экономической интеграции, а также в развитии международной торговли и экономики.

В конце 2000 г. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан создали Евразийское экономическое сообщество (ЕЭС), которое призвано помочь развитию интеграции этих стран.


Домашнее задание: сделать сообщение о современном социально-экономическом и политическом развитии стран СНГ, используя дополнительные материалы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]